Файл: Стратегия социальноэкономического развития воронежской области на период до 2035 года.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.02.2024

Просмотров: 1734

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

РАЗДЕЛ 1.

Воронежской области

В составе существенных возможностей развития Воронежской области

Типологизация интересов субъектов

Относительные конкурентные преимущества Воронежской области

Ключевые проблемы социально-экономического развития Воронежской области

РАЗДЕЛ 2.

РАЗДЕЛ 3.

Воронежской области. Особенные характеристики Стратегии развития Воронежской области на период до 2035 года

Консервативный сценарий отличается:

Базовый сценарий отличается:

РАЗДЕЛ 4.

Подраздел 4.1. Демографическое и миграционное развитие Воронежской области

Ключевые задачи:

Ожидаемые основные результаты:

Подраздел 4.2. Сохранение здоровья и продление активного долго-

Ключевые задачи:

Ожидаемые основные результаты:

Ключевые задачи:

Ожидаемые основные результаты:

сти Воронежской области:

Подраздел 4.3. Модернизация образования Воронежской области

Ключевые задачи:

Ожидаемые основные результаты.

Способы и направления деятельности органов государственной вла- сти Воронежской области:

Подраздел 4.4. Развитие культурной среды

Ожидаемые основные результаты:

Цель 1.15. Формирование единого культурного пространства, укре- пление нравственных ценностей.

Ключевые задачи:

Подраздел 4.5. Развитие физической культуры и спорта

Ключевые задачи:

Ожидаемые основные результаты:

Ключевые задачи:

Ожидаемые основные результаты:

Способы и направления деятельности органов государственной вла- сти Воронежской области:

Подраздел 4.7. Оптимизация рынка труда

Ключевые задачи:

Ожидаемые основные результаты:

Ключевые задачи:

Ожидаемые основные результаты:

Ключевые задачи:

Ключевые задачи:

Ожидаемые основные результаты:

Ключевые задачи:

Способы и направления деятельности органов государственной вла- сти Воронежской области:

Подраздел 4.8. Развитие некоммерческого сектора и межсекторного социального партнерства

Ключевые задачи:

Ожидаемые основные результаты:

Способы и направления деятельности органов государственной вла- сти Воронежской области:

Ключевые задачи:

Ожидаемые основные результаты:

Ключевые задачи:

Ожидаемые основные результаты:

Способы и направления деятельности органов государственной вла- сти Воронежской области:

РАЗДЕЛ 5.

Подраздел 5.1. Развитие высокотехнологичного промышленного

Ключевые задачи:

Ключевые задачи:

Ключевые задачи:

Ключевые задачи:

Ожидаемые основные результаты:

Способы реализации целей:

Подраздел 5.2. Развитие агропромышленного комплекса

Ключевые задачи:

Ключевые задачи:

Ключевые задачи:

Ожидаемые основные результаты:

Способы реализации целей:

Направления деятельности органов государственной власти Воро- нежской области:

Подраздел 5.4. Развитие транспортно-логистической инфраструктуры

Ключевые задачи:

Ожидаемые основные результаты.

Ключевые задачи:

Ожидаемые основные результаты.

Способы реализации целей:

Направления деятельности органов государственной власти Воро- нежской области:

Подраздел 5.5. Развитие строительного комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики

Ключевые задачи:

Ожидаемые основные результаты:

Ключевые задачи:

Ожидаемые основные результаты:

Способы реализации целей:

Направления деятельности органов государственной власти Воро- нежской области:

Подраздел 5.6. Развитие туризма

Ключевые задачи:

Ожидаемые основные результаты:

Способы и направления деятельности органов государственной вла- сти Воронежской области:

Подраздел 5.7. Развитие малого и среднего предпринимательства

Ключевые задачи:

Ожидаемые основные результаты.

Ключевые задачи:

Ожидаемые основные результаты.

Способы реализации целей:

Направления деятельности органов государственной власти Воро- нежской области:

Подраздел 5.8. Развитие межрегиональных и внешнеэкономических

Ключевые задачи:

Ожидаемые основные результаты:

Ключевые задачи:

Ожидаемые основные результаты:

Способы и направления деятельности органов государственной вла- сти Воронежской области:

РАЗДЕЛ 6.

Ключевые задачи:

Ожидаемые основные результаты.

Способы реализации целей и направления деятельности органов го- сударственной власти Воронежской области:

Ожидаемые основные результаты:

Способы реализации целей:

Направления деятельности органов государственной власти Воро- нежской области:

Приоритеты, цели, задачи и направления пространственного разви-

Основные ожидаемые результаты пространственного развития ре- гиона.

РАЗДЕЛ 9.

Оценка финансовых ресурсов, необходимых для реализации Стратегии.

Развитие публичной собственности.

Ожидаемые основные результаты:

Образование

Возможности развития социальной защиты региона:

Основные ограничения:

Неблагоприятные факторы развития социальной защиты региона:

Промышленность

Основные ограничения:

Агропромышленный комплекс

Строительный комплекс

Сдерживающие факторы:

Связь, информационные и коммуникационные технологии

Транспортно-логистическая инфраструктура

Возможности развития ТЛИС:

Основные ограничения в развитии ТЛИС:

Факторами, сдерживающими развитие ТЛИС региона, являются:

Жилищно-коммунальное хозяйство и энергетика

Торговля и потребительский рынок

Туризм

Основной ограничитель:

Внешнеэкономическая деятельность и экспорт.

Инновационная деятельность

Основные ограничения:

Неблагоприятные факторы:

Экология

Динамика целевых показателей социально-экономического развития Воронежской области по годам реализации Стратегии

Перечень ключевых проектов социально-экономического развития Воронежской области, обеспечивающих реализацию Стратегии

Проекты и программы развития муниципальных образований Воронежской области

Пространственная конфигурация кластеров АПК Воронежской области

Перечень нормативных правовых актов,

Приоритетные направления развития финансового потенциала реализации Стратегии социально-экономического развития Воронежской

Перечень документов и материалов,

инновационной деятельности и недостаточным ростом объемов инвестиций в новые технологии, за последние годы кардинально не удалось повысить инно- вационную активность предприятий, создать конкурентную среду, стимули- рующую активное внедрение и использование инноваций, обеспечить эффек- тивное взаимодействие науки и бизнеса, повысить уровень коммерциализации научных разработок. В целях обеспечения устойчивого и динамичного инно- вационного развития Воронежской области необходимо сформировать новые подходы и механизмы, направленные на стимулирование технологического

развития и значительное увеличение количества организаций, осуществляю- щих технологические инновации.

Благоприятные факторы, способствующие развитию в Воронежской области технологических компаний, повышению научно-исследовательской и инновационной активности, коммерциализации перспективных разработок, являются:

  • наличие крупных индустриальных компаний в ракетно-космическом, радиоэлектронном, авиастроительном, химическом, нефтегазовом комплексах, использующих инновационные разработки для производства конкурентоспо- собной продукции гражданского и военного назначения, имеющих собствен- ную научную и технико-технологическую базу для разработки и внедрения передовых технологий;

  • диверсифицированная структура экономики, способствующая развитию инновационного предпринимательства и повышения инновационной активно- сти экономических субъектов;

  • развитая система высшего образования, обеспечивающего проведение фундаментальных исследований и прикладных разработок в приоритетных сферах развития науки и технологий;

  • наличие технопарков, ориентированных на инновационную деятель- ность («Содружество», «Авиационный», «Космос-Нефть-Газ»);

  • наличие крупных индустриальных парков, в которых функционируют инновационно-ориентированные предприятия («Масловский», «Лискинский»,


«Бобровский», «Перспектива»);

  • развитая структура промышленных кластеров (8 региональных класте- ров, объединяющих более 100 производителей нефтегазового и химического оборудования, радиоэлектронной, мебельной, транспортно-логистической, авиационной отраслей, электромеханики, IT-технологий, строительных мате- риалов и технологий);

  • наличие специализированных объектов инфраструктуры инновацион- ной деятельности (бизнес-инкубаторы; технологическая платформа; инжини- ринговые центры; центры коллективного пользования; центры трансферта технологий);

  • наличие центра поддержки технологий и инноваций, реализующие ме- роприятия по развитию изобретательской, патентно-лицензионной и иннова- ционной деятельности хозяйствующих субъектов;

  • значительный потенциал научно-исследовательских институтов, конст- рукторских бюро, образовательных организаций высшего образования, зани- мающихся фундаментальными и прикладными исследованиями;

  • наличие развитой системы подготовки кадров образовательными орга- низациями высшего образования, в том числе для ведущих промышленных предприятий региона;

  • диверсифицированная структура малого и среднего предприниматель- ства, которая предоставляет возможность внедрения инноваций в различных

отраслях экономки;

  • высокий потенциал развития цифровых технологий на базе действую- щих IT-предприятий региона;

  • наличие основных элементов системы региональных институтов разви- тия в сфере инноваций (ОКУ «Агентство по инновациям и развитию экономи- ческих и социальных проектов», ГБУ ВО «Центр кластерного развития», ОГ- БУ «Агентство по инвестициям и стратегическим проектам»), осуществляю- щие широкий спектр консультационной и информационной поддержки высо- котехнологичных проектов, разработку и реализацию новых направлений в сфере высоких технологий и инфраструктуры;

  • разработанная региональная нормативная правовая база, позволяющая использовать широкий спектр инструментов государственной поддержки ин- новационных проектов, внедрять системы кадрового и информационного обеспечения инновационной деятельности, осуществлять интеграцию регио- нальной инновационной системы в национальную;

  • реализация в регионе комплекса мероприятий по развитию сектора ис- следований и разработок, формированию инновационной инфраструктуры, модернизации экономики на основе технологических инноваций.


Возможности активизации инновационной деятельности в региона:

  • кооперация предприятий региона с высокотехнологичными отечест- венными и зарубежными компаниями в целях разработки, трансфера и ком- мерциализации инноваций, способствующая концентрации высококвалифици- рованных кадров и повышению эффективности в сфере научно- исследовательской и инновационной деятельности;

  • развитие инновационной инфраструктуры, в том числе центров компе- тенций, проектных и инжиниринговых центров для реализации региональных высокотехнологичных проектов;

  • расширение участия сектора исследований и разработок, бизнес- сообщества Воронежской области в процессах международного научно- технического сотрудничества по приоритетным направлениям развития науки и технологий;

  • расширение участия Воронежской области в реализации перспективных федеральных проектов, направленных на развитие новых технологий и компе- тенций, в том числе Национальная технологическая инициатива, улучшение инвестиционного климата, LEADER ID и другие;

  • активное участие Воронежской области в реализации программы «Циф- ровая экономика Российской Федерации», по стимулированию создания и раз- витию действующих высокотехнологичных компаний ИТ-сферы, разрабаты- вающих «сквозные» цифровые технологии, в том числе по направлениям: большие данные, системы распределенного реестра, технологии беспроводной связи, технологии виртуальной и дополненной реальности;

  • привлечение инвестиций в инновационные проекты за счет развития индустриальных (промышленных) парков, создания особой экономической зоны «Центр».

Основные ограничения:


  • низкий уровень спроса на технологические инновации со стороны оте- чественных экономических субъектов;

  • отсутствие системного отраслевого и межотраслевого взаимодействия между предприятиями реального сектора экономики, способного вызвать ку- мулятивный эффект создания и распространения инноваций;

  • отсутствие достаточного количества исследовательских, инженерных и рабочих кадров, имеющих необходимые компетенции для обеспечения сба- лансированного инновационного развития сопряженных производств.

Неблагоприятные факторы:


  • наличие развитых технико-технологических и организационно- экономических связей между предприятиями на региональном и националь- ном уровнях, ориентированных на воспроизводство традиционной продукции;

  • низкая восприимчивость бизнес-структур к внедрению новых техноло-

гий;

  • слабое взаимодействие сектора исследований и разработок с реальным

сектором экономики по внедрению новых технологий;

  • недостаточный объем инвестиций для приобретения, разработки и вне- дрения новых технологий;

  • усиление политики протекционизма в условиях финансово- экономического кризиса и международных санкций;

  • огосударствление экономики, снижающее стимулы для инновационного предпринимательства, способствующее сохранению технологического отста- вания монополизированных секторов экономики.



Экология


Анализ состояния окружающей среды и природных ресурсов показывает, что территория Воронежской области по показателям уровня загрязнения по
сравнению с соседними областями относится к умеренно загрязненной. В рам- ках государственной программы Воронежской области «Охрана окружающей среды и природные ресурсы» реализуются мероприятия, проводимые с целью: оздоровления водных объектов; минимизации воздействия на окружающую среду отходов производства и потребления; создания и охраны уникальных природных территорий; экологического воспитания и просвещения населения; охраны объектов животного и растительного мира.

Значительное количество в общем объеме отходов составляют твердые коммунальные отходы - 2,029 млн. тонн (по экспертной оценке территориаль- ной схемы). В основном все они захораниваются без предварительной сорти- ровки на объектах размещения отходов, которые занимают 757 га земель.

Одной из проблем в сфере обращения с отходами является низкий уро- вень вовлечения отходов в хозяйственный оборот, что связано с недостаточ- ным количеством объектов обработки, утилизации и обезвреживания твердых коммунальных и промышленных отходов.

Водные ресурсы Воронежской области представлены поверхностными и подземными водами и используются как на питьевые и хозбытовые нужды (подземные воды), так и на производственные нужды. Практически все по- верхностные и большая часть подземных водных объектов, особенно в рай- онах размещения крупных промышленных и сельскохозяйственных комплек- сов, испытывают значительное антропогенное воздействие. С целью восста- новления экологического и рекреационного состояния, предотвращения исто- щения водоемов, улучшения санитарнотехнического состояния и охраны вод- ных объектов необходимо проведение работ по освобождению русел рек от наносов, водной растительности, древесных завалов и приведению параметров русел рек к естественным значениям, установление границ водоохранных зон.

В черте города Воронежа на р. Воронеж расположено Воронежское водо-