Файл: Стратегия социальноэкономического развития воронежской области на период до 2035 года.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.02.2024
Просмотров: 1894
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
В составе существенных возможностей развития Воронежской области
Типологизация интересов субъектов
Относительные конкурентные преимущества Воронежской области
Ключевые проблемы социально-экономического развития Воронежской области
Консервативный сценарий отличается:
Подраздел 4.1. Демографическое и миграционное развитие Воронежской области
Ожидаемые основные результаты:
Подраздел 4.2. Сохранение здоровья и продление активного долго-
Ожидаемые основные результаты:
Ожидаемые основные результаты:
Подраздел 4.3. Модернизация образования Воронежской области
Ожидаемые основные результаты.
Способы и направления деятельности органов государственной вла- сти Воронежской области:
Подраздел 4.4. Развитие культурной среды
Ожидаемые основные результаты:
Цель 1.15. Формирование единого культурного пространства, укре- пление нравственных ценностей.
Подраздел 4.5. Развитие физической культуры и спорта
Ожидаемые основные результаты:
Ожидаемые основные результаты:
Способы и направления деятельности органов государственной вла- сти Воронежской области:
Подраздел 4.7. Оптимизация рынка труда
Ожидаемые основные результаты:
Ожидаемые основные результаты:
Ожидаемые основные результаты:
Способы и направления деятельности органов государственной вла- сти Воронежской области:
Подраздел 4.8. Развитие некоммерческого сектора и межсекторного социального партнерства
Ожидаемые основные результаты:
Способы и направления деятельности органов государственной вла- сти Воронежской области:
Ожидаемые основные результаты:
Ожидаемые основные результаты:
Способы и направления деятельности органов государственной вла- сти Воронежской области:
Подраздел 5.1. Развитие высокотехнологичного промышленного
Ожидаемые основные результаты:
Подраздел 5.2. Развитие агропромышленного комплекса
Ожидаемые основные результаты:
Направления деятельности органов государственной власти Воро- нежской области:
Подраздел 5.4. Развитие транспортно-логистической инфраструктуры
Ожидаемые основные результаты.
Ожидаемые основные результаты.
Направления деятельности органов государственной власти Воро- нежской области:
Подраздел 5.5. Развитие строительного комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики
Ожидаемые основные результаты:
Ожидаемые основные результаты:
Направления деятельности органов государственной власти Воро- нежской области:
Подраздел 5.6. Развитие туризма
Ожидаемые основные результаты:
Способы и направления деятельности органов государственной вла- сти Воронежской области:
Подраздел 5.7. Развитие малого и среднего предпринимательства
Ожидаемые основные результаты.
Ожидаемые основные результаты.
Направления деятельности органов государственной власти Воро- нежской области:
Подраздел 5.8. Развитие межрегиональных и внешнеэкономических
Ожидаемые основные результаты:
Ожидаемые основные результаты:
Способы и направления деятельности органов государственной вла- сти Воронежской области:
Ожидаемые основные результаты.
Ожидаемые основные результаты:
Направления деятельности органов государственной власти Воро- нежской области:
Приоритеты, цели, задачи и направления пространственного разви-
Основные ожидаемые результаты пространственного развития ре- гиона.
Оценка финансовых ресурсов, необходимых для реализации Стратегии.
Развитие публичной собственности.
Ожидаемые основные результаты:
Возможности развития социальной защиты региона:
Неблагоприятные факторы развития социальной защиты региона:
Связь, информационные и коммуникационные технологии
Транспортно-логистическая инфраструктура
Основные ограничения в развитии ТЛИС:
Факторами, сдерживающими развитие ТЛИС региона, являются:
Жилищно-коммунальное хозяйство и энергетика
Торговля и потребительский рынок
Внешнеэкономическая деятельность и экспорт.
Проекты и программы развития муниципальных образований Воронежской области
Пространственная конфигурация кластеров АПК Воронежской области
В 2017 году свыше 1054 тыс. человек (89,5 процента общей численности рабочей силы) находились в трудоспособном возрасте. Доля мужчин состави- ла 93,7 процента, городского населения – 88,3 процента.
Уровень участия в рабочей силе лиц в трудоспособном возрасте соста- вил 79.6 процента, лиц старше трудоспособного возраста – 18,9 процента.
Среди населения старше трудоспособного возраста наиболее высокий уровень участия в рабочей силе у лиц в возрастной группе 55-59 лет (50,3 процента), самый низкий (4,2 процента) – у лиц возрасте старше 65 лет.
В 2017 году подавляющая часть (свыше 81,0 процента) занятого населе- ния области трудилась на предприятиях и в организациях, имеющих статус юридического лица, независимо от того, являются ли они наемными работни- ками, или владельцами (совладельцами) предприятия (организации). По найму у индивидуальных предпринимателей и у отдельных граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями, были заняты 8,5 процента населения.
Удельный вес лиц, осуществлявших свою деятельность на предприяти- ях, принадлежащих индивидуальным предпринимателям, независимо от того, являются ли наемными работниками, или владельцами (совладельцами) пред- приятия, или помогающими членами семьи на этом предприятии, составил 4,9 процента. Доля занятых на индивидуальной основе (лица, осуществляющие экономическую деятельность, приносящую доход, и не зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей) составила 2,9 процента, доля занятых в собственном домашнем хозяйстве производством продукции сель- ского, лесного хозяйства, охоты, рыболовства, предназначенной для реализа- ции, – 1 процент.
В 2017 году средний возраст занятого населения составил 41,6 года, без- работных – 38,3 года. Занятое население старше безработных на 3,3 года.
Итоги выборочного обследования рабочей силы позволяют сделать вы-
вод, что, чем выше уровень образования, тем выше уровень занятости и ниже уровень безработицы.
Рассматривая распределение численности занятого населения в возрасте 15 лет и старше по группам занятий в соответствии с Общероссийским клас- сификатором занятий (ОК 010-2014), следует отметить, что значительную до- лю (свыше 24 процента) составили специалисты высшего уровня квалифика- ции (среди них 29 процента – специалисты в области образования, четверть – в области бизнеса и администрирования).
Доля операторов производственных установок и машин, сборщиков и водителей составила более 14 процентов; квалифицированных рабочих про- мышленности, строительства, транспорта и рабочих родственных профессий – 12 процентов (из них 42 процента – рабочие, занятые в металлообрабатываю- щем и машиностроительном производстве, механики и ремонтники, 27 про- цента – рабочие, занятые в строительстве).
Удельный вес специалистов среднего уровня квалификации в среднем по области составил 12 процентов. Среди них наибольшая доля (38 процента) приходилась на средний медицинский персонал здравоохранения, 31 процент
-
на средний специальный персонал по экономической и административной деятельности, 23 процента – на специалистов-техников в области науки и тех- ники.
В 2017 году, по данным выборочного обследования рабочей силы в воз- расте 15-72 лет, в области трудились 1014 тысяч квалифицированных работ- ников и 309 тысяч высококвалифицированных работников.
Наиболее высокий удельный вес высококвалифицированных работников в общей численности квалифицированных работников отмечен в организациях образования (68,3 %); осуществлявших профессиональную, научную и техни- ческую деятельность (68,7 %); финансовую и страховую (64,3 %); деятель- ность в области информации и связи (56,3 %); в учреждениях государственно- го управления и обеспечения военной безопасности; социального обеспечения (49 %).
В долгосрочной перспективе демографические процессы не способст- вуют улучшению количественных и качественных параметров замещения вы-
бывающих контингентов работающих трудоспособного возраста. Доля насе- ления трудоспособного возраста в составе трудовых ресурсов Воронежской области стабильно снижается, изменяется структура работающих в сторону старения. По прогнозу социально – экономического развития области в период до 2035 года ожидается убыль численности занятого в экономике области на- селения, что окажет негативное воздействие на дальнейший рост объемов производства.
Выборочное обследование предприятий показывает, что в период до 2024 года потребность в новых кадрах составит 9,1 процента от среднегодовой численности занятого населения в 2016 году, в том числе на восполнение ра- ботников, выбывающих по возрастным критериям, - 5,4 процента, на ввод в эксплуатацию новых рабочих мест – 3,7 процента. Увеличение спроса на тру- довые ресурсы прогнозируется во всех городских округах и муниципальных районах области.
В таблице 13 приведена прогнозируемая кадровая потребность экономи- ки Воронежской области на период до 2035 года согласно целевому сцена- рию.
Таблица 13 – Прогнозируемая кадровая потребность экономики Воронежской области на период до 2035 года
Показатели | Годы | |||
2019 | 2024 | 2030 | 2035 | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1. Потребность в кадровом обеспечении экономики, в том числе по видам эко- номической деятельности и группам занятий, тыс. чел. | 1097 | 1112,6 | 1140,8 | 1147,3 |
Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство | 144,5 | 142,9 | 142,0 | 141,5 |
Добыча полезных ископаемых | 3,9 | 5,0 | 5,9 | 6,9 |
Обрабатывающие производства | 123,4 | 120,3 | 108,7 | 96,9 |
Обеспечение электрической энергией, газом и па- ром; кондиционирование воздуха | 25,3 | 25,5 | 26,1 | 27,9 |
Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений | 10,2 | 10,4 | 11,1 | 12,9 |
Строительство | 76,5 | 77,1 | 78,4 | 81,0 |
Торговля оптовая и розничная; ремонт автотранс- портных средств и мотоциклов | 247,8 | 250,5 | 255,5 | 260,0 |
Транспортировка и хранение | 70,1 | 73,0 | 75,0 | 76,0 |
Деятельность гостиниц и предприятий обществен- ного питания | 22,0 | 23,5 | 25,9 | 26,5 |
Деятельность в области информации и связи | 24,3 | 25,2 | 28,0 | 29,2 |
Деятельность финансовая и страховая | 19,9 | 21,3 | 23,9 | 26,0 |
Деятельность по операциям с недвижимым имуще- ством | 21,3 | 22,5 | 23,6 | 25,0 |
Деятельность профессиональная, научная и техниче- ская | 33,9 | 34,6 | 36,9 | 38,0 |
Деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги | 26,2 | 28,0 | 30,1 | 33,0 |
Окончание табл. 13
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное обеспечение | 48,7 | 46,3 | 45,2 | 44,1 |
Образование | 81,2 | 82,1 | 83,1 | 84,5 |
Деятельность в области здравоохранения и социальных услуг | 74,6 | 75,2 | 77,0 | 77,6 |
Деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений | 15,7 | 16,3 | 18,0 | 19.0 |
Предоставление прочих видов услуг | 27,5 | 32,9 | 46,4 | 60,3 |
2. Потребность в привлечении иностран- ных трудовых мигрантов, в том числе по видам экономической деятельности и группам занятий, чел. | 19564 | 21390 | 24042 | 26508 |
Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и ры- боводство | 1459 | 1565 | 1759 | 1940 |
Добыча полезных ископаемых | 1 | 2 | 2 | 2 |
Обрабатывающие производства | 1581 | 1747 | 1964 | 2166 |
Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха | 0 | 0 | 0 | 0 |
Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации за- грязнений | 194 | 214 | 238 | 260 |
Строительство | 2200 | 2653 | 2986 | 3294 |
Торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспорт- ных средств и мотоциклов | 1144 | 1263 | 1419 | 1564 |
Транспортировка и хранение | 441 | 487 | 545 | 599 |
Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания | 120 | 132 | 144 | 156 |
Деятельность в области информации и связи | 15 | 16 | 16 | 16 |
Деятельность финансовая и страховая | 0 | 0 | 0 | 0 |
Деятельность по операциям с недвижимым имущест- вом | 1001 | 1069 | 1201 | 1323 |
Деятельность профессиональная, научная и техниче- ская | 0 | 0 | 0 | 0 |
Деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги | 465 | 512 | 574 | 631 |
Государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное обеспечение | 0 | 0 | 0 | 0 |
Образование | 15 | 16 | 16 | 16 |
Деятельность в области здравоохранения и социальных услуг | 128 | 139 | 151 | 166 |
Деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений | 25 | 26 | 26 | 26 |
Предоставление прочих видов услуг | 275 | 301 | 337 | 369 |
Деятельность домашних хозяйств как работодателей | 10500 | 11248 | 12664 | 13980 |
Деятельность экстерриториальных организаций и ор- ганов | 0 | 0 | 0 | 0 |
3. Численность трудоспособного населе- ния в трудоспособном возрасте, тыс. чел | 1279,1 | 1245,9 | 1266,4 | 1279,6 |
4. Доля молодежи в возрасте до 30 лет в среднегодовой численности занятых в экономике, % | 6,4 | 7,7 | 9,2 | 10,3 |
до 20 | ||||
20-24 | 43,9 | 49,1 | 55,2 | 60,1 |
25-29 | 68,9 | 75,1 | 82,5 | 88,7 |
В ближайшей перспективе стимулирование занятости лиц с ограничен- ной трудоспособностью, повышение пенсионного возраста, повышение ми- грационной привлекательности региона могут стать основными источниками стабилизации численности трудовых ресурсов.
Существующий в регионе уровень профессионально-квалификационной подготовки занятого населения не позволяет адекватно нивелировать влияние негативных трендов демографических процессов на формирование и развитие трудовых ресурсов.
Следствием оттока рабочей силы из высокотехнологичных отраслей экономики в ходе ее структурной перестройки стало существенное возраста- нием объемов неформального сектора, смена профессии и утрата квалифика- ционных навыков значительной частью работающих.
Сохраняются проблемы структурной дифференциации профессиональ- ного состава занятого населения и восполнения в его структуре численности выбывающих контингентов рабочих. Сегодня работающие с начальным про- фессиональным образованием составляют примерно пятую часть работающих с высшим и средним специальным образованием. Низкий социальный статус и уровень оплаты труда вакантных рабочих мест не обеспечивают рост прести- жа рабочих профессий для молодежи и преодоление дефицита рабочих кадров на рынке труда. Острую потребность в рабочих кадрах испытывают, прежде всего, предприятия машиностроения и сельского хозяйства.
Низкая территориальная мобильность рабочей силы усугубляет ситуа- цию с выравниванием предложения рабочей силы в городских округах и му- ниципальных районах области. Уровень безработицы среди сельских жителей в 1,6 раза выше, чем среди городских жителей.
Происходящая модернизация региональной системы профессионального образования (создание многоуровневых и многопрофильных учреждений по- вышенного статуса, открытие ресурсных центров для подготовки квалифици- рованных кадров для предприятий машиностроения, самолетостроения, аграр- ного комплекса области) способствует повышению качества подготовки ква- лифицированных специалистов для экономики области и формированию сис-