Файл: Стратегия социальноэкономического развития воронежской области на период до 2035 года.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.02.2024
Просмотров: 1881
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
В составе существенных возможностей развития Воронежской области
Типологизация интересов субъектов
Относительные конкурентные преимущества Воронежской области
Ключевые проблемы социально-экономического развития Воронежской области
Консервативный сценарий отличается:
Подраздел 4.1. Демографическое и миграционное развитие Воронежской области
Ожидаемые основные результаты:
Подраздел 4.2. Сохранение здоровья и продление активного долго-
Ожидаемые основные результаты:
Ожидаемые основные результаты:
Подраздел 4.3. Модернизация образования Воронежской области
Ожидаемые основные результаты.
Способы и направления деятельности органов государственной вла- сти Воронежской области:
Подраздел 4.4. Развитие культурной среды
Ожидаемые основные результаты:
Цель 1.15. Формирование единого культурного пространства, укре- пление нравственных ценностей.
Подраздел 4.5. Развитие физической культуры и спорта
Ожидаемые основные результаты:
Ожидаемые основные результаты:
Способы и направления деятельности органов государственной вла- сти Воронежской области:
Подраздел 4.7. Оптимизация рынка труда
Ожидаемые основные результаты:
Ожидаемые основные результаты:
Ожидаемые основные результаты:
Способы и направления деятельности органов государственной вла- сти Воронежской области:
Подраздел 4.8. Развитие некоммерческого сектора и межсекторного социального партнерства
Ожидаемые основные результаты:
Способы и направления деятельности органов государственной вла- сти Воронежской области:
Ожидаемые основные результаты:
Ожидаемые основные результаты:
Способы и направления деятельности органов государственной вла- сти Воронежской области:
Подраздел 5.1. Развитие высокотехнологичного промышленного
Ожидаемые основные результаты:
Подраздел 5.2. Развитие агропромышленного комплекса
Ожидаемые основные результаты:
Направления деятельности органов государственной власти Воро- нежской области:
Подраздел 5.4. Развитие транспортно-логистической инфраструктуры
Ожидаемые основные результаты.
Ожидаемые основные результаты.
Направления деятельности органов государственной власти Воро- нежской области:
Подраздел 5.5. Развитие строительного комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики
Ожидаемые основные результаты:
Ожидаемые основные результаты:
Направления деятельности органов государственной власти Воро- нежской области:
Подраздел 5.6. Развитие туризма
Ожидаемые основные результаты:
Способы и направления деятельности органов государственной вла- сти Воронежской области:
Подраздел 5.7. Развитие малого и среднего предпринимательства
Ожидаемые основные результаты.
Ожидаемые основные результаты.
Направления деятельности органов государственной власти Воро- нежской области:
Подраздел 5.8. Развитие межрегиональных и внешнеэкономических
Ожидаемые основные результаты:
Ожидаемые основные результаты:
Способы и направления деятельности органов государственной вла- сти Воронежской области:
Ожидаемые основные результаты.
Ожидаемые основные результаты:
Направления деятельности органов государственной власти Воро- нежской области:
Приоритеты, цели, задачи и направления пространственного разви-
Основные ожидаемые результаты пространственного развития ре- гиона.
Оценка финансовых ресурсов, необходимых для реализации Стратегии.
Развитие публичной собственности.
Ожидаемые основные результаты:
Возможности развития социальной защиты региона:
Неблагоприятные факторы развития социальной защиты региона:
Связь, информационные и коммуникационные технологии
Транспортно-логистическая инфраструктура
Основные ограничения в развитии ТЛИС:
Факторами, сдерживающими развитие ТЛИС региона, являются:
Жилищно-коммунальное хозяйство и энергетика
Торговля и потребительский рынок
Внешнеэкономическая деятельность и экспорт.
Проекты и программы развития муниципальных образований Воронежской области
Пространственная конфигурация кластеров АПК Воронежской области
Выше среднего уровня оценивается ими сила влияния решений федераль- ных органов власти о создании территорий с льготными условиями осуществле- ния экономической деятельности (ОЭЗ).
В целом органы местного самоуправления полагаются, преимущественно, на действия государства (федеральный уровень) и привлечение ресурсов в бюд- жет (превращение ненаблюдаемой экономики в открытую).
Представители крупного бизнеса отнесли к возможностям, влияние кото- рых на социально-экономическое развитие Воронежской области ближе к силь- ному (более 4,50), только расширение масштабов бюджетного финансирования развития воронежских предприятий оборонно-промышленного комплекса (4,50). Вместе с тем, их оценки свидетельствуют о том, что ни одна из них не имеет вы- сокой вероятности использования.
Представители малого и среднего бизнеса в большей степени склонны счи- тать значимыми для экономики региона действия крупного бизнеса, ожидания в отношении государства – развитие инфраструктуры.
Представители гражданского общества отнесли к возможностям, влияние которых на социально-экономического развитие Воронежской области, ближе к сильному, только расширение участия бизнеса в решении социальных проблем региона. Почти половина факторов, по их оценке, имеет среднее влияние. Их оценки свидетельствуют также о том, что ни одна из возможностей не имеет вы- сокой вероятности использования. Средняя вероятность отмечена ими у реализа-
ции федеральных программ развития перспективных направлений импортозаме- щения и принятия федеральными властями решений о создании территорий с льготными условиями осуществления экономической деятельности.
В числе наиболее выраженных интересов всех групп стейкхолдеров:
-
расширение масштабов бюджетного финансирования развития воронеж- ских предприятий оборонно-промышленного комплекса; -
расширение масштабов финансирования развития экономики, осуществ- ляемого частными инвесторами; -
расширение спроса на продукцию предприятий агропромышленного ком- плекса Воронежской области на мировом рынке; -
реализация федеральных проектов развития транспортной инфраструкту- ры; создание территорий с льготными условиями осуществления экономической деятельности.
В числе достаточно выраженных интересов:
-
расширение рынка продукции воронежских предприятий для технической модернизации материально-технической базы экономики России; -
расширение участия бизнеса в решении социальных проблем региона; -
расширение спроса на образовательные услуги воронежских вузов со сто- роны зарубежных потребителей; -
реализация кластерных проектов в широком спектре отраслей экономики и социальной сферы; -
использование незадействованных туристско-рекреационных ресурсов территории; -
рост транзитных потоков по транспортному коридору «Север – Юг», раз- витие «транзитной» экономики.
Относительные конкурентные преимущества Воронежской области
Сильные стороны Воронежской области, выявленные в результате страте- гического анализа, фиксируют ее конкурентныеособенностив социально- экономическом пространстве России, Центрального федерального округа.
Для идентификации относительных конкурентных преимуществ Воронеж- ской области использован ряд критериев:
-
устойчивость воспроизводства сильной стороны Воронежской области, т.е. сохранение регионом конкурентного преимущества на протяжении длитель-
ного периода времени независимо от фазы экономического цикла (подъем, спад национальной экономики);
-
наличие в Воронежской области социально-экономического потенциала, необходимого для поддержания и развития сильной стороны; -
отсутствие во внешней среде Воронежской области угроз сильной сторо- не, отличающихся высокой вероятностью реализации и силой негативного воз- действия, способного привести к «потере» соответствующего конкурентного пре- имущества.
Учет результатов стратегического анализа и применение совокупности вы- шеназванных критериев позволили осуществить выбор ограниченного перечня сильных сторон Воронежской области, идентифицируемых в качестве ее относи- тельных конкурентных преимуществ. Их состав и экономическое пространство реализации определены следующим образом:
-
Воронежская область один из крупнейших по площади и численности населения регион в ЦФО; -
Воронежская область имеет выгодное экономико-географическое и транс- портное положение в экономическом пространстве России; -
Воронежская область имеет одну из наиболее развитых в ЦФО систему высшего образования; -
Воронежская область относится к регионам ЦФО, имеющим один из наи- более высоких уровней развития базовых характеристик человеческого капитала; -
Воронежская область отличается высоким в рамках ЦФО уровнем разви- тия ресурсного обеспечения инновационной деятельности; -
Воронежская область входит в группу регионов-лидеров в России по про- изводству продукции сельского хозяйства, имея значительный потенциал для вы- хода на мировой рынок продовольствия и сельскохозяйственного сырья; -
Воронежская область относится к регионам ЦФО, имеющим один из наи- более высоких уровней развития наукоемких отраслей промышленности (ракет- но-космической, радиоэлектронной, авиастроительной, химической), динамично развивающийся сектор информационно-коммуникационных технологий, исполь- зующий потенциал ведущих вузов региона.
Ключевые проблемы социально-экономического развития Воронежской области
Стратегический анализ социально-экономической системы Воронежской области позволил диагностировать ключевые проблемы ее развития, в числе ко- торых:
-
значительный уровень дифференциации качества жизни разных групп на- селения: городского и сельского; занятого в социальной сфере, реальном и фи- нансовом секторах; не являющегося трудоспособным. -
недоиспользование человеческого капитала и инновационного потенциала Воронежской области, проявляющееся в низком уровне производительности тру- да; асинхронности развития кадрового и финансового обеспечения НИОКР; низ- ком уровне коммерциализации результатов инновационной деятельности вузов;
низкомуровне интеграции организаций, имеющих креативный потенциал (НИИ, ведущие вузы), в экономическое пространство региона; пониженной доле про- дукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в ВРП.
-
значительный уровень социально-экономической асимметрии в простран- ственном развитии региона: значительное число муниципальных образований с ограниченным потенциалом социально-экономического развития; отсутствие экономического взаимодействия муниципальных образований; дисбаланс систе- мы расселения населения, не обеспеченного достаточным числом рабочих мест, необходимой социальной и инженерной инфраструктурой. -
неразвитость транспортной и финансовой инфраструктуры: отсутствие достаточной связанности и транспортной доступности территорий региона; огра- ниченные масштабы и качество транспортно-логистических услуг; незначитель- ные объемы венчурного финансирования; высокая степень зависимости предос- тавляемых воронежским промышленным и сельскохозяйственным предприятиям инвестиционных ресурсов от решений федерального центра и топ-менеджмента инорегиональных банков. -
низкий уровень интеграции региональных производителей товаров и ус- луг в национальное экономическое пространство: доминирование производств, ориентированных на местные рынки сбыта; ограниченное число предприятий, производящих высокотехнологичную продукцию; ограниченное число предпри- ятий, функционирующих в отраслях «новой» экономики. -
низкий уровень интеграции региональных производителей товаров и ус- луг в мировое экономическое пространство: пониженная конкурентоспособность продукции обрабатывающей промышленности¸ сферы образовательных и науч- ных услуг. -
недостаточная сбалансированность экономического роста и повышения экологической безопасности региона: недостаточная динамика улучшения окру- жающей среды, испытывающей негативное воздействие экономики; ограниченная сфера действия «зеленой экономики», неразвитость процессов экологизации про- изводства.