Файл: Стратегия социальноэкономического развития воронежской области на период до 2035 года.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.02.2024

Просмотров: 1722

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

РАЗДЕЛ 1.

Воронежской области

В составе существенных возможностей развития Воронежской области

Типологизация интересов субъектов

Относительные конкурентные преимущества Воронежской области

Ключевые проблемы социально-экономического развития Воронежской области

РАЗДЕЛ 2.

РАЗДЕЛ 3.

Воронежской области. Особенные характеристики Стратегии развития Воронежской области на период до 2035 года

Консервативный сценарий отличается:

Базовый сценарий отличается:

РАЗДЕЛ 4.

Подраздел 4.1. Демографическое и миграционное развитие Воронежской области

Ключевые задачи:

Ожидаемые основные результаты:

Подраздел 4.2. Сохранение здоровья и продление активного долго-

Ключевые задачи:

Ожидаемые основные результаты:

Ключевые задачи:

Ожидаемые основные результаты:

сти Воронежской области:

Подраздел 4.3. Модернизация образования Воронежской области

Ключевые задачи:

Ожидаемые основные результаты.

Способы и направления деятельности органов государственной вла- сти Воронежской области:

Подраздел 4.4. Развитие культурной среды

Ожидаемые основные результаты:

Цель 1.15. Формирование единого культурного пространства, укре- пление нравственных ценностей.

Ключевые задачи:

Подраздел 4.5. Развитие физической культуры и спорта

Ключевые задачи:

Ожидаемые основные результаты:

Ключевые задачи:

Ожидаемые основные результаты:

Способы и направления деятельности органов государственной вла- сти Воронежской области:

Подраздел 4.7. Оптимизация рынка труда

Ключевые задачи:

Ожидаемые основные результаты:

Ключевые задачи:

Ожидаемые основные результаты:

Ключевые задачи:

Ключевые задачи:

Ожидаемые основные результаты:

Ключевые задачи:

Способы и направления деятельности органов государственной вла- сти Воронежской области:

Подраздел 4.8. Развитие некоммерческого сектора и межсекторного социального партнерства

Ключевые задачи:

Ожидаемые основные результаты:

Способы и направления деятельности органов государственной вла- сти Воронежской области:

Ключевые задачи:

Ожидаемые основные результаты:

Ключевые задачи:

Ожидаемые основные результаты:

Способы и направления деятельности органов государственной вла- сти Воронежской области:

РАЗДЕЛ 5.

Подраздел 5.1. Развитие высокотехнологичного промышленного

Ключевые задачи:

Ключевые задачи:

Ключевые задачи:

Ключевые задачи:

Ожидаемые основные результаты:

Способы реализации целей:

Подраздел 5.2. Развитие агропромышленного комплекса

Ключевые задачи:

Ключевые задачи:

Ключевые задачи:

Ожидаемые основные результаты:

Способы реализации целей:

Направления деятельности органов государственной власти Воро- нежской области:

Подраздел 5.4. Развитие транспортно-логистической инфраструктуры

Ключевые задачи:

Ожидаемые основные результаты.

Ключевые задачи:

Ожидаемые основные результаты.

Способы реализации целей:

Направления деятельности органов государственной власти Воро- нежской области:

Подраздел 5.5. Развитие строительного комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики

Ключевые задачи:

Ожидаемые основные результаты:

Ключевые задачи:

Ожидаемые основные результаты:

Способы реализации целей:

Направления деятельности органов государственной власти Воро- нежской области:

Подраздел 5.6. Развитие туризма

Ключевые задачи:

Ожидаемые основные результаты:

Способы и направления деятельности органов государственной вла- сти Воронежской области:

Подраздел 5.7. Развитие малого и среднего предпринимательства

Ключевые задачи:

Ожидаемые основные результаты.

Ключевые задачи:

Ожидаемые основные результаты.

Способы реализации целей:

Направления деятельности органов государственной власти Воро- нежской области:

Подраздел 5.8. Развитие межрегиональных и внешнеэкономических

Ключевые задачи:

Ожидаемые основные результаты:

Ключевые задачи:

Ожидаемые основные результаты:

Способы и направления деятельности органов государственной вла- сти Воронежской области:

РАЗДЕЛ 6.

Ключевые задачи:

Ожидаемые основные результаты.

Способы реализации целей и направления деятельности органов го- сударственной власти Воронежской области:

Ожидаемые основные результаты:

Способы реализации целей:

Направления деятельности органов государственной власти Воро- нежской области:

Приоритеты, цели, задачи и направления пространственного разви-

Основные ожидаемые результаты пространственного развития ре- гиона.

РАЗДЕЛ 9.

Оценка финансовых ресурсов, необходимых для реализации Стратегии.

Развитие публичной собственности.

Ожидаемые основные результаты:

Образование

Возможности развития социальной защиты региона:

Основные ограничения:

Неблагоприятные факторы развития социальной защиты региона:

Промышленность

Основные ограничения:

Агропромышленный комплекс

Строительный комплекс

Сдерживающие факторы:

Связь, информационные и коммуникационные технологии

Транспортно-логистическая инфраструктура

Возможности развития ТЛИС:

Основные ограничения в развитии ТЛИС:

Факторами, сдерживающими развитие ТЛИС региона, являются:

Жилищно-коммунальное хозяйство и энергетика

Торговля и потребительский рынок

Туризм

Основной ограничитель:

Внешнеэкономическая деятельность и экспорт.

Инновационная деятельность

Основные ограничения:

Неблагоприятные факторы:

Экология

Динамика целевых показателей социально-экономического развития Воронежской области по годам реализации Стратегии

Перечень ключевых проектов социально-экономического развития Воронежской области, обеспечивающих реализацию Стратегии

Проекты и программы развития муниципальных образований Воронежской области

Пространственная конфигурация кластеров АПК Воронежской области

Перечень нормативных правовых актов,

Приоритетные направления развития финансового потенциала реализации Стратегии социально-экономического развития Воронежской

Перечень документов и материалов,

продукции воронежских предприятий для технической модернизации материаль- но-технической базы экономики России; расширение масштабов финансирования развития воронежских предприятий оборонно-промышленного комплекса; реали- зацию федеральных программ развития транспортной инфраструктуры; конверта- цию доходов «ненаблюдаемой экономики» в открытые ресурсы.

Выше среднего уровня оценивается ими сила влияния решений федераль- ных органов власти о создании территорий с льготными условиями осуществле- ния экономической деятельности (ОЭЗ).

В целом органы местного самоуправления полагаются, преимущественно, на действия государства (федеральный уровень) и привлечение ресурсов в бюд- жет (превращение ненаблюдаемой экономики в открытую).

Представители крупного бизнеса отнесли к возможностям, влияние кото- рых на социально-экономическое развитие Воронежской области ближе к силь- ному (более 4,50), только расширение масштабов бюджетного финансирования развития воронежских предприятий оборонно-промышленного комплекса (4,50). Вместе с тем, их оценки свидетельствуют о том, что ни одна из них не имеет вы- сокой вероятности использования.

Представители малого и среднего бизнеса в большей степени склонны счи- тать значимыми для экономики региона действия крупного бизнеса, ожидания в отношении государства – развитие инфраструктуры.

Представители гражданского общества отнесли к возможностям, влияние которых на социально-экономического развитие Воронежской области, ближе к сильному, только расширение участия бизнеса в решении социальных проблем региона. Почти половина факторов, по их оценке, имеет среднее влияние. Их оценки свидетельствуют также о том, что ни одна из возможностей не имеет вы- сокой вероятности использования. Средняя вероятность отмечена ими у реализа-
ции федеральных программ развития перспективных направлений импортозаме- щения и принятия федеральными властями решений о создании территорий с льготными условиями осуществления экономической деятельности.

В числе наиболее выраженных интересов всех групп стейкхолдеров:

  • расширение масштабов бюджетного финансирования развития воронеж- ских предприятий оборонно-промышленного комплекса;

  • расширение масштабов финансирования развития экономики, осуществ- ляемого частными инвесторами;

  • расширение спроса на продукцию предприятий агропромышленного ком- плекса Воронежской области на мировом рынке;

  • реализация федеральных проектов развития транспортной инфраструкту- ры; создание территорий с льготными условиями осуществления экономической деятельности.

В числе достаточно выраженных интересов:

  • расширение рынка продукции воронежских предприятий для технической модернизации материально-технической базы экономики России;

  • расширение участия бизнеса в решении социальных проблем региона;

  • расширение спроса на образовательные услуги воронежских вузов со сто- роны зарубежных потребителей;

  • реализация кластерных проектов в широком спектре отраслей экономики и социальной сферы;

  • использование незадействованных туристско-рекреационных ресурсов территории;

  • рост транзитных потоков по транспортному коридору «Север Юг», раз- витие «транзитной» экономики.




Относительные конкурентные преимущества Воронежской области


Сильные стороны Воронежской области, выявленные в результате страте- гического анализа, фиксируют ее конкурентныеособенностив социально- экономическом пространстве России, Центрального федерального округа.

Для идентификации относительных конкурентных преимуществ Воронеж- ской области использован ряд критериев:

  • устойчивость воспроизводства сильной стороны Воронежской области, т.е. сохранение регионом конкурентного преимущества на протяжении длитель-

ного периода времени независимо от фазы экономического цикла (подъем, спад национальной экономики);

  • наличие в Воронежской области социально-экономического потенциала, необходимого для поддержания и развития сильной стороны;

  • отсутствие во внешней среде Воронежской области угроз сильной сторо- не, отличающихся высокой вероятностью реализации и силой негативного воз- действия, способного привести к «потере» соответствующего конкурентного пре- имущества.

Учет результатов стратегического анализа и применение совокупности вы- шеназванных критериев позволили осуществить выбор ограниченного перечня сильных сторон Воронежской области, идентифицируемых в качестве ее относи- тельных конкурентных преимуществ. Их состав и экономическое пространство реализации определены следующим образом:

  • Воронежская область  один из крупнейших по площади и численности населения регион в ЦФО;

  • Воронежская область имеет выгодное экономико-географическое и транс- портное положение в экономическом пространстве России;

  • Воронежская область имеет одну из наиболее развитых в ЦФО систему высшего образования;

  • Воронежская область относится к регионам ЦФО, имеющим один из наи- более высоких уровней развития базовых характеристик человеческого капитала;

  • Воронежская область отличается высоким в рамках ЦФО уровнем разви- тия ресурсного обеспечения инновационной деятельности;

  • Воронежская область входит в группу регионов-лидеров в России по про- изводству продукции сельского хозяйства, имея значительный потенциал для вы- хода на мировой рынок продовольствия и сельскохозяйственного сырья;

  • Воронежская область относится к регионам ЦФО, имеющим один из наи- более высоких уровней развития наукоемких отраслей промышленности (ракет- но-космической, радиоэлектронной, авиастроительной, химической), динамично развивающийся сектор информационно-коммуникационных технологий, исполь- зующий потенциал ведущих вузов региона.




Ключевые проблемы социально-экономического развития Воронежской области


Стратегический анализ социально-экономической системы Воронежской области позволил диагностировать ключевые проблемы ее развития, в числе ко- торых:

  • значительный уровень дифференциации качества жизни разных групп на- селения: городского и сельского; занятого в социальной сфере, реальном и фи- нансовом секторах; не являющегося трудоспособным.

  • недоиспользование человеческого капитала и инновационного потенциала Воронежской области, проявляющееся в низком уровне производительности тру- да; асинхронности развития кадрового и финансового обеспечения НИОКР; низ- ком уровне коммерциализации результатов инновационной деятельности вузов;

низкомуровне интеграции организаций, имеющих креативный потенциал (НИИ, ведущие вузы), в экономическое пространство региона; пониженной доле про- дукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в ВРП.

  • значительный уровень социально-экономической асимметрии в простран- ственном развитии региона: значительное число муниципальных образований с ограниченным потенциалом социально-экономического развития; отсутствие экономического взаимодействия муниципальных образований; дисбаланс систе- мы расселения населения, не обеспеченного достаточным числом рабочих мест, необходимой социальной и инженерной инфраструктурой.

  • неразвитость транспортной и финансовой инфраструктуры: отсутствие достаточной связанности и транспортной доступности территорий региона; огра- ниченные масштабы и качество транспортно-логистических услуг; незначитель- ные объемы венчурного финансирования; высокая степень зависимости предос- тавляемых воронежским промышленным и сельскохозяйственным предприятиям инвестиционных ресурсов от решений федерального центра и топ-менеджмента инорегиональных банков.

  • низкий уровень интеграции региональных производителей товаров и ус- луг в национальное экономическое пространство: доминирование производств, ориентированных на местные рынки сбыта; ограниченное число предприятий, производящих высокотехнологичную продукцию; ограниченное число предпри- ятий, функционирующих в отраслях «новой» экономики.

  • низкий уровень интеграции региональных производителей товаров и ус- луг в мировое экономическое пространство: пониженная конкурентоспособность продукции обрабатывающей промышленности¸ сферы образовательных и науч- ных услуг.

  • недостаточная сбалансированность экономического роста и повышения экологической безопасности региона: недостаточная динамика улучшения окру- жающей среды, испытывающей негативное воздействие экономики; ограниченная сфера действия «зеленой экономики», неразвитость процессов экологизации про- изводства.