Файл: Стратегия социальноэкономического развития воронежской области на период до 2035 года.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.02.2024
Просмотров: 1897
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
В составе существенных возможностей развития Воронежской области
Типологизация интересов субъектов
Относительные конкурентные преимущества Воронежской области
Ключевые проблемы социально-экономического развития Воронежской области
Консервативный сценарий отличается:
Подраздел 4.1. Демографическое и миграционное развитие Воронежской области
Ожидаемые основные результаты:
Подраздел 4.2. Сохранение здоровья и продление активного долго-
Ожидаемые основные результаты:
Ожидаемые основные результаты:
Подраздел 4.3. Модернизация образования Воронежской области
Ожидаемые основные результаты.
Способы и направления деятельности органов государственной вла- сти Воронежской области:
Подраздел 4.4. Развитие культурной среды
Ожидаемые основные результаты:
Цель 1.15. Формирование единого культурного пространства, укре- пление нравственных ценностей.
Подраздел 4.5. Развитие физической культуры и спорта
Ожидаемые основные результаты:
Ожидаемые основные результаты:
Способы и направления деятельности органов государственной вла- сти Воронежской области:
Подраздел 4.7. Оптимизация рынка труда
Ожидаемые основные результаты:
Ожидаемые основные результаты:
Ожидаемые основные результаты:
Способы и направления деятельности органов государственной вла- сти Воронежской области:
Подраздел 4.8. Развитие некоммерческого сектора и межсекторного социального партнерства
Ожидаемые основные результаты:
Способы и направления деятельности органов государственной вла- сти Воронежской области:
Ожидаемые основные результаты:
Ожидаемые основные результаты:
Способы и направления деятельности органов государственной вла- сти Воронежской области:
Подраздел 5.1. Развитие высокотехнологичного промышленного
Ожидаемые основные результаты:
Подраздел 5.2. Развитие агропромышленного комплекса
Ожидаемые основные результаты:
Направления деятельности органов государственной власти Воро- нежской области:
Подраздел 5.4. Развитие транспортно-логистической инфраструктуры
Ожидаемые основные результаты.
Ожидаемые основные результаты.
Направления деятельности органов государственной власти Воро- нежской области:
Подраздел 5.5. Развитие строительного комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики
Ожидаемые основные результаты:
Ожидаемые основные результаты:
Направления деятельности органов государственной власти Воро- нежской области:
Подраздел 5.6. Развитие туризма
Ожидаемые основные результаты:
Способы и направления деятельности органов государственной вла- сти Воронежской области:
Подраздел 5.7. Развитие малого и среднего предпринимательства
Ожидаемые основные результаты.
Ожидаемые основные результаты.
Направления деятельности органов государственной власти Воро- нежской области:
Подраздел 5.8. Развитие межрегиональных и внешнеэкономических
Ожидаемые основные результаты:
Ожидаемые основные результаты:
Способы и направления деятельности органов государственной вла- сти Воронежской области:
Ожидаемые основные результаты.
Ожидаемые основные результаты:
Направления деятельности органов государственной власти Воро- нежской области:
Приоритеты, цели, задачи и направления пространственного разви-
Основные ожидаемые результаты пространственного развития ре- гиона.
Оценка финансовых ресурсов, необходимых для реализации Стратегии.
Развитие публичной собственности.
Ожидаемые основные результаты:
Возможности развития социальной защиты региона:
Неблагоприятные факторы развития социальной защиты региона:
Связь, информационные и коммуникационные технологии
Транспортно-логистическая инфраструктура
Основные ограничения в развитии ТЛИС:
Факторами, сдерживающими развитие ТЛИС региона, являются:
Жилищно-коммунальное хозяйство и энергетика
Торговля и потребительский рынок
Внешнеэкономическая деятельность и экспорт.
Проекты и программы развития муниципальных образований Воронежской области
Пространственная конфигурация кластеров АПК Воронежской области
К основным ограничениям в отрасли необходимо отнести:
-
импортозависимость по семенному материалу отдельных сельскохо- зяйственных культур (в посевах региона доля импортных семян подсолнечни- ка, кукурузы, сахарной свеклы составляет от 50 до 90%); -
ежегодный профицит зерна в регионе (от 1 до 1,5 млн. тонн) наряду с незначительным удельным весом предприятий, осуществляющих глубокую переработку сельскохозяйственной продукции, направленную на выпуск про- дукции с высокой добавленной стоимостью, как для внутреннего, так и для внешнего рынков; -
отсутствие в регионе сектора по производству органической экологиче- ски чистой продукции.
Основными факторами, сдерживающими развитие агропромышленно- го комплекса Воронежской области являются:
-
зависимость результатов в отрасли от природно-климатических условий (регион находится в зоне рискованного земледелия по комплексу факторов), -
низкий уровень инновационной активности в отрасли, что, в первую очередь, определяется дефицитом квалифицированных кадров, восприни- мающих инновационные технологии производства и управления. -
недостаточный уровень инвестиций в развитие социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры в сельской местности. -
отток населения из сельской местности в города, обострение социаль- ных проблем на селе, дефицит трудовых ресурсов.
Строительный комплекс
Деятельность в сфере строительства вносит значительный вклад в эко- номику Воронежской области. Доля строительства в ВРП в 2016 году соста- вила 7,3%. Доля занятых в 2017 году в отрасли - 4,4% от численности занятых в экономике Воронежской области. Объем работ, выполненных по виду дея- тельности «Строительство», составил 94,5 млрд. рублей в 2017 году и 100,4 млрд. рублей в 2016 году.
В объеме строительных работ важнейшее место занимает строительст- во зданий жилого назначения (94,2 %). За период 2015-2017 годов введено в эксплуатацию 4995,0 тыс. кв. м общей площади жилых домов, в том числе в 2017 году – 1689,1 тыс. кв. м общей площади жилых домов (введено 24,4 тыс. квартир, населением за счет собственных и привлеченных средств построено 654,5 тыс. кв. м.). Обеспеченность общей площадью жилья составила 29,5 кв. м на человека, что соответствует 91 % от планового значения данного целево- го показателя на 2020 год, установленного Стратегией социально- экономического развития Воронежской области на период до 2020 года (32,4 кв. м). По уровню объема ввода общей площади жилья Воронежская область на протяжении последних 7-ти лет занимает третье место среди субъектов
Центрального Федерального округа, уступая лишь Московской области и го- роду Москве, в рейтинге субъектов Российской Федерации по итогам 2017 го- да удерживает 14-е место.
Благоприятные факторы развития строительного комплекса Воронеж- ской области:
-
повышение производительности труда в строительном комплексе; -
повышение качества строительства за счет увеличения доли энергоэф- фективных строительных материалов и ресурсосберегающих технологий, применяемых в строительстве; -
наличие необходимой базы промышленности строительных материалов для индустриального домостроения; -
оптимизация процедур для получения разрешения на строительство; -
сокращение времени на подключение объектов строительства к инже- нерным сетям; -
увеличение доли комплексного освоения территорий в общем объеме строительства.
Сдерживающие факторы:
-
недостаточный уровень инновационной активности строительных ор- ганизаций Воронежской области; -
дефицит земельных участков, обеспеченных необходимой инфраструк- турой; -
отсутствие в областном центре свободных земельных участков, при- годных под жилищное строительство.
Связь, информационные и коммуникационные технологии
Деятельность предприятий связи, информационных и коммуникационных технологий является перспективным направлением социально- экономического развития региона.
По итогам 2017 года на территории Воронежской области осуществляют деятельность 271 организаций связи, из них 6 организаций государственной и муниципальной формы собственности, что составляет 2,2 % от общей числен- ности организаций связи.
Объем рынка ИТ в Воронежской области в 2016 г. составил 2111 млн руб., в 2017 – 2096 млн руб. Объем рынка связи в 2016 г. составил 18259 млн руб., в 2017 г. – 19542 млн руб.
Одним из условий комфортности среды обитания является обеспечение высокого уровня доступности современной телекоммуникационной инфра- структуры и предоставление на ее основе качественных услуг. Отрасль связи, информационных и коммуникационных технологий в Воронежской области динамично развивается в связи с высокой востребованностью потребителями телекоммуникационных услуг, а также инвестиционной привлекательностью отрасли в крупных населенных пунктах региона.
Большой вклад в развитие экономики Воронежской области вносит сфера информационных технологий. Удельный вес населения Воронежской области, использующего сеть Интернет, в общей численности населения в 2017 году
составил 80,6%. Число активных абонентов фиксированного доступа в Интер- нет в 2016 году составил 474451 (2 место по ЦФО). Объем рынка информаци- онных технологий и связи в 2016 году составил 3 249,0 млн. рублей.
Происходит рост числа занятых в сфере ИКТ.
В то же время, недостаточно развитая телекоммуникационная инфра- структура в сельской местности является причиной отсутствия возможности у граждан и организаций получать качественные услуги подвижной радиотеле- фонной связи и услуги широкополосного доступа к сети Интернет независимо от местонахождения на территории Воронежской области.
Основными благоприятными факторами, способствующими развитию связи, информационных и коммуникационных технологий в регионе, являют- ся:
-
значительный человеческий и образовательный потенциал; -
высокий потенциал развития сферы разработки программных продук- тов, (7 место в РФ по численности разработчиков программного обеспечения, 6 место в РФ по количеству экспортеров программного обеспечения); -
высокий уровень конкуренции и развитая инфраструктура доступа к сети Интернет на базе проводных и беспроводных (Wi-Fi) технологий в город- ской местности. -
высокий уровень подготовки специалистов в области информационных технологий образовательными организациями высшего и среднего профес- сионального образования Воронежской области.
Основные возможности развития телекоммуникационной инфраструк- туры:
-
рост спроса на «умные устройства» и интернет-сервисы, М2М (интер- нет вещей); -
дальнейшее внедрение ИТ-систем в управлении бизнесом; -
автоматизация госсектора; -
рост объемов рынка разработки ПО; -
широкомасштабное внедрение высокоскоростных технологий передачи данных, в том числе с использованием мобильной связи; -
развитие интерактивного контента.
К основным ограничениям в отрасли необходимо отнести:
-
отсутствие заинтересованности операторов связи в развитии телеком- муникационной инфраструктуры ввиду неэффективности инвестиционных проектов и коммерческой непривлекательности малочисленных и отдаленных сельских населенных пунктов; -
недостаток высококвалифицированных кадров для операторов связи. -
отсутствие своевременных, масштабных мероприятий по расширению транспортной инфраструктуры и мероприятий по увеличению емкостных ха- рактеристик объектов связи.
Слабыми сторонами и основными факторами, сдерживающими раз- витие связи, информационных и коммуникационных технологий Воронеж- ской области, являются:
-
низкий уровень конвергенции ИТ-отрасли с другими отраслями эконо- мики; -
отсутствие крупных инвестиционных проектов; -
отсутствие конкурентоспособной инфраструктуры поддержки и разви- тия ИТ; -
слабая инфраструктура связи, информационных и коммуникационных технологий в сельской местности; -
недостаточный уровень информационной культуры населения и ком- пьютерной грамотности; -
относительно низкий уровень доступности к сети Интернет с использо- ванием мобильной связи в стандарте 3G/4G.
В отрасли связи, информационных и коммуникационных технологий вы- явлены следующие возможные риски:
-
отказ операторов связи от расширения сетей связи в связи с отсутствием возможностей доступа к инфраструктуре, специально созданной или приспо- собленной для размещения сетей электросвязи, а также отсутствием информа- ции об условиях доступа и порядка формирования тарифов за предоставление доступа к указанной инфраструктуре; -
снижение мотивации операторов связи в развитии инфраструктуры ши- рокополосного доступа к сети Интернет в связи с высокой арендной платы за размещение линий и сооружений связи на земельных участках и конструкци- ях, принадлежащих сторонним организациям; -
сокращение инвестиций в инфраструктуру операторов связи из-за от- сутствия роста выручки и высокой стоимости сетевого оборудования (закупки в иностранной валюте) могут привести к ограничениям в развитии современ- ных сетей передачи данных.