Файл: Стратегия социальноэкономического развития воронежской области на период до 2035 года.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.02.2024

Просмотров: 1690

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

РАЗДЕЛ 1.

Воронежской области

В составе существенных возможностей развития Воронежской области

Типологизация интересов субъектов

Относительные конкурентные преимущества Воронежской области

Ключевые проблемы социально-экономического развития Воронежской области

РАЗДЕЛ 2.

РАЗДЕЛ 3.

Воронежской области. Особенные характеристики Стратегии развития Воронежской области на период до 2035 года

Консервативный сценарий отличается:

Базовый сценарий отличается:

РАЗДЕЛ 4.

Подраздел 4.1. Демографическое и миграционное развитие Воронежской области

Ключевые задачи:

Ожидаемые основные результаты:

Подраздел 4.2. Сохранение здоровья и продление активного долго-

Ключевые задачи:

Ожидаемые основные результаты:

Ключевые задачи:

Ожидаемые основные результаты:

сти Воронежской области:

Подраздел 4.3. Модернизация образования Воронежской области

Ключевые задачи:

Ожидаемые основные результаты.

Способы и направления деятельности органов государственной вла- сти Воронежской области:

Подраздел 4.4. Развитие культурной среды

Ожидаемые основные результаты:

Цель 1.15. Формирование единого культурного пространства, укре- пление нравственных ценностей.

Ключевые задачи:

Подраздел 4.5. Развитие физической культуры и спорта

Ключевые задачи:

Ожидаемые основные результаты:

Ключевые задачи:

Ожидаемые основные результаты:

Способы и направления деятельности органов государственной вла- сти Воронежской области:

Подраздел 4.7. Оптимизация рынка труда

Ключевые задачи:

Ожидаемые основные результаты:

Ключевые задачи:

Ожидаемые основные результаты:

Ключевые задачи:

Ключевые задачи:

Ожидаемые основные результаты:

Ключевые задачи:

Способы и направления деятельности органов государственной вла- сти Воронежской области:

Подраздел 4.8. Развитие некоммерческого сектора и межсекторного социального партнерства

Ключевые задачи:

Ожидаемые основные результаты:

Способы и направления деятельности органов государственной вла- сти Воронежской области:

Ключевые задачи:

Ожидаемые основные результаты:

Ключевые задачи:

Ожидаемые основные результаты:

Способы и направления деятельности органов государственной вла- сти Воронежской области:

РАЗДЕЛ 5.

Подраздел 5.1. Развитие высокотехнологичного промышленного

Ключевые задачи:

Ключевые задачи:

Ключевые задачи:

Ключевые задачи:

Ожидаемые основные результаты:

Способы реализации целей:

Подраздел 5.2. Развитие агропромышленного комплекса

Ключевые задачи:

Ключевые задачи:

Ключевые задачи:

Ожидаемые основные результаты:

Способы реализации целей:

Направления деятельности органов государственной власти Воро- нежской области:

Подраздел 5.4. Развитие транспортно-логистической инфраструктуры

Ключевые задачи:

Ожидаемые основные результаты.

Ключевые задачи:

Ожидаемые основные результаты.

Способы реализации целей:

Направления деятельности органов государственной власти Воро- нежской области:

Подраздел 5.5. Развитие строительного комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики

Ключевые задачи:

Ожидаемые основные результаты:

Ключевые задачи:

Ожидаемые основные результаты:

Способы реализации целей:

Направления деятельности органов государственной власти Воро- нежской области:

Подраздел 5.6. Развитие туризма

Ключевые задачи:

Ожидаемые основные результаты:

Способы и направления деятельности органов государственной вла- сти Воронежской области:

Подраздел 5.7. Развитие малого и среднего предпринимательства

Ключевые задачи:

Ожидаемые основные результаты.

Ключевые задачи:

Ожидаемые основные результаты.

Способы реализации целей:

Направления деятельности органов государственной власти Воро- нежской области:

Подраздел 5.8. Развитие межрегиональных и внешнеэкономических

Ключевые задачи:

Ожидаемые основные результаты:

Ключевые задачи:

Ожидаемые основные результаты:

Способы и направления деятельности органов государственной вла- сти Воронежской области:

РАЗДЕЛ 6.

Ключевые задачи:

Ожидаемые основные результаты.

Способы реализации целей и направления деятельности органов го- сударственной власти Воронежской области:

Ожидаемые основные результаты:

Способы реализации целей:

Направления деятельности органов государственной власти Воро- нежской области:

Приоритеты, цели, задачи и направления пространственного разви-

Основные ожидаемые результаты пространственного развития ре- гиона.

РАЗДЕЛ 9.

Оценка финансовых ресурсов, необходимых для реализации Стратегии.

Развитие публичной собственности.

Ожидаемые основные результаты:

Образование

Возможности развития социальной защиты региона:

Основные ограничения:

Неблагоприятные факторы развития социальной защиты региона:

Промышленность

Основные ограничения:

Агропромышленный комплекс

Строительный комплекс

Сдерживающие факторы:

Связь, информационные и коммуникационные технологии

Транспортно-логистическая инфраструктура

Возможности развития ТЛИС:

Основные ограничения в развитии ТЛИС:

Факторами, сдерживающими развитие ТЛИС региона, являются:

Жилищно-коммунальное хозяйство и энергетика

Торговля и потребительский рынок

Туризм

Основной ограничитель:

Внешнеэкономическая деятельность и экспорт.

Инновационная деятельность

Основные ограничения:

Неблагоприятные факторы:

Экология

Динамика целевых показателей социально-экономического развития Воронежской области по годам реализации Стратегии

Перечень ключевых проектов социально-экономического развития Воронежской области, обеспечивающих реализацию Стратегии

Проекты и программы развития муниципальных образований Воронежской области

Пространственная конфигурация кластеров АПК Воронежской области

Перечень нормативных правовых актов,

Приоритетные направления развития финансового потенциала реализации Стратегии социально-экономического развития Воронежской

Перечень документов и материалов,


К основным ограничениям в отрасли необходимо отнести:

    • импортозависимость по семенному материалу отдельных сельскохо- зяйственных культур (в посевах региона доля импортных семян подсолнечни- ка, кукурузы, сахарной свеклы составляет от 50 до 90%);

    • ежегодный профицит зерна в регионе (от 1 до 1,5 млн. тонн) наряду с незначительным удельным весом предприятий, осуществляющих глубокую переработку сельскохозяйственной продукции, направленную на выпуск про- дукции с высокой добавленной стоимостью, как для внутреннего, так и для внешнего рынков;

    • отсутствие в регионе сектора по производству органической экологиче- ски чистой продукции.

Основными факторами, сдерживающими развитие агропромышленно- го комплекса Воронежской области являются:

    • зависимость результатов в отрасли от природно-климатических условий (регион находится в зоне рискованного земледелия по комплексу факторов),

    • низкий уровень инновационной активности в отрасли, что, в первую очередь, определяется дефицитом квалифицированных кадров, восприни- мающих инновационные технологии производства и управления.

    • недостаточный уровень инвестиций в развитие социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры в сельской местности.

    • отток населения из сельской местности в города, обострение социаль- ных проблем на селе, дефицит трудовых ресурсов.




Строительный комплекс


Деятельность в сфере строительства вносит значительный вклад в эко- номику Воронежской области. Доля строительства в ВРП в 2016 году соста- вила 7,3%. Доля занятых в 2017 году в отрасли - 4,4% от численности занятых в экономике Воронежской области. Объем работ, выполненных по виду дея- тельности «Строительство», составил 94,5 млрд. рублей в 2017 году и 100,4 млрд. рублей в 2016 году.

В объеме строительных работ важнейшее место занимает строительст- во зданий жилого назначения (94,2 %). За период 2015-2017 годов введено в эксплуатацию 4995,0 тыс. кв. м общей площади жилых домов, в том числе в 2017 году – 1689,1 тыс. кв. м общей площади жилых домов (введено 24,4 тыс. квартир, населением за счет собственных и привлеченных средств построено 654,5 тыс. кв. м.). Обеспеченность общей площадью жилья составила 29,5 кв. м на человека, что соответствует 91 % от планового значения данного целево- го показателя на 2020 год, установленного Стратегией социально- экономического развития Воронежской области на период до 2020 года (32,4 кв. м). По уровню объема ввода общей площади жилья Воронежская область на протяжении последних 7-ти лет занимает третье место среди субъектов

Центрального Федерального округа, уступая лишь Московской области и го- роду Москве, в рейтинге субъектов Российской Федерации по итогам 2017 го- да удерживает 14-е место.

Благоприятные факторы развития строительного комплекса Воронеж- ской области:

    • повышение производительности труда в строительном комплексе;

    • повышение качества строительства за счет увеличения доли энергоэф- фективных строительных материалов и ресурсосберегающих технологий, применяемых в строительстве;

    • наличие необходимой базы промышленности строительных материалов для индустриального домостроения;

    • оптимизация процедур для получения разрешения на строительство;

    • сокращение времени на подключение объектов строительства к инже- нерным сетям;

    • увеличение доли комплексного освоения территорий в общем объеме строительства.

Сдерживающие факторы:


    • недостаточный уровень инновационной активности строительных ор- ганизаций Воронежской области;

    • дефицит земельных участков, обеспеченных необходимой инфраструк- турой;

    • отсутствие в областном центре свободных земельных участков, при- годных под жилищное строительство.



Связь, информационные и коммуникационные технологии


Деятельность предприятий связи, информационных и коммуникационных технологий является перспективным направлением социально- экономического развития региона.

По итогам 2017 года на территории Воронежской области осуществляют деятельность 271 организаций связи, из них 6 организаций государственной и муниципальной формы собственности, что составляет 2,2 % от общей числен- ности организаций связи.

Объем рынка ИТ в Воронежской области в 2016 г. составил 2111 млн руб., в 2017 – 2096 млн руб. Объем рынка связи в 2016 г. составил 18259 млн руб., в 2017 г. 19542 млн руб.

Одним из условий комфортности среды обитания является обеспечение высокого уровня доступности современной телекоммуникационной инфра- структуры и предоставление на ее основе качественных услуг. Отрасль связи, информационных и коммуникационных технологий в Воронежской области динамично развивается в связи с высокой востребованностью потребителями телекоммуникационных услуг, а также инвестиционной привлекательностью отрасли в крупных населенных пунктах региона.

Большой вклад в развитие экономики Воронежской области вносит сфера информационных технологий. Удельный вес населения Воронежской области, использующего сеть Интернет, в общей численности населения в 2017 году
составил 80,6%. Число активных абонентов фиксированного доступа в Интер- нет в 2016 году составил 474451 (2 место по ЦФО). Объем рынка информаци- онных технологий и связи в 2016 году составил 3 249,0 млн. рублей.

Происходит рост числа занятых в сфере ИКТ.

В то же время, недостаточно развитая телекоммуникационная инфра- структура в сельской местности является причиной отсутствия возможности у граждан и организаций получать качественные услуги подвижной радиотеле- фонной связи и услуги широкополосного доступа к сети Интернет независимо от местонахождения на территории Воронежской области.

Основными благоприятными факторами, способствующими развитию связи, информационных и коммуникационных технологий в регионе, являют- ся:

    • значительный человеческий и образовательный потенциал;

    • высокий потенциал развития сферы разработки программных продук- тов, (7 место в РФ по численности разработчиков программного обеспечения, 6 место в РФ по количеству экспортеров программного обеспечения);

    • высокий уровень конкуренции и развитая инфраструктура доступа к сети Интернет на базе проводных и беспроводных (Wi-Fi) технологий в город- ской местности.

    • высокий уровень подготовки специалистов в области информационных технологий образовательными организациями высшего и среднего профес- сионального образования Воронежской области.

Основные возможности развития телекоммуникационной инфраструк- туры:

    • рост спроса на «умные устройства» и интернет-сервисы, М2М (интер- нет вещей);

    • дальнейшее внедрение ИТ-систем в управлении бизнесом;

    • автоматизация госсектора;

    • рост объемов рынка разработки ПО;

    • широкомасштабное внедрение высокоскоростных технологий передачи данных, в том числе с использованием мобильной связи;

    • развитие интерактивного контента.


К основным ограничениям в отрасли необходимо отнести:

    • отсутствие заинтересованности операторов связи в развитии телеком- муникационной инфраструктуры ввиду неэффективности инвестиционных проектов и коммерческой непривлекательности малочисленных и отдаленных сельских населенных пунктов;

    • недостаток высококвалифицированных кадров для операторов связи.

    • отсутствие своевременных, масштабных мероприятий по расширению транспортной инфраструктуры и мероприятий по увеличению емкостных ха- рактеристик объектов связи.

Слабыми сторонами и основными факторами, сдерживающими раз- витие связи, информационных и коммуникационных технологий Воронеж- ской области, являются:

    • низкий уровень конвергенции ИТ-отрасли с другими отраслями эконо- мики;

    • отсутствие крупных инвестиционных проектов;

    • отсутствие конкурентоспособной инфраструктуры поддержки и разви- тия ИТ;

    • слабая инфраструктура связи, информационных и коммуникационных технологий в сельской местности;

    • недостаточный уровень информационной культуры населения и ком- пьютерной грамотности;

    • относительно низкий уровень доступности к сети Интернет с использо- ванием мобильной связи в стандарте 3G/4G.

В отрасли связи, информационных и коммуникационных технологий вы- явлены следующие возможные риски:

    • отказ операторов связи от расширения сетей связи в связи с отсутствием возможностей доступа к инфраструктуре, специально созданной или приспо- собленной для размещения сетей электросвязи, а также отсутствием информа- ции об условиях доступа и порядка формирования тарифов за предоставление доступа к указанной инфраструктуре;

    • снижение мотивации операторов связи в развитии инфраструктуры ши- рокополосного доступа к сети Интернет в связи с высокой арендной платы за размещение линий и сооружений связи на земельных участках и конструкци- ях, принадлежащих сторонним организациям;

    • сокращение инвестиций в инфраструктуру операторов связи из-за от- сутствия роста выручки и высокой стоимости сетевого оборудования (закупки в иностранной валюте) могут привести к ограничениям в развитии современ- ных сетей передачи данных.