Файл: Стратегия социальноэкономического развития воронежской области на период до 2035 года.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.02.2024

Просмотров: 1838

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

РАЗДЕЛ 1.

Воронежской области

В составе существенных возможностей развития Воронежской области

Типологизация интересов субъектов

Относительные конкурентные преимущества Воронежской области

Ключевые проблемы социально-экономического развития Воронежской области

РАЗДЕЛ 2.

РАЗДЕЛ 3.

Воронежской области. Особенные характеристики Стратегии развития Воронежской области на период до 2035 года

Консервативный сценарий отличается:

Базовый сценарий отличается:

РАЗДЕЛ 4.

Подраздел 4.1. Демографическое и миграционное развитие Воронежской области

Ключевые задачи:

Ожидаемые основные результаты:

Подраздел 4.2. Сохранение здоровья и продление активного долго-

Ключевые задачи:

Ожидаемые основные результаты:

Ключевые задачи:

Ожидаемые основные результаты:

сти Воронежской области:

Подраздел 4.3. Модернизация образования Воронежской области

Ключевые задачи:

Ожидаемые основные результаты.

Способы и направления деятельности органов государственной вла- сти Воронежской области:

Подраздел 4.4. Развитие культурной среды

Ожидаемые основные результаты:

Цель 1.15. Формирование единого культурного пространства, укре- пление нравственных ценностей.

Ключевые задачи:

Подраздел 4.5. Развитие физической культуры и спорта

Ключевые задачи:

Ожидаемые основные результаты:

Ключевые задачи:

Ожидаемые основные результаты:

Способы и направления деятельности органов государственной вла- сти Воронежской области:

Подраздел 4.7. Оптимизация рынка труда

Ключевые задачи:

Ожидаемые основные результаты:

Ключевые задачи:

Ожидаемые основные результаты:

Ключевые задачи:

Ключевые задачи:

Ожидаемые основные результаты:

Ключевые задачи:

Способы и направления деятельности органов государственной вла- сти Воронежской области:

Подраздел 4.8. Развитие некоммерческого сектора и межсекторного социального партнерства

Ключевые задачи:

Ожидаемые основные результаты:

Способы и направления деятельности органов государственной вла- сти Воронежской области:

Ключевые задачи:

Ожидаемые основные результаты:

Ключевые задачи:

Ожидаемые основные результаты:

Способы и направления деятельности органов государственной вла- сти Воронежской области:

РАЗДЕЛ 5.

Подраздел 5.1. Развитие высокотехнологичного промышленного

Ключевые задачи:

Ключевые задачи:

Ключевые задачи:

Ключевые задачи:

Ожидаемые основные результаты:

Способы реализации целей:

Подраздел 5.2. Развитие агропромышленного комплекса

Ключевые задачи:

Ключевые задачи:

Ключевые задачи:

Ожидаемые основные результаты:

Способы реализации целей:

Направления деятельности органов государственной власти Воро- нежской области:

Подраздел 5.4. Развитие транспортно-логистической инфраструктуры

Ключевые задачи:

Ожидаемые основные результаты.

Ключевые задачи:

Ожидаемые основные результаты.

Способы реализации целей:

Направления деятельности органов государственной власти Воро- нежской области:

Подраздел 5.5. Развитие строительного комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики

Ключевые задачи:

Ожидаемые основные результаты:

Ключевые задачи:

Ожидаемые основные результаты:

Способы реализации целей:

Направления деятельности органов государственной власти Воро- нежской области:

Подраздел 5.6. Развитие туризма

Ключевые задачи:

Ожидаемые основные результаты:

Способы и направления деятельности органов государственной вла- сти Воронежской области:

Подраздел 5.7. Развитие малого и среднего предпринимательства

Ключевые задачи:

Ожидаемые основные результаты.

Ключевые задачи:

Ожидаемые основные результаты.

Способы реализации целей:

Направления деятельности органов государственной власти Воро- нежской области:

Подраздел 5.8. Развитие межрегиональных и внешнеэкономических

Ключевые задачи:

Ожидаемые основные результаты:

Ключевые задачи:

Ожидаемые основные результаты:

Способы и направления деятельности органов государственной вла- сти Воронежской области:

РАЗДЕЛ 6.

Ключевые задачи:

Ожидаемые основные результаты.

Способы реализации целей и направления деятельности органов го- сударственной власти Воронежской области:

Ожидаемые основные результаты:

Способы реализации целей:

Направления деятельности органов государственной власти Воро- нежской области:

Приоритеты, цели, задачи и направления пространственного разви-

Основные ожидаемые результаты пространственного развития ре- гиона.

РАЗДЕЛ 9.

Оценка финансовых ресурсов, необходимых для реализации Стратегии.

Развитие публичной собственности.

Ожидаемые основные результаты:

Образование

Возможности развития социальной защиты региона:

Основные ограничения:

Неблагоприятные факторы развития социальной защиты региона:

Промышленность

Основные ограничения:

Агропромышленный комплекс

Строительный комплекс

Сдерживающие факторы:

Связь, информационные и коммуникационные технологии

Транспортно-логистическая инфраструктура

Возможности развития ТЛИС:

Основные ограничения в развитии ТЛИС:

Факторами, сдерживающими развитие ТЛИС региона, являются:

Жилищно-коммунальное хозяйство и энергетика

Торговля и потребительский рынок

Туризм

Основной ограничитель:

Внешнеэкономическая деятельность и экспорт.

Инновационная деятельность

Основные ограничения:

Неблагоприятные факторы:

Экология

Динамика целевых показателей социально-экономического развития Воронежской области по годам реализации Стратегии

Перечень ключевых проектов социально-экономического развития Воронежской области, обеспечивающих реализацию Стратегии

Проекты и программы развития муниципальных образований Воронежской области

Пространственная конфигурация кластеров АПК Воронежской области

Перечень нормативных правовых актов,

Приоритетные направления развития финансового потенциала реализации Стратегии социально-экономического развития Воронежской

Перечень документов и материалов,

РАЗДЕЛ 3.


Сценарии социально-экономического развития

Воронежской области. Особенные характеристики Стратегии развития Воронежской области на период до 2035 года



Обоснованы три сценария социально-экономического развития Воронеж- ской области на период до 2035 г.: консервативный (пессимистический), базовый и целевой. Их общей характеристикой является учет в них состояния и динамики макроэкономических параметров (занятость, обменный курс рубля, ключевая ставка, величина прожиточного минимума и др.), прогнозируемых Минэконом- развития России, установленных им базовых траекторий роста экономики страны.

Консервативный сценарий отличается:


  • траекторией развития, соответствующей прогнозируемой в программных документах Федерального центра общероссийской динамике экономического роста;

  • опорой на существующие конкурентные преимущества Воронежской об- ласти;

  • мобилизацией эндогенных факторов развития Воронежской области, обеспечивающих сфокусированное воздействие преимущественно на процессы эффективного использования ее социально-экономического потенциала.

Для этого сценария характерен умеренный рост экономики области с сохра- нением отставания в гражданских высоко- и среднетехнологичных секторах. Предполагается, что модернизация экономики будет идти сложившимися темпа- ми в условиях накопленных объемов инвестиций. Так как в основу сценарных ус- ловий по данному варианту долгосрочного прогноза заложено сохранение санк- ционного режима со стороны ЕС и США, поддерживающего жесткие ограничения доступа российских компаний к мировому рынку капитала
, и ответных экономи- ческих мер, его следует рассматривать как основной для разработки проекта дол- госрочного бюджетного прогноза.

При этом сценарии в силу приложения точечных усилий на поддержку ба- зовых, традиционных отраслей экономики будет обеспечен положительный рост производства, но объемов капитальных вложений, в том числе бюджетных, не бу- дет достаточно для технологических и структурных изменений.

При практически неизменной структуре экономики к 2035 году ожидается незначительное перераспределение в сторону добычи полезных ископаемых и обрабатывающих производств (в пользу машиностроительной и фармацевтиче- ской промышленности при использовании прорывных медицинских технологий на имеющейся научно-производственной базе).

Базовый сценарий отличается:


  • траекторией развития, ориентированной на закрепление повышательного тренда развития экономики Воронежской области;

  • умеренным увеличением социальных обязательств государства и бизнеса;

  • усилением инновационной направленности экономического роста;

  • опорой на реализацию активной политики, направленной на новую инду- стриализацию, включая структурную и технологическую модернизацию экономи- ки, внедрение новых технологий, в том числе межотраслевых, создание конкурен- тоспособного сектора высокотехнологичных производств и экономики знаний;

  • развитием процессов интеграции региональной транспортной системы в межгосударственное транспортное пространство и реализацию транзитного по- тенциала Воронежской области;

  • мобилизацией эндогенных факторов развития Воронежской области, обеспечивающих комплексное воздействие на процессы развития и эффективного использования ее социально-экономического потенциала.

Целевойсценарийсоциально-экономического развития

Воронежской об- ласти имеет как общие характеристики с базовым, так и отличительные.

Общиебазовымсценарием)характеристикицелевогосценария:

  1. Состояние и динамика макроэкономических параметров (занятость, об- менный курс рубля, ключевая ставка, величина прожиточного минимума и др.).

  2. Траектория развития ориентирована на закрепление повышательного тренда роста ее экономики.

  3. Траектория развития обеспечена усилением инновационной направленно- сти экономического роста.

  4. Опора на существующие и новые конкурентные преимущества Воронеж- ской области.

  5. Опора на реализацию активной политики, направленной на новую инду- стриализацию, включая структурную и технологическую модернизацию экономи- ки, внедрение новых технологий, в том числе межотраслевых, создание конкурен- тоспособного сектора высокотехнологичных производств и экономики знаний.

  6. Развитие процессов интеграции региональной транспортной системы в межгосударственное транспортное пространство и реализацию транзитного по- тенциала Воронежской области;

  7. Опора на использование эндогенных и экзогенных факторов социально- экономического развития Воронежской области (при приоритете первых), обес- печивающих сфокусированное воздействие на широкий спектр процессов разви- тия и эффективного использования ее социально-экономического потенциала.

Целевой сценарий отличается определением траектории развития Воронеж- ской области с учетом стратегических рубежей, на которые в долгосрочной пер- спективе могут выйти другие российские регионылидеры по качеству жизни и уровню развития экономики (по большинству показателей ориентиры будут зада- вать субъекты РФ, входящие в ЦФО).

Выбор целевого сценария обусловлен миссией и поставленными стратеги- ческими целями, предусматривающими опережающее социально-экономическое
развитие Воронежской области, обеспечивающее ей лидерские стратегические позиции в пространственной экономике России в среднесрочном и долгосрочном периодах.

Выделяются три этапа реализации целевого сценария:

первый 20192020 гг., второй 20212024 гг., третий 20252035 гг.

Первый этап можно рассматривать как период внутренней мобилизации, направленной на преодоление «узких мест» в развитии экономики области, адап- тации к сложившимся экономическим условиям.

Второй этап характеризуется ускорением темпов роста экономики преиму- щественно за счет развития высоко- и среднетехнологичных отраслей (оборонных и гражданских), которые характеризуются быстрой отдачей в рост ВРП, а также за счет повышения эффективности использования ресурсов и снятия инфраструк- турных ограничений, сдерживающих привлечение инвестиций и развитие отдель- ных территорий. Создается качественно новый тип мобильности населения и транспортных потоков в экономике. Одновременно возрастает роль и вклад чело- веческого капитала в экономический рост. Результаты модернизации образования и здравоохранения проявляются не только в развитии указанных секторов новой экономики и сектора общественных услуг, повышении качества предоставляемых ими услуг, но и в повышении качества человеческого капитала, его производи- тельной силы.

Третий этап можно рассматривать в полной мере как период развития на основе нового качества человеческого капитала и создания нового экспортного потенциала, опирающегося на товары и услуги с высокой долей добавленной стоимости. По мере роста нормы накопления и создания необходимой инфра- структурной базы замедляется темп роста инвестиций в основной капитал и ин-
фраструктурные сектора, относительно замедляются и общие темпы экономиче- ского роста, но продолжает наращиваться отдача от осуществленного финанси- рования человеческого капитала и научных разработок.

С учетом позиций, достигнутых другими регионами-лидерами, значения основных показателей социально-экономического развития Воронежской области по целевому сценарию определены таким образом, чтобы траектория социально- экономического развития Воронежской области обеспечила достижение более ве- сомых (чем в базовом сценарии) результатов в уровне и качестве жизни населе- ния, инновационности экономики, ее интеграции в национальное и мировое эко- номическое пространство.

Значения показателей социально-экономического развития Воронежской области по консервативному, базовому и целевому сценариям развития даны в следующей ниже таблице 10.

Воплощение целевого сценария связано с реализацией Стратегии социаль- но-экономического развития Воронежской области на период до 2035 г.. Ее отли- чительные характеристики:

  • обеспечивает достижение миссии и установленных стратегических целей социально-экономического развития Воронежской области;

  • реализует траекторию развития, позволяющую Воронежской области уп- рочить лидерские позиции в ЦФО по уровню и качеству жизни населения, дина- мике экономического роста;

  • мобилизует и обеспечивает эффективное использование ресурсов для формирования новых и реализации расширенного состава конкурентных пре- имуществ Воронежской области;



Таблица 10 Показатели социально-экономического развития Воронежской области по консервативному (1), базовому (2) и целевому