Файл: Стратегия социальноэкономического развития воронежской области на период до 2035 года.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.02.2024
Просмотров: 1824
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
В составе существенных возможностей развития Воронежской области
Типологизация интересов субъектов
Относительные конкурентные преимущества Воронежской области
Ключевые проблемы социально-экономического развития Воронежской области
Консервативный сценарий отличается:
Подраздел 4.1. Демографическое и миграционное развитие Воронежской области
Ожидаемые основные результаты:
Подраздел 4.2. Сохранение здоровья и продление активного долго-
Ожидаемые основные результаты:
Ожидаемые основные результаты:
Подраздел 4.3. Модернизация образования Воронежской области
Ожидаемые основные результаты.
Способы и направления деятельности органов государственной вла- сти Воронежской области:
Подраздел 4.4. Развитие культурной среды
Ожидаемые основные результаты:
Цель 1.15. Формирование единого культурного пространства, укре- пление нравственных ценностей.
Подраздел 4.5. Развитие физической культуры и спорта
Ожидаемые основные результаты:
Ожидаемые основные результаты:
Способы и направления деятельности органов государственной вла- сти Воронежской области:
Подраздел 4.7. Оптимизация рынка труда
Ожидаемые основные результаты:
Ожидаемые основные результаты:
Ожидаемые основные результаты:
Способы и направления деятельности органов государственной вла- сти Воронежской области:
Подраздел 4.8. Развитие некоммерческого сектора и межсекторного социального партнерства
Ожидаемые основные результаты:
Способы и направления деятельности органов государственной вла- сти Воронежской области:
Ожидаемые основные результаты:
Ожидаемые основные результаты:
Способы и направления деятельности органов государственной вла- сти Воронежской области:
Подраздел 5.1. Развитие высокотехнологичного промышленного
Ожидаемые основные результаты:
Подраздел 5.2. Развитие агропромышленного комплекса
Ожидаемые основные результаты:
Направления деятельности органов государственной власти Воро- нежской области:
Подраздел 5.4. Развитие транспортно-логистической инфраструктуры
Ожидаемые основные результаты.
Ожидаемые основные результаты.
Направления деятельности органов государственной власти Воро- нежской области:
Подраздел 5.5. Развитие строительного комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики
Ожидаемые основные результаты:
Ожидаемые основные результаты:
Направления деятельности органов государственной власти Воро- нежской области:
Подраздел 5.6. Развитие туризма
Ожидаемые основные результаты:
Способы и направления деятельности органов государственной вла- сти Воронежской области:
Подраздел 5.7. Развитие малого и среднего предпринимательства
Ожидаемые основные результаты.
Ожидаемые основные результаты.
Направления деятельности органов государственной власти Воро- нежской области:
Подраздел 5.8. Развитие межрегиональных и внешнеэкономических
Ожидаемые основные результаты:
Ожидаемые основные результаты:
Способы и направления деятельности органов государственной вла- сти Воронежской области:
Ожидаемые основные результаты.
Ожидаемые основные результаты:
Направления деятельности органов государственной власти Воро- нежской области:
Приоритеты, цели, задачи и направления пространственного разви-
Основные ожидаемые результаты пространственного развития ре- гиона.
Оценка финансовых ресурсов, необходимых для реализации Стратегии.
Развитие публичной собственности.
Ожидаемые основные результаты:
Возможности развития социальной защиты региона:
Неблагоприятные факторы развития социальной защиты региона:
Связь, информационные и коммуникационные технологии
Транспортно-логистическая инфраструктура
Основные ограничения в развитии ТЛИС:
Факторами, сдерживающими развитие ТЛИС региона, являются:
Жилищно-коммунальное хозяйство и энергетика
Торговля и потребительский рынок
Внешнеэкономическая деятельность и экспорт.
Проекты и программы развития муниципальных образований Воронежской области
Пространственная конфигурация кластеров АПК Воронежской области
РАЗДЕЛ 3.
Сценарии социально-экономического развития
Воронежской области. Особенные характеристики Стратегии развития Воронежской области на период до 2035 года
Обоснованы три сценария социально-экономического развития Воронеж- ской области на период до 2035 г.: консервативный (пессимистический), базовый и целевой. Их общей характеристикой является учет в них состояния и динамики макроэкономических параметров (занятость, обменный курс рубля, ключевая ставка, величина прожиточного минимума и др.), прогнозируемых Минэконом- развития России, установленных им базовых траекторий роста экономики страны.
Консервативный сценарий отличается:
-
траекторией развития, соответствующей прогнозируемой в программных документах Федерального центра общероссийской динамике экономического роста; -
опорой на существующие конкурентные преимущества Воронежской об- ласти; -
мобилизацией эндогенных факторов развития Воронежской области, обеспечивающих сфокусированное воздействие преимущественно на процессы эффективного использования ее социально-экономического потенциала.
Для этого сценария характерен умеренный рост экономики области с сохра- нением отставания в гражданских высоко- и среднетехнологичных секторах. Предполагается, что модернизация экономики будет идти сложившимися темпа- ми в условиях накопленных объемов инвестиций. Так как в основу сценарных ус- ловий по данному варианту долгосрочного прогноза заложено сохранение санк- ционного режима со стороны ЕС и США, поддерживающего жесткие ограничения доступа российских компаний к мировому рынку капитала
, и ответных экономи- ческих мер, его следует рассматривать как основной для разработки проекта дол- госрочного бюджетного прогноза.
При этом сценарии в силу приложения точечных усилий на поддержку ба- зовых, традиционных отраслей экономики будет обеспечен положительный рост производства, но объемов капитальных вложений, в том числе бюджетных, не бу- дет достаточно для технологических и структурных изменений.
При практически неизменной структуре экономики к 2035 году ожидается незначительное перераспределение в сторону добычи полезных ископаемых и обрабатывающих производств (в пользу машиностроительной и фармацевтиче- ской промышленности при использовании прорывных медицинских технологий на имеющейся научно-производственной базе).
Базовый сценарий отличается:
-
траекторией развития, ориентированной на закрепление повышательного тренда развития экономики Воронежской области; -
умеренным увеличением социальных обязательств государства и бизнеса; -
усилением инновационной направленности экономического роста; -
опорой на реализацию активной политики, направленной на новую инду- стриализацию, включая структурную и технологическую модернизацию экономи- ки, внедрение новых технологий, в том числе межотраслевых, создание конкурен- тоспособного сектора высокотехнологичных производств и экономики знаний; -
развитием процессов интеграции региональной транспортной системы в межгосударственное транспортное пространство и реализацию транзитного по- тенциала Воронежской области; -
мобилизацией эндогенных факторов развития Воронежской области, обеспечивающих комплексное воздействие на процессы развития и эффективного использования ее социально-экономического потенциала.
Целевойсценарийсоциально-экономического развития
Воронежской об- ласти имеет как общие характеристики с базовым, так и отличительные.
Общие(сбазовымсценарием)характеристикицелевогосценария:
-
Состояние и динамика макроэкономических параметров (занятость, об- менный курс рубля, ключевая ставка, величина прожиточного минимума и др.). -
Траектория развития ориентирована на закрепление повышательного тренда роста ее экономики. -
Траектория развития обеспечена усилением инновационной направленно- сти экономического роста. -
Опора на существующие и новые конкурентные преимущества Воронеж- ской области. -
Опора на реализацию активной политики, направленной на новую инду- стриализацию, включая структурную и технологическую модернизацию экономи- ки, внедрение новых технологий, в том числе межотраслевых, создание конкурен- тоспособного сектора высокотехнологичных производств и экономики знаний. -
Развитие процессов интеграции региональной транспортной системы в межгосударственное транспортное пространство и реализацию транзитного по- тенциала Воронежской области; -
Опора на использование эндогенных и экзогенных факторов социально- экономического развития Воронежской области (при приоритете первых), обес- печивающих сфокусированное воздействие на широкий спектр процессов разви- тия и эффективного использования ее социально-экономического потенциала.
Целевой сценарий отличается определением траектории развития Воронеж- ской области с учетом стратегических рубежей, на которые в долгосрочной пер- спективе могут выйти другие российские регионылидеры по качеству жизни и уровню развития экономики (по большинству показателей ориентиры будут зада- вать субъекты РФ, входящие в ЦФО).
Выбор целевого сценария обусловлен миссией и поставленными стратеги- ческими целями, предусматривающими опережающее социально-экономическое
развитие Воронежской области, обеспечивающее ей лидерские стратегические позиции в пространственной экономике России в среднесрочном и долгосрочном периодах.
Выделяются три этапа реализации целевого сценария:
первый – 20192020 гг., второй – 20212024 гг., третий – 20252035 гг.
Первый этап можно рассматривать как период внутренней мобилизации, направленной на преодоление «узких мест» в развитии экономики области, адап- тации к сложившимся экономическим условиям.
Второй этап характеризуется ускорением темпов роста экономики преиму- щественно за счет развития высоко- и среднетехнологичных отраслей (оборонных и гражданских), которые характеризуются быстрой отдачей в рост ВРП, а также за счет повышения эффективности использования ресурсов и снятия инфраструк- турных ограничений, сдерживающих привлечение инвестиций и развитие отдель- ных территорий. Создается качественно новый тип мобильности населения и транспортных потоков в экономике. Одновременно возрастает роль и вклад чело- веческого капитала в экономический рост. Результаты модернизации образования и здравоохранения проявляются не только в развитии указанных секторов новой экономики и сектора общественных услуг, повышении качества предоставляемых ими услуг, но и в повышении качества человеческого капитала, его производи- тельной силы.
Третий этап можно рассматривать в полной мере как период развития на основе нового качества человеческого капитала и создания нового экспортного потенциала, опирающегося на товары и услуги с высокой долей добавленной стоимости. По мере роста нормы накопления и создания необходимой инфра- структурной базы замедляется темп роста инвестиций в основной капитал и ин-
фраструктурные сектора, относительно замедляются и общие темпы экономиче- ского роста, но продолжает наращиваться отдача от осуществленного финанси- рования человеческого капитала и научных разработок.
С учетом позиций, достигнутых другими регионами-лидерами, значения основных показателей социально-экономического развития Воронежской области по целевому сценарию определены таким образом, чтобы траектория социально- экономического развития Воронежской области обеспечила достижение более ве- сомых (чем в базовом сценарии) результатов в уровне и качестве жизни населе- ния, инновационности экономики, ее интеграции в национальное и мировое эко- номическое пространство.
Значения показателей социально-экономического развития Воронежской области по консервативному, базовому и целевому сценариям развития даны в следующей ниже таблице 10.
Воплощение целевого сценария связано с реализацией Стратегии социаль- но-экономического развития Воронежской области на период до 2035 г.. Ее отли- чительные характеристики:
-
обеспечивает достижение миссии и установленных стратегических целей социально-экономического развития Воронежской области; -
реализует траекторию развития, позволяющую Воронежской области уп- рочить лидерские позиции в ЦФО по уровню и качеству жизни населения, дина- мике экономического роста; -
мобилизует и обеспечивает эффективное использование ресурсов для формирования новых и реализации расширенного состава конкурентных пре- имуществ Воронежской области;
Таблица 10 – Показатели социально-экономического развития Воронежской области по консервативному (1), базовому (2) и целевому