Файл: Образовательного учреждения высшего образования ставропольский государственный педагогический институт.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 830

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Издательство

Пятигорск, 2018

ББК 81.2. Рус-9 М54

СОДЕРЖАНИЕ

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК НАУКА

Основные вопросы

2. Методы исследования в методике преподавания русского языка в начальной школе

Принципы обучения

Из истории методики преподавания русского языка в начальной школе

Вопросы и задания

РУССКИЙ ЯЗЫК КАК УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Основные вопросы

Структура и содержание курса русского языка в начальной школе

Требования к современному уроку русского языка в начальной школе

На уроках русского языка формируются следующие УУД:

Цели:

Тип №1. Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Тип № 2. Урок рефлексии

Структура урока-рефлексии по ФГОС

Структура урока систематизации знаний

Тип №4. Урок развивающего контроля

Структура урока развивающего контроля

Виды уроков для каждого типа урока по ФГОС

Технологическая карта урока русского языка (ФГОС)

Вопросы и задания

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ

Основные вопросы

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ

Основные вопросы

Буквенный период

Умения, формируемые в процессе обучения грамоте

Письмо

Требования подготовки учащихся по программе «Обучение грамоте» к концу подготовительного периода

Уметь:

Письмо

2.1 Требования подготовки учащихся по программе «Обучение грамоте» к концу основного звукобуквенного периода

Уметь:

Письмо

Уметь:

Планируемые результаты (метапредметные, личностные)

Вопросы и задания

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИю

Основные вопросы

Компоненты навыка чтения

ФГОС

3. Работа по формированию навыка чтения

4. Схемы, используемые в процессе обучения чтению

Физкультминутка

Ф и з к у л ь т м и н у т к а

Вопросы и задания

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ОРФОГРАФИИ

Основные вопросы

Задачи обучения орфографии:

Орфографические упражнения

Вопросы и задания

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ЛЕКСИКЕ В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ

Основные вопросы

Задачи:

Умения, формируемые в процессе обучения лексике

Вопросы и задания

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ СЛОВООБРАЗОВАНИю В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ

Основные вопросы

Словообразовательные понятия, изучаемые в начальной школе

Упражнения по словообразованию

Порядок разбора слов по составу

Вопросы и задания

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ МОРФОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ

Задачи:

Теоретические понятия, изучаемые в начальной школе

Морфологические упражнения

Вопросы и задания

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ СИНТАКСИСУ В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ

Основные вопросы

Задачи обучения синтаксису:

Умения, формируемые в процессе обучения синтаксису

Вопросы и задания

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПУНКТУАцИИ В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ

Основные вопросы

Задачи обучения пунктуации:

Умения, формируемые в процессе обучения пунктуации

МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ

Основные вопросы

Обязательный минимум содержания обучения

Типы текста в русском языке.

Умения, формируемые в процессе развития речи в начальной школе

Упражнения по развитию речи

Методика работы над сочинением

Вопросы и задания

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

написанное.

Сочинения можно классифицировать следующим образом:
  1. по степени самостоятельности:


  • коллективные;

  • индивидуальные;
  1. по источнику материала:


на материале экскурсий, наблюдений, походов, игр;

  • на книжном материале;

  • по картинам;

  • по фильмам, спектаклям;

  • сочетание книжных сведений с личным опытом;
  1. по типам текста:


  • повествование;

  • рассуждение;

  • описание;
  1. по жанру:


  • рассказ,

  • письмо;

  • заметка в газету;

  • отзыв о книге;
  1. по языку:


  • эмоционально-образные (художественные);

  • деловые;

  • научные;
  1. по тематическим группам:


  • природа нашей Родины;

  • школа, семья, товарищи;

  • труд взрослых и детей;

  • жизнь и подвиги.

Классификация сочинений помогает глубже понять учебные задачи каждого очередного сочинения, правильно выбрать методические сред- ства.

Обучаясь связной речи, школьники проходят путь от коллективных работ к самостоятельным, т.е. степень самостоятельности учащихся постепенно возрастает.


Вопросы и задания


  1. Подготовьте сообщение на тему «Как решалась проблема речево- го развития детей в педагогических системах прошлого?»

  2. Охарактеризуйте взгляды К.Д. Ушинского на родной язык и его роль в жизни общества и воспитания личности.

  3. �ем отличаются современные подходы к изучению детской речи?

  4. Проанализируйте методические принципы развития речи и сде- лайте вывод о том, как они связаны с закономерностями развития речи:

  • принцип коммуникативно-деятельностного подхода к разви- тию речи;

  • принцип развития языкового чутья;

  • принцип формирования элементарного осознания явлений языка;

  • принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи, развития речи как целостного образования;

  • принцип обогащения мотивации речевой деятельности;

  • принцип обеспечения активной речевой практики.

  • Проанализируйте содержание таблицы «Методы и приемы разви- тия речи» и на основе ее данных составьте сообщение на эту тему, приведите примеры упражнений из учебников разных авторов:




    Методы

    Направления

    Приемы

    Наглядные

    Непосредственные (на- блюдения). Накопление содержания речи и обеспе- чение связи двух сигналь- ных систем. Опосредо- ванные (рассматривание, рассказывание и описание игрушек, картин). Закреп- ление знаний, словаря,

    обучения связной речи

    Показ иллюстративного материала, показ положе- ния органов артикуляции при обучении правильно- му звукопроизношению

    Словесные

    �тение и рассказывание художественных произ- ведений, заучивание на- изусть, пересказ, обобща-

    ющая беседа и др.

    Речевой образец, повтор- ное проговаривание, объ- яснение, указания, оценка детской речи, вопрос.

    Практические

    Применение речевых на- выков и умений и их со- вершенствование

    Игры-драматизации, инс- ценировки, дидактические упражнения, пластические

    этюды и др.


    1. �то такое методические принципы обучения? Каким образом ме- тодические принципы обучения определяют содержание, сред- ства и методы развития речи?

    2. Дайте определение одной из программ развития речи.

    3. Почему основным средством речевого развития детей является общение?

    4. Установить соответствие:

    1. Задачиразвитияречи




    Развитие словаря.

    А. Основная форма общения.

    Языковая культура речи

    Б. Воспитывать поэтический

    слух.

    Грамматический строй речи.

    В. Формирование умений слу- шать и понимать связные тексты,

    пересказывать.

    Диалогическая речь.

    Д. Формирование морфологичес-

    кой стороны речи.

    Монологическая речь.

    Д. Формирование морфологичес-

    кой стороны речи.

    Художественная литература.

    Е. Развитие речевого слуха, выра-

    ботка четкой дикции.

    Обучение грамоте.

    Ж. Освоение значений слов и их

    уместное употребление.

    Поверь себя: 1 – ж 2 – е 3 – д 4 – а 5 – в 6 – б 7 – г


    1. Методическиепринципыразвитияречи




    1. Взаимосвязь сенсорного, умс-

    твенного и речевого развития детей

    А. От мотива зависит качество

    речи и успешность обучения

    2. Коммуникативно-деятельност-

    ный подход к развитию речи

    Б. В основе лежит неосознанное

    обобщение явлений языка

    3. Развитие языкового чутья

    В. Понимание речи как речемысли- тельной деятельности, связанное с

    познанием окружающего мира

    4. Формироввание элементарного осознания явлений языка

    Г. Понимание речи как деятель- ности и использовании языка для

    коммуникации

    5. Взаимосвязь работы над различ- ными сторонами речи, развития

    речи как целостного образования

    Д. Неосознанное владение зако- номерностями языка


    6. Обогащение мотивации речевой

    деятельности

    Е. Освоение всех уровней языка

    во взаимосвязи

    7. Обеспечение активной речевой практики

    Ж. Язык усваивается в процессе его употребления, речевой прак-

    тики

    Поверь себя: 1 – в 2 – г 3 – д 4 – б 5 – е 6 – а 7 – ж


      1. Определить, верно ли данное утверждение:

        1. Формирование устной речи основная цель работы по разви- тию речи в детском саду.

        2. Метод развития речи – способ деятельности педагога и детей, обеспечивающий формирование речевых навыков.

        3. Практические методы в детском саду применяются реже, чем словесные.

        4. Опосредованные методы основаны на применении нагляднос- ти.

        5. Словесные методы направлены на применение речевых уме- ний и навыков, их совершенствование.

    1– да, 2– да, 3 –нет, 4 – да,5 – нет

      1. Подготовьте аналитический обзор публикаций научно-методи- ческих журналов «Начальная школа», «Русский язык в школе» за последние 2–3 года на тему (по выбору):

    1. «Отбор текстов-образцов для обучения младших школьников изложению»

    2. «Обучение первоклассников подробному изложению»

    3. «Обучение сжатому пересказу как средство развития логичес- кого мышления младших школьников»

    4. «Приемы предварительной подготовки к сочинениям младших школьников»

    5. «Работа над планом сочинения как методическая проблема»

    6. «Анализ сочинений младших школьников»

    7. «Речевые ошибки младших школьников в изложении, их ис- правление и предупреждение»


      1. Разработайте конспект урока обучения изложению учащихся 3 класса по учебнику Т.Г. Рамзаевой.

      2. Разработайте конспект урока обучения младших школьников со- чинению в том или ином стиле и жанре (по выбору).

    Литература


    1. Антонова Е.С., Боброва С.В. Методика преподавания русского языка (начальные классы). М.: «Академия», 2012.

    2. Воителева Т.М.. Теория и методика обучения русскому языку. М.: Дрофа, 2006.

    3. Зиновьева Т.И., Курлыгина О.Е., Трегубова Л.С. Практикум по методике обучения русскому языку в начальных классах. М.:

    «Академия», 2008.

    1. Журналы «Начальная школа», «Русский язык в школе».

    2. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподава- ния русского языка в начальных классах. М.: «Академия», 2012.



    МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ



    Учебное пособие

    по русскому языку для самостоятельной работы студентов.

    Составители:


    канд. пед. наук Мачулина М.А. канд. пед. наук, доц. Суховеева Н.Д. ст. преподаватель Иванченко И.В. ст. преподаватель Пелипенко Р.И.



    Подписано в печать: 14.05.2018 г. Печать офсетная. Бумага офсетная. формат 60х84/16. Усл. печ. л. 8,00.

    Тираж 100 экз. заказ 88.
    Издательство «Рекламно-информационное агентство на КМВ».

    Пятигорск, ул. Февральская, 54.

    Тел. (8793) 33-36-56, тел./факс (8793) 39-09-03.