Файл: Образовательного учреждения высшего образования ставропольский государственный педагогический институт.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 857

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Издательство

Пятигорск, 2018

ББК 81.2. Рус-9 М54

СОДЕРЖАНИЕ

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК НАУКА

Основные вопросы

2. Методы исследования в методике преподавания русского языка в начальной школе

Принципы обучения

Из истории методики преподавания русского языка в начальной школе

Вопросы и задания

РУССКИЙ ЯЗЫК КАК УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Основные вопросы

Структура и содержание курса русского языка в начальной школе

Требования к современному уроку русского языка в начальной школе

На уроках русского языка формируются следующие УУД:

Цели:

Тип №1. Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Тип № 2. Урок рефлексии

Структура урока-рефлексии по ФГОС

Структура урока систематизации знаний

Тип №4. Урок развивающего контроля

Структура урока развивающего контроля

Виды уроков для каждого типа урока по ФГОС

Технологическая карта урока русского языка (ФГОС)

Вопросы и задания

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ

Основные вопросы

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ

Основные вопросы

Буквенный период

Умения, формируемые в процессе обучения грамоте

Письмо

Требования подготовки учащихся по программе «Обучение грамоте» к концу подготовительного периода

Уметь:

Письмо

2.1 Требования подготовки учащихся по программе «Обучение грамоте» к концу основного звукобуквенного периода

Уметь:

Письмо

Уметь:

Планируемые результаты (метапредметные, личностные)

Вопросы и задания

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИю

Основные вопросы

Компоненты навыка чтения

ФГОС

3. Работа по формированию навыка чтения

4. Схемы, используемые в процессе обучения чтению

Физкультминутка

Ф и з к у л ь т м и н у т к а

Вопросы и задания

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ОРФОГРАФИИ

Основные вопросы

Задачи обучения орфографии:

Орфографические упражнения

Вопросы и задания

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ЛЕКСИКЕ В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ

Основные вопросы

Задачи:

Умения, формируемые в процессе обучения лексике

Вопросы и задания

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ СЛОВООБРАЗОВАНИю В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ

Основные вопросы

Словообразовательные понятия, изучаемые в начальной школе

Упражнения по словообразованию

Порядок разбора слов по составу

Вопросы и задания

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ МОРФОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ

Задачи:

Теоретические понятия, изучаемые в начальной школе

Морфологические упражнения

Вопросы и задания

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ СИНТАКСИСУ В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ

Основные вопросы

Задачи обучения синтаксису:

Умения, формируемые в процессе обучения синтаксису

Вопросы и задания

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПУНКТУАцИИ В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ

Основные вопросы

Задачи обучения пунктуации:

Умения, формируемые в процессе обучения пунктуации

МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ

Основные вопросы

Обязательный минимум содержания обучения

Типы текста в русском языке.

Умения, формируемые в процессе развития речи в начальной школе

Упражнения по развитию речи

Методика работы над сочинением

Вопросы и задания

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Цели:


Тип №3. Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности)

Деятельностная: научить детей структуризации полученного зна- ния, развивать умение перехода от частного к общему и наоборот, на- учить видеть каждое новое знание, повторить изученный способ дейс- твий в рамках всей изучаемой темы.

Содержательная: научить обобщению, развивать умение строить теоретические предположения о дальнейшем развитии темы, научить видению нового знания в структуре общего курса, его связь с уже при- обретенным опытом и его значение для последующего обучения.

Структура урока систематизации знаний


  • Самоопределение.

  • Актуализация знаний и фиксирование затруднений.

  • Постановка учебной задачи, целей урока.

  • Составление плана, стратегии по разрешению затруднения.

  • Реализация выбранного проекта.

  • Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону.

  • Этап рефлексии деятельности.



Тип №4. Урок развивающего контроля


Цели:

Деятельностная: научить детей способам самоконтроля и взаимо- контроля, формировать способности, позволяющие осуществлять конт- роль.

Содержательная: проверка знания, умений, приобретенных навы- ков и самопроверка учеников.

Структура урока развивающего контроля



  • Мотивационный этап.

  • Актуализация знаний и осуществление пробного действия.

  • Фиксирование локальных затруднений.

  • Создание плана по решению проблемы.

  • Реализация на практике выбранного плана.

  • Обобщение видов затруднений.

  • Осуществление самостоятельной работы и самопроверки с ис- пользованием эталонного образца.

  • Решение задач творческого уровня.

  • Рефлексия деятельности.



Виды уроков для каждого типа урока по ФГОС







Тип урока по ФГОС

Виды уроков



1.



Урок открытия нового знания

Лекция, путешествие, инсцениров- ка, экспедиция, проблемный урок, экскурсия, беседа, конференция, мультимедиа-урок, игра, уроки сме- шанного типа.


2.


Урок рефлексии

Сочинение, практикум, диалог, ро-

левая игра, деловая игра, комбини- рованный урок.



3.


Урок общеметодологической направленности

Конкурс, конференция, экскурсия, консультация, урок-игра, диспут, обсуждение, обзорная лекция, бе- седа, урок-суд, урок-откровение,

урок-совершенствование.


4.


Урок развивающего контроля

Письменные работы, устные опро- сы, викторина, смотр знаний, твор- ческий отчет, защита проектов, ре-

фератов, тестирование, конкурсы.


Методы и формы современного урока:

  • метод проектов;

  • информационно-коммуникационные технологии;

  • здоровьесберегающие технологии (интеграция);

  • портфолио.


  • Изучитедругиеклассификациисовременныхуроков.

  • Сравнитетрадиционнуюклассификациюисовременную.

Заполнитетаблицу:


Тип традиционного

урока

Характерис- тика

Тип урока по ФГОС

Характерис- тика
















Технологическая карта урока русского языка (ФГОС)





Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные действия

1. Самоопреде- ление к деятель- ности
Организацион- ный момент

Включение в деловой ритм урока.
Устное сообще- ние учителя.

Подготовка клас- са к работе.

Личностные: са- моопределение; регулятивные: целеполагание; коммуникатив-ные: планиро- вание учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2. Актуализация знаний и фикса- ция затруднений в деятельности

Выявляет уро- вень знаний. Оп- ределяет типич- ные недостатки.

Выполняют за- дание, трениру- ющее отдельные способности к учебной деятель- ности, мысли- тельные опера- ции и учебные навыки.

Коммуникатив-ные: планиро- вание учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; познаватель-ные: логические

– анализ объекта с целью выделе- ния признаков.

3. Постановка учебной задачи

Активизирует знания учащих- ся.

Создаёт про- блемную ситуа- цию.

Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока.

Регулятивные: целеполагание; познаватель-ные: постанов- ка вопросов; общеучебные: самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели; логичес-

кие: формулиро- вание проблемы

4. Построение проекта выхода из затруднения

Организует учащихся по исследованию проблемной си- туации

Составляют план достижения цели и определяют средства (алго- ритм, модель и т.д.)

Регулятивные: планирование, прогнозирова- ние; познава-тельные – мо- делирование, логические – ре- шение пробле- мы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; коммуникативные

инициативное











сотрудничество в

поиске и выборе информации.

5. Первичное за- крепление

Устанавливает осознанность восприятия. Первичное обоб- щение.

Решают типовые задания с прого- вариванием алго- ритма вслух.

Регулятивные: контроль, оцен- ка, коррекция; познавательные: общеучебные– умение структу- рировать знания, выбор наиболее эффективных способов реше- ния задач, уме- ние осознанно

и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия спо- собов и условий действия; ком-муникативные: управление поведением партнёра конт- роль, коррекция, оценка действий партнёра

6. Самостоятель- ная работа с са- мопроверкой по эталону

Организует де- ятельность по применению но- вых знаний.

Самостоятельная работа. Осущест- вляют самопро- верку, пошаго- вого сравнения с эталоном.

Регулятивные: контроль, кор- рекция, выделе- ние и осознание того, что уж усвоено и что ещё подлежит усвоению, осоз- нание качества и уровня усвоения;

личностные: са- моопределение

7. Рефлексия де- ятельности (итог урока)

Организует реф- лексию.

Осуществляют самооценку собс- твенной учебной деятельности, соотносят цель

и результаты, степень их соот- ветствия

Коммуникатив-ные: умение с достаточной полнотой и точ- ностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия; лич-ностные: смыс-

лообразование