Файл: Образовательного учреждения высшего образования ставропольский государственный педагогический институт.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 817

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Издательство

Пятигорск, 2018

ББК 81.2. Рус-9 М54

СОДЕРЖАНИЕ

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК НАУКА

Основные вопросы

2. Методы исследования в методике преподавания русского языка в начальной школе

Принципы обучения

Из истории методики преподавания русского языка в начальной школе

Вопросы и задания

РУССКИЙ ЯЗЫК КАК УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Основные вопросы

Структура и содержание курса русского языка в начальной школе

Требования к современному уроку русского языка в начальной школе

На уроках русского языка формируются следующие УУД:

Цели:

Тип №1. Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Тип № 2. Урок рефлексии

Структура урока-рефлексии по ФГОС

Структура урока систематизации знаний

Тип №4. Урок развивающего контроля

Структура урока развивающего контроля

Виды уроков для каждого типа урока по ФГОС

Технологическая карта урока русского языка (ФГОС)

Вопросы и задания

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ

Основные вопросы

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ

Основные вопросы

Буквенный период

Умения, формируемые в процессе обучения грамоте

Письмо

Требования подготовки учащихся по программе «Обучение грамоте» к концу подготовительного периода

Уметь:

Письмо

2.1 Требования подготовки учащихся по программе «Обучение грамоте» к концу основного звукобуквенного периода

Уметь:

Письмо

Уметь:

Планируемые результаты (метапредметные, личностные)

Вопросы и задания

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИю

Основные вопросы

Компоненты навыка чтения

ФГОС

3. Работа по формированию навыка чтения

4. Схемы, используемые в процессе обучения чтению

Физкультминутка

Ф и з к у л ь т м и н у т к а

Вопросы и задания

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ОРФОГРАФИИ

Основные вопросы

Задачи обучения орфографии:

Орфографические упражнения

Вопросы и задания

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ЛЕКСИКЕ В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ

Основные вопросы

Задачи:

Умения, формируемые в процессе обучения лексике

Вопросы и задания

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ СЛОВООБРАЗОВАНИю В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ

Основные вопросы

Словообразовательные понятия, изучаемые в начальной школе

Упражнения по словообразованию

Порядок разбора слов по составу

Вопросы и задания

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ МОРФОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ

Задачи:

Теоретические понятия, изучаемые в начальной школе

Морфологические упражнения

Вопросы и задания

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ СИНТАКСИСУ В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ

Основные вопросы

Задачи обучения синтаксису:

Умения, формируемые в процессе обучения синтаксису

Вопросы и задания

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПУНКТУАцИИ В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ

Основные вопросы

Задачи обучения пунктуации:

Умения, формируемые в процессе обучения пунктуации

МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ

Основные вопросы

Обязательный минимум содержания обучения

Типы текста в русском языке.

Умения, формируемые в процессе развития речи в начальной школе

Упражнения по развитию речи

Методика работы над сочинением

Вопросы и задания

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ


  • Изучитетехнологическуюкартуурокарусскогоязыка.

  • Проанализируйтеэтапыурока.

  • Проанализируйтеспецификудеятельностиучителя.

  • Проанализируйтеособенностидеятельностиобучающихся.

  • Сделайтевыводотом,какиеУУДформируютсянаурокахрусс-когоязыка.




Вопросы и задания


  1. Подготовьте сообщение на тему «�то такое Федеральные госу- дарственные образовательные стандарты».

  2. Сделайте выводы о том, какие требования выдвигает новый ФГОС? Обоснуйте свою позицию.

  3. Определите, что является отличительной особенностью нового Стандарта?

  4. Проанализируйте, какие требования к результатам обучающимся устанавливает Стандарт?

  5. Попробуйте, опираясь на полученные знания, сформулировать требования к современному уроку русского языка. Какие из тре- бований к уроку являются общедидактическими, а какие – мето- дическими?

  6. Раскройте связь каждого требования к уроку русского языка с ос- новными принципами обучения.

  7. Опираясь на собственные знания и опыт, попробуйте сформули- ровать требования к видам заданий, к дидактическому материалу, выполнение которых способствовало поддержанию познаватель- ной активности школьников.

  8. Продолжите логику рассуждений и сделайте вывод о той внутрен- ней связи, которая существует между качеством уроков родного языка и нравственным, патриотическим воспитанием. Дополните

сказанное своими соображениями о других направлениях воспи- тания в процессе обучения русскому языку.

  1. Проведите анализ программ для начальной школы «Система раз- вивающего обучения Занкова», «Начальная школа 21 века» по предложенному плану. Выявить сходство и различие программ, сравнить их с программой «Школа России».

План анализа программы



  1. Цели и задачи программы.

  2. Принципы построения программы.

  3. Количество часов на изучение русского языка.

  4. Наименование разделов программы.

  5. Знания и умения обучающихся.

  6. Подготовьте аннотации одной из программ по русскому языку:

«Начальная школа 21 века», «Школа 2100», «Школа России»,

«Гармония», «Перспективная начальная школа», «Классическая начальная школа»:

План аннотациипрограммы

  1. Название программы.

  2. Авторский коллектив.

  3. Время создания.

  4. Цель и задачи преподавания русского языка, сформулированные составителями.

  5. Особенности структуры программы, принцип ее построения.

  6. Состав УМК (учебно-методического комплекса), авторы учебни- ков и пособий.

4. Подготовка анализа одного из учебников по русскому языку.

Плананализаучебника

  1. Название программы.

  2. Авторский коллектив.

  3. Структура комплекта (кол-во учебных книг; вспомогательные ма- териалы для учителя: дидактические материалы, наглядные посо- бия, сб. диктантов, упражнений, тестов; дополнительные матери- алы для учеников: рабочие тетради, словари).

  4. Структура учебной книги (разделы, приложения).

  5. Принципы подачи теоретического материала, его научность и до- ступность.

  6. Характер и виды упражнений и практических заданий.

  7. Характер дидактического (текстового) материала, его образова- тельная (информационная) и воспитательная ценность.

  8. Система работы по развитию речи.

  9. Наглядность (репродукции картин, рисунки, таблицы, схемы, ус- ловные и графические обозначения).

  10. Вывод о соответствии учебника требованиям ФГОС.

  11. Вывод о соответствии учебника потребностям учителя и ученика.




Литература


  1. Антонова Е.С., Боброва С.В. Методика преподавания русского языка (начальные классы). М.: «Академия», 2012.

  2. Воителева Т.М. Теория и методика обучения русскому языку. М.: Дрофа, 2006.

  3. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О. В. Методика преподава- ния русского языка в начальных классах. М.: «Академия», 2012.

  4. Программы начальной школы.

  5. Федеральный государственный образовательный стандарт [Элек- тронный ресурс]: официальный сайт/URL:http://standart.edu.ru/ catalog.aspx?CatalogId=2661.;

  6. Школьный гид [Электронный ресурс]: официальный сайт/URL: http://www.schoolguide.ru/index.php/progs/school-russia.html.

  7. О.Б. Логинова [Текст]: / Планируемые результаты начального обще- го образования //Методическое пособие. М.: Просвещение, 2010.

  8. Uroki.net [Электронный ресурс]: официальный сайт/URL: http:// www.uroki.net/docpage/doc2.htm.

  9. Издательство Просвещение [Электронный ресурс]: официаль- ный сайт/URL: http://www.prosv.ru/umk/perspektiva/info.aspx?ob_ no=20077.




МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ




Основные вопросы


  1. Цели и задачи обучения грамоте.

  2. Теоретические понятия, изучаемые в период обучения грамоте.

  3. Умения, формируемые в процессе обучения грамоте.

  4. Основное содержание программы по обучению грамоте.



    1. Цели и задачи обучения грамоте


Цель: обучение первоначальному чтению и письму на основе озна- комления учащихся с наиболее общими закономерностями устройства и функционирования графической системы русского языка , что является условием формирования у обучающихся полноценных языковых знаний и умений.

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ




Основные вопросы


  1. Цели и задачи обучения грамоте.

  2. Теоретические понятия, изучаемые в период обучения грамоте.

  3. Умения, формируемые в процессе обучения грамоте.

  4. Основное содержание программы по обучению грамоте.



    1. Цели и задачи обучения грамоте


Цель: обучение первоначальному чтению и письму на основе озна- комления учащихся с наиболее общими закономерностями устройства и функционирования графической системы русского языка , что является условием формирования у обучающихся полноценных языковых знаний и умений.

Основные задачи периода обучения грамоте:

  • научить детей читать и писать, дать им первичные сведения о речи, языке, литературе;

  • расширить кругозор детей;

  • активизировать внутреннюю и внешнюю (устную и письменную) речь;

  • развить интеллектуальную и познавательную активность, вызвать у ребёнка положительное отношение к учению;

  • развить психофизиологические функции, необходимые для про- дуктивного обучения чтению и письму.