Файл: Образовательного учреждения высшего образования ставропольский государственный педагогический институт.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 846

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Издательство

Пятигорск, 2018

ББК 81.2. Рус-9 М54

СОДЕРЖАНИЕ

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК НАУКА

Основные вопросы

2. Методы исследования в методике преподавания русского языка в начальной школе

Принципы обучения

Из истории методики преподавания русского языка в начальной школе

Вопросы и задания

РУССКИЙ ЯЗЫК КАК УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Основные вопросы

Структура и содержание курса русского языка в начальной школе

Требования к современному уроку русского языка в начальной школе

На уроках русского языка формируются следующие УУД:

Цели:

Тип №1. Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Тип № 2. Урок рефлексии

Структура урока-рефлексии по ФГОС

Структура урока систематизации знаний

Тип №4. Урок развивающего контроля

Структура урока развивающего контроля

Виды уроков для каждого типа урока по ФГОС

Технологическая карта урока русского языка (ФГОС)

Вопросы и задания

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ

Основные вопросы

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ

Основные вопросы

Буквенный период

Умения, формируемые в процессе обучения грамоте

Письмо

Требования подготовки учащихся по программе «Обучение грамоте» к концу подготовительного периода

Уметь:

Письмо

2.1 Требования подготовки учащихся по программе «Обучение грамоте» к концу основного звукобуквенного периода

Уметь:

Письмо

Уметь:

Планируемые результаты (метапредметные, личностные)

Вопросы и задания

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИю

Основные вопросы

Компоненты навыка чтения

ФГОС

3. Работа по формированию навыка чтения

4. Схемы, используемые в процессе обучения чтению

Физкультминутка

Ф и з к у л ь т м и н у т к а

Вопросы и задания

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ОРФОГРАФИИ

Основные вопросы

Задачи обучения орфографии:

Орфографические упражнения

Вопросы и задания

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ЛЕКСИКЕ В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ

Основные вопросы

Задачи:

Умения, формируемые в процессе обучения лексике

Вопросы и задания

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ СЛОВООБРАЗОВАНИю В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ

Основные вопросы

Словообразовательные понятия, изучаемые в начальной школе

Упражнения по словообразованию

Порядок разбора слов по составу

Вопросы и задания

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ МОРФОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ

Задачи:

Теоретические понятия, изучаемые в начальной школе

Морфологические упражнения

Вопросы и задания

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ СИНТАКСИСУ В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ

Основные вопросы

Задачи обучения синтаксису:

Умения, формируемые в процессе обучения синтаксису

Вопросы и задания

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПУНКТУАцИИ В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ

Основные вопросы

Задачи обучения пунктуации:

Умения, формируемые в процессе обучения пунктуации

МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ

Основные вопросы

Обязательный минимум содержания обучения

Типы текста в русском языке.

Умения, формируемые в процессе развития речи в начальной школе

Упражнения по развитию речи

Методика работы над сочинением

Вопросы и задания

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Упражнения по развитию речи


Система упражнений по развитию связной речи в начальной школе включает следующие виды заданий:

  • составление предложений по представленным словами;

  • составление текста по представленным предложениями;

  • определение границ предложений;

  • ответы на вопросы;

  • составление рассказа по вопросам;

  • составление рассказа по рисункам и вопросам;

  • составление рассказа по серии рисунков;

  • составление рассказа с началом, придумывание начала, составле- ние рассказа с основной частью, придумывание основной части, составление рассказа с концовкой, придумывание концовки;

  • вопрос к каждой части текста, придумывание названия;

  • разделение рассказа на законченные части, составление плана, придумывание названия;

  • изменение стиля текста.



  1. Методика работы над изложением


Изложение – традиционная форма учебной деятельности, связан- ная с воспроизведением готового, «чужого» текста, нашедшая широ- кое применение практически во всех классах школы. Популярность изложения объясняется тем, что оно дает возможность контролировать как уровень грамотности обучающихся, так и их речевые возможнос- ти, способность связно выстраивать текст на заданную тему. Учащи- еся расширяют свой лексический запас, более сознательно использу- ют имеющиеся у них орфографические и пунктуационные знания и умения. Изложения способствуют и развитию логического мышления и памяти. Работая над изложением, школьники должны выявить про- блематику текста, определить его тему и идею, проанализировать эле- менты сюжета, оценить композицию текста и образную систему про-
изведения, составить план будущего изложения. Изложения – одно из средств обучения связной речи, средств совершенствования УУД, не- обходимых для формирования коммуникативной задачи в разных жиз- ненных ситуациях общения. Следовательно, работая над изложением, необходимо обучать коммуникативным УУД.

В начальной школе используются разные по цели и разнообразные по содержанию исходного текста изложения. По цели это изложения контрольные и обучающие. Основное различие между ними в том, что перед обучающим изложением проводится подготовительная работа,

имеющая целью вооружить учащихся новыми для них знаниям или по- упражнять в умениях и навыках, необходимых для передачи содержания исходного текста.

Требования к текстам для изложений

Лучшие тексты для изложений отличаются единством и замкнутос- тью содержания. Текст рассматривается как самостоятельное повество- вание или рассуждение, как миниатюрное художественное произведение. Текст для изложения должен соответствовать возрастным особеннос- тям, программным требованиям, вызывать у учащихся интерес, жела- ние с ним работать, мотивировать к последующей деятельности, носить воспитывающий характер. Единству содержания и замкнутости должна соответствовать структура текста. Под структурой текста для изложения следует понимать:

  • предельное начало текста, обычно независимое первое предложе- ние с обычным порядком слов или реже соединение законченных предложений;

  • отчетливую связь с начальным предложением следующих за ним предложений, а также связи смежных предложений;

  • структурное выражение законченности всего текста при заверше- нии фабулы.


Все изложения можно разделить на следующие виды:

  1. по отношению к объему исходного текста различают подроб- ные и сжатые изложения: задача подробного изложения – воспроизвес- ти как можно более полно содержание исходного текста; задача сжатого изложения передать содержание кратко, обобщенно;

  2. по осложненности языковым заданием выделяются изложения с лексическим, грамматическим, стилистическим и др. заданиями. Сре- ди этих заданий можно выделить два типа:

  • предлагается изменить форму лица, времени, наклонения, напри- мер, передать содержание исходного текста в форме не прошед- шего времени, а настоящего;

  • предлагается употребить в изложении определенные слова, слово- сочетания, предложения, имеющиеся в исходном тексте;

  1. по восприятию исходного текста различаются изложения:

  • прочитанного, воспринятого зрительно текста;

  • услышанного, воспринятого на слух текста;

  • текста, воспринятого на слух и зрительно;

  1. по степени знакомства с исходным текстом различают изложе- ния незнакомого и знакомого, т.е. воспринятого ранее, известного текс- та;

  2. по отношению к содержанию исходного текста различают из- ложения:

  • полные изложения, в которых содержание исходного текста пере- дается полностью;

  • выборочные изложения, в которых воспроизводится какая-то одна тема;

  • изложения с дополнительным заданием, в которых исходный текст перерабатывается так, что в итоге его содержание не совпадает с созданным.

Можно выделить 2 группы заданий к таким изложениям:

  • дописать начало (вступление), конец (заключение), изложить текст от имени другого лица, ввести в него элементы описания (вне- шности героя, времени, места, действия), диалог, рассуждение по затронутому в тексте вопросу;

  • предлагается ответить на вопросы, высказать свое мнение по пово- ду изложенного в тексте.




  1. 1   ...   44   45   46   47   48   49   50   51   52

Методика работы над сочинением


Сочинение в школе занимает особое место: ему подчинены все дру- гие речевые упражнения. Именно в сочинении ребенок максимально приближается к естественным условиям порождения речевых высказы- ваний, к таким условиям, которые складываются в жизни. Сочинения служат эффективным средством формирования личности. Оно возбуж- дает эмоции, умственную деятельность, приучает детей осмысливать, оценивать и систематизировать виденное, пережитое и усвоенное, раз- вивает наблюдательность, учит находить причинно-следственные связи, сопоставлять и сравнивать, делать выводы. Сочинение – творческая ра- бота, оно требует наивысшей самостоятельности школьника, активнос- ти, увлеченности, внесение в текст чего-то своего, личного. Подготовка материала, его систематизация, обдумывание композиции и плана сочи- нения, установление логических связей, выбор слов, фразеологизмов и сочетаний, построение предложений, проверка орфографии и пунк- туации – весь этот комплекс сложных действий требует от школьника не только высокого напряжения всех умственных сил, но и умения уп- равлять своей интеллектуальной деятельностью. В сочинении языковая теория соединяется с практикой. В процессе обучения сочинениям, ус- тным и письменным, на практике реализуются общие умения в связной речи: умение понять и раскрыть тему, подчинить свое сочинение опре- деленной главной мысли, собирать материал, систематизировать его, располагать, составлять план и писать по плану, использовать средства

языка в соответствии с замыслом и речевыми ситуациями и, наконец, совершенствовать