Файл: Образовательного учреждения высшего образования ставропольский государственный педагогический институт.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 858

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Издательство

Пятигорск, 2018

ББК 81.2. Рус-9 М54

СОДЕРЖАНИЕ

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК НАУКА

Основные вопросы

2. Методы исследования в методике преподавания русского языка в начальной школе

Принципы обучения

Из истории методики преподавания русского языка в начальной школе

Вопросы и задания

РУССКИЙ ЯЗЫК КАК УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Основные вопросы

Структура и содержание курса русского языка в начальной школе

Требования к современному уроку русского языка в начальной школе

На уроках русского языка формируются следующие УУД:

Цели:

Тип №1. Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Тип № 2. Урок рефлексии

Структура урока-рефлексии по ФГОС

Структура урока систематизации знаний

Тип №4. Урок развивающего контроля

Структура урока развивающего контроля

Виды уроков для каждого типа урока по ФГОС

Технологическая карта урока русского языка (ФГОС)

Вопросы и задания

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ

Основные вопросы

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ

Основные вопросы

Буквенный период

Умения, формируемые в процессе обучения грамоте

Письмо

Требования подготовки учащихся по программе «Обучение грамоте» к концу подготовительного периода

Уметь:

Письмо

2.1 Требования подготовки учащихся по программе «Обучение грамоте» к концу основного звукобуквенного периода

Уметь:

Письмо

Уметь:

Планируемые результаты (метапредметные, личностные)

Вопросы и задания

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИю

Основные вопросы

Компоненты навыка чтения

ФГОС

3. Работа по формированию навыка чтения

4. Схемы, используемые в процессе обучения чтению

Физкультминутка

Ф и з к у л ь т м и н у т к а

Вопросы и задания

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ОРФОГРАФИИ

Основные вопросы

Задачи обучения орфографии:

Орфографические упражнения

Вопросы и задания

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ЛЕКСИКЕ В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ

Основные вопросы

Задачи:

Умения, формируемые в процессе обучения лексике

Вопросы и задания

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ СЛОВООБРАЗОВАНИю В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ

Основные вопросы

Словообразовательные понятия, изучаемые в начальной школе

Упражнения по словообразованию

Порядок разбора слов по составу

Вопросы и задания

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ МОРФОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ

Задачи:

Теоретические понятия, изучаемые в начальной школе

Морфологические упражнения

Вопросы и задания

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ СИНТАКСИСУ В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ

Основные вопросы

Задачи обучения синтаксису:

Умения, формируемые в процессе обучения синтаксису

Вопросы и задания

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПУНКТУАцИИ В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ

Основные вопросы

Задачи обучения пунктуации:

Умения, формируемые в процессе обучения пунктуации

МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ

Основные вопросы

Обязательный минимум содержания обучения

Типы текста в русском языке.

Умения, формируемые в процессе развития речи в начальной школе

Упражнения по развитию речи

Методика работы над сочинением

Вопросы и задания

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

ФГОС





Полугодие

Класс

I полугодие

II полугодие

1 класс




30–40 слов в мин.

2 класс

40–50 слов в мин.

50–60 слов в мин.

3 класс

60–70 слов в мин.

70–80 слов в мин.

4 класс

80–90 слов в мин.

100–120 слов в мин.


Правильность чтения выражается в том, что ученик избегает или, наоборот, допускает:

а) замены; б) пропуски;

в) перестановки; г) добавления; д) искажения;

е) повтор букв (звуков), слогов, слов;

ж) правильно или ошибочно делает ударение в словах; з) ошибки в окончании.

Выразительность чтения включает в себя умения правильно ис- пользовать паузы, делать логическое ударение, находить нужную инто- нацию, читать громко и внятно. При оценке работы по формированию полноценного навыка чтения у учащихся начальной школы желательно проверить этот навык в целом и в каждой из составляющих его сторон. Судить о навыке чтения только по одной какой-либо его стороне (чаще всего в этой роли выступают замеры по скорости чтения) неправильно и неполно. Окончательное суждение об уровне навыка чтения можно выносить только на основе совокупных данных по каждому из компо- нентов. Для проверки техники чтения и фиксации данных по каждому из компонентов можно использовать таблицу:

  • Проанализируйте составляющие навыка чтения, докажите не-обходимость овладения всеми составляющими, ответ аргумен-тируйте.

  • Сравните ориентировочные показатели темпа чтения по другимпрограммам,сделайте выводы.



3. Работа по формированию навыка чтения


Работа по формированию навыка чтения состоит из нескольких этапов: 1 этап – учим и запоминаем буквы;

2 этап учимся читать слоги разной степени трудности; 3 этап читаем и понимаем смысл прочитанного слова;

4 этап читаем и воспринимаем прочитанные слова как часть смыс- лового целого: словосочетания, предложения, текста.
  1. этап учим и запоминаем буквы


Первое, чему необходимо научить ребенка, это умению отличать одну букву от другой, узнавать ее в многообразии графического изоб- ражения и читать. Целесообразно не давать детям названий согласных букв в том виде, как они приняты в алфавите, а называть согласную бук- ву так, как она читается (не «ЭС», а «С»; не «КА», а «К»).

Порядок введения букв для ознакомления предлагается следующий: а, о, с, н, м, у, т, к, ы, л, в, д, п, р, и, з, б, г, е, ч, ш, я, ь, ё, ж, й, ф, ю, ц, щ, х, э, ъ. В первый месяц обучения (самый трудный!) дети знакомится с теми гласными буквами,

которые хорошо запоминаются (А, О). На начальном этапе знакомство с согласными буквами определяется акустическими дан- ными и артикуляционным укладом звуков, обозначаемых этими буквами. Главное при этом облегчить детям прочтение слогов, типа С+Г (НА, СА, МА). Например, у звуков Н, М преобладает тон голоса, поэтому их легко будет произносить в сочетании с гласными. При произнесении звука «С» в открытом слоге губы принимают положение, свойственное им при про- изнесении гласного, который следует за согласным. К тому же все эти бук-

вы внешне не похожи друг на друга, поэтому их легче будет запомнить.
  1. этап обучения учимся читать слоги разной степени трудности


Главная цель данного этапа

– закрепить связи между видом слога и его произнесением. В мето- дике насчитывается несколько при- емов, специально рассчитанных на облегчение детям слияния звуков
(слияние – это прочтение слогов, типа СА, РУ, ТИ, т.е. слогов, в кото- рых за согласной идет гласная бук- ва). Очень эффективное упражне- ние для автоматизации прочтения слогов разной трудности чтение слоговых таблиц.

Этот вид работы избавит де- тей от многих трудностей, т.к. их внимание будет сосредоточено лишь на технической стороне процесса. Они не смогут запомнить набор слогов, поэтому их прочитывание может стать многократным. Очень важно, что при этом отрабатывается и подвижность артикуляционного аппарата.
  1. этап обучения читаем и понимаем смысл прочитанного слова


На этом этапе темп прочтения слова будет близок к темпу произ-

несения слова в обычной живой речи. На этом этапе следует ор- ганизовать работу со столбиками слов, имеющих одинаковое начало или конец. Это упражнение очень хорошо автоматизирует навык чте- ния и облегчает сам процесс про- читывания, т.к. относительно но- выми для детей в прочитываемых словах всякий раз оказываются

несколько букв, а не все слово целиком.

�итая слово, одновременно ребенок начинает понимать и смысл прочитанного. Быстрая реакция на зрительное изображение приведет к увеличению скорости и эффективности чтения. РИС_7 При этом важно
соблюдать такие рекомендации:

  • Слова следует читать несколько раз: медленно, постепенно убыс- тряя темп, громко, тихо и т.д.

  • После чтения необходимо выяснить у ребенка, значения каких слов ему непонятны и что общего в написании слов каждого стол- бика.

  • Взрослый называет слово (прилагательное), а ребенок из стол- биков выбирает подходящее по смыслу к данному. Например: взрослый произносит слово «электрическая», а ребенок должен из первого столбика найти подходящее слово (лампа).
  1. этап обучения – читаем и учимся понимать смысл прочитан- ного предложения и текста


На этом этапе детей больше не затрудняют процессы восприятия, и они могут уделить основное внимание осмысливанию содержания. Постепенно смогут понять содержание рассказа. Последний этап самый длительный.

  • Вчемсостоитпроблемаслогоделения?

  • Вчемсостоитзначениепрочтениясловв«столбиках»?

  • Какиеособенностимеханизмапервоначальногочтениянеобхо-димоучитывать приобучении грамоте?

  • Сформулируйтезадачичтенияиразборатекстоввпериодобу-ченияграмоте.

  • Подберитеиздействующихучебниковупражнения,соответс-твующиекаждомуэтапу обучения чтению.