Файл: Образовательного учреждения высшего образования ставропольский государственный педагогический институт.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 821
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК НАУКА
2. Методы исследования в методике преподавания русского языка в начальной школе
Из истории методики преподавания русского языка в начальной школе
РУССКИЙ ЯЗЫК КАК УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
Структура и содержание курса русского языка в начальной школе
Требования к современному уроку русского языка в начальной школе
На уроках русского языка формируются следующие УУД:
Тип №1. Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков
Структура урока-рефлексии по ФГОС
Структура урока систематизации знаний
Тип №4. Урок развивающего контроля
Структура урока развивающего контроля
Виды уроков для каждого типа урока по ФГОС
Технологическая карта урока русского языка (ФГОС)
Умения, формируемые в процессе обучения грамоте
Требования подготовки учащихся по программе «Обучение грамоте» к концу подготовительного периода
Планируемые результаты (метапредметные, личностные)
3. Работа по формированию навыка чтения
4. Схемы, используемые в процессе обучения чтению
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ЛЕКСИКЕ В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ
Умения, формируемые в процессе обучения лексике
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ СЛОВООБРАЗОВАНИю В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ
Словообразовательные понятия, изучаемые в начальной школе
Упражнения по словообразованию
Порядок разбора слов по составу
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ МОРФОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ
Теоретические понятия, изучаемые в начальной школе
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ СИНТАКСИСУ В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ
Умения, формируемые в процессе обучения синтаксису
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПУНКТУАцИИ В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ
Умения, формируемые в процессе обучения пунктуации
МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ
Обязательный минимум содержания обучения
Умения, формируемые в процессе развития речи в начальной школе
Упражнения по развитию речи
Система упражнений по развитию связной речи в начальной школе включает следующие виды заданий:
-
составление предложений по представленным словами; -
составление текста по представленным предложениями; -
определение границ предложений; -
ответы на вопросы; -
составление рассказа по вопросам; -
составление рассказа по рисункам и вопросам; -
составление рассказа по серии рисунков; -
составление рассказа с началом, придумывание начала, составле- ние рассказа с основной частью, придумывание основной части, составление рассказа с концовкой, придумывание концовки; -
вопрос к каждой части текста, придумывание названия; -
разделение рассказа на законченные части, составление плана, придумывание названия; -
изменение стиля текста.
-
Методика работы над изложением
Изложение – традиционная форма учебной деятельности, связан- ная с воспроизведением готового, «чужого» текста, нашедшая широ- кое применение практически во всех классах школы. Популярность изложения объясняется тем, что оно дает возможность контролировать как уровень грамотности обучающихся, так и их речевые возможнос- ти, способность связно выстраивать текст на заданную тему. Учащи- еся расширяют свой лексический запас, более сознательно использу- ют имеющиеся у них орфографические и пунктуационные знания и умения. Изложения способствуют и развитию логического мышления и памяти. Работая над изложением, школьники должны выявить про- блематику текста, определить его тему и идею, проанализировать эле- менты сюжета, оценить композицию текста и образную систему про-
изведения, составить план будущего изложения. Изложения – одно из средств обучения связной речи, средств совершенствования УУД, не- обходимых для формирования коммуникативной задачи в разных жиз- ненных ситуациях общения. Следовательно, работая над изложением, необходимо обучать коммуникативным УУД.
В начальной школе используются разные по цели и разнообразные по содержанию исходного текста изложения. По цели это изложения контрольные и обучающие. Основное различие между ними в том, что перед обучающим изложением проводится подготовительная работа,
имеющая целью вооружить учащихся новыми для них знаниям или по- упражнять в умениях и навыках, необходимых для передачи содержания исходного текста.
Требования к текстам для изложений
Лучшие тексты для изложений отличаются единством и замкнутос- тью содержания. Текст рассматривается как самостоятельное повество- вание или рассуждение, как миниатюрное художественное произведение. Текст для изложения должен соответствовать возрастным особеннос- тям, программным требованиям, вызывать у учащихся интерес, жела- ние с ним работать, мотивировать к последующей деятельности, носить воспитывающий характер. Единству содержания и замкнутости должна соответствовать структура текста. Под структурой текста для изложения следует понимать:
-
предельное начало текста, обычно независимое первое предложе- ние с обычным порядком слов или реже соединение законченных предложений; -
отчетливую связь с начальным предложением следующих за ним предложений, а также связи смежных предложений; -
структурное выражение законченности всего текста при заверше- нии фабулы.
Все изложения можно разделить на следующие виды:
-
по отношению к объему исходного текста различают подроб- ные и сжатые изложения: задача подробного изложения – воспроизвес- ти как можно более полно содержание исходного текста; задача сжатого изложения – передать содержание кратко, обобщенно; -
по осложненности языковым заданием выделяются изложения с лексическим, грамматическим, стилистическим и др. заданиями. Сре- ди этих заданий можно выделить два типа:
-
предлагается изменить форму лица, времени, наклонения, напри- мер, передать содержание исходного текста в форме не прошед- шего времени, а настоящего; -
предлагается употребить в изложении определенные слова, слово- сочетания, предложения, имеющиеся в исходном тексте;
-
по восприятию исходного текста различаются изложения:
-
прочитанного, воспринятого зрительно текста; -
услышанного, воспринятого на слух текста; -
текста, воспринятого на слух и зрительно;
-
по степени знакомства с исходным текстом различают изложе- ния незнакомого и знакомого, т.е. воспринятого ранее, известного текс- та; -
по отношению к содержанию исходного текста различают из- ложения:
-
полные изложения, в которых содержание исходного текста пере- дается полностью; -
выборочные изложения, в которых воспроизводится какая-то одна тема; -
изложения с дополнительным заданием, в которых исходный текст перерабатывается так, что в итоге его содержание не совпадает с созданным.
Можно выделить 2 группы заданий к таким изложениям:
-
дописать начало (вступление), конец (заключение), изложить текст от имени другого лица, ввести в него элементы описания (вне- шности героя, времени, места, действия), диалог, рассуждение по затронутому в тексте вопросу; -
предлагается ответить на вопросы, высказать свое мнение по пово- ду изложенного в тексте.
- 1 ... 44 45 46 47 48 49 50 51 52
Методика работы над сочинением
Сочинение в школе занимает особое место: ему подчинены все дру- гие речевые упражнения. Именно в сочинении ребенок максимально приближается к естественным условиям порождения речевых высказы- ваний, к таким условиям, которые складываются в жизни. Сочинения служат эффективным средством формирования личности. Оно возбуж- дает эмоции, умственную деятельность, приучает детей осмысливать, оценивать и систематизировать виденное, пережитое и усвоенное, раз- вивает наблюдательность, учит находить причинно-следственные связи, сопоставлять и сравнивать, делать выводы. Сочинение – творческая ра- бота, оно требует наивысшей самостоятельности школьника, активнос- ти, увлеченности, внесение в текст чего-то своего, личного. Подготовка материала, его систематизация, обдумывание композиции и плана сочи- нения, установление логических связей, выбор слов, фразеологизмов и сочетаний, построение предложений, проверка орфографии и пунк- туации – весь этот комплекс сложных действий требует от школьника не только высокого напряжения всех умственных сил, но и умения уп- равлять своей интеллектуальной деятельностью. В сочинении языковая теория соединяется с практикой. В процессе обучения сочинениям, ус- тным и письменным, на практике реализуются общие умения в связной речи: умение понять и раскрыть тему, подчинить свое сочинение опре- деленной главной мысли, собирать материал, систематизировать его, располагать, составлять план и писать по плану, использовать средства
языка в соответствии с замыслом и речевыми ситуациями и, наконец, совершенствовать