Файл: Образовательного учреждения высшего образования ставропольский государственный педагогический институт.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 820
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК НАУКА
2. Методы исследования в методике преподавания русского языка в начальной школе
Из истории методики преподавания русского языка в начальной школе
РУССКИЙ ЯЗЫК КАК УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
Структура и содержание курса русского языка в начальной школе
Требования к современному уроку русского языка в начальной школе
На уроках русского языка формируются следующие УУД:
Тип №1. Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков
Структура урока-рефлексии по ФГОС
Структура урока систематизации знаний
Тип №4. Урок развивающего контроля
Структура урока развивающего контроля
Виды уроков для каждого типа урока по ФГОС
Технологическая карта урока русского языка (ФГОС)
Умения, формируемые в процессе обучения грамоте
Требования подготовки учащихся по программе «Обучение грамоте» к концу подготовительного периода
Планируемые результаты (метапредметные, личностные)
3. Работа по формированию навыка чтения
4. Схемы, используемые в процессе обучения чтению
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ЛЕКСИКЕ В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ
Умения, формируемые в процессе обучения лексике
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ СЛОВООБРАЗОВАНИю В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ
Словообразовательные понятия, изучаемые в начальной школе
Упражнения по словообразованию
Порядок разбора слов по составу
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ МОРФОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ
Теоретические понятия, изучаемые в начальной школе
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ СИНТАКСИСУ В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ
Умения, формируемые в процессе обучения синтаксису
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПУНКТУАцИИ В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ
Умения, формируемые в процессе обучения пунктуации
МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ
Обязательный минимум содержания обучения
Умения, формируемые в процессе развития речи в начальной школе
-
Обязательный минимум содержания обучения
Правописание безударных гласных, парных звонких и глухих со- гласных, непроизносимых согласных, удвоенных гласных; правописа- ние безударных падежных окончаний имен существительных и при- лагательных, безударных личных окончаний глаголов. Правописание не с глаголами. Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн. Употребление прописной буквы в начале предложения, в именах собс- твенных. Употребление разделительных Ь иЪ, Ь после шипящих на кон- це имен существительных и глаголов. Разные способы проверки пра- вописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря.
-
Орфографические понятия, изучаемые в начальной школе
Орфографические понятия, изучаемые в начальной школе – это большие группы орфографических правил, которые связаны с разными трудностями передачи слова на письме. Эти правила представлены пя- тью разделами:
-
передача буквами фонемного состава слов; -
слитные, раздельные и дефисные написания слов и их частей; -
употребление прописных и строчных букв; -
перенос части слова с одной строки на другую; -
графические сокращения.
Каждый раздел орфографии опирается на определенные принципы.
Принципы орфографии – это языковые закономерности, лежащие в основе одного или нескольких правил. Природу и систему русской ор- фографии раскрывают с помощью следующих принципов.
Морфологический принцип предполагает единообразие, одинако- вое написание морфем: корня, приставки, суффикса, окончания незави- симо от позиционных чередований (фонетических изменений) в звуча- щем слове, происходящих при образовании
родственных слов или форм слова. К числу таких несоответствий письма и произношения относятся: безударные гласные в разных морфемах – в корне, приставке, суффиксе, окончании; оглушение звонких и озвончение глухих согласных в слабых позициях; непроизносимые согласные.
Фонетический принцип, то есть такой, при котором следующие друг за другом цепочки звуков в словах обозначаются на основе прямой связи « звук – буква», без учета каких – либо иных критериев. Коротко этот принцип определяется девизом «пиши, как слышишь». Фонетичес- кий принцип регулирует написание приставок на З- /С-, правописание И/Ыпосле приставок, оканчивающихся на согласный.
Исторический (традиционный) принцип заключается в закреп- ленном традицией написания слов. К ним относят правописание И пос- ле ЖиШ, так как эти звуки в древнерусском языке были мягкими. Это- му же принципу соответствуют написания с полногласием.
Дифференцирующий принцип написания разграничивает на пись- ме слова, звучащие одинаково, но имеющие разные лексические значе- ния: туш–тушь;поджог-поджеги т.д.
Орфограмма – это написание, регулируемое орфографическим пра- вилом или устанавливаемое в словарном порядке, т. е. написание слова, которое выбирается из ряда возможных с точки зрения законов графи- ки. Орфограмма – это случай выбора, когда возможны 1, 2 или более различных написаний. Это также написание, соответствующее прави-
лам орфографии. Орфограмма – это буква, где проявляется возможность ошибки и возникает сомнение в написании.
Орфографическое правило – инструкция, на основании которой обучающийся производит орфографические действия, направленные на безошибочное написание.
Навыки – автоматизированные компоненты деятельности, которые входят в ту или иную целенаправленную активность человека как средс- тво достижения этой деятельности. Орфографический навык – дейс- твие, при котором на основе целого комплекса знаний и умений обу- чающиеся могут использовать теоретические знания для обоснования написания слова, т.е. действовать сознательно.
Деятельность пишущего, намеренно обращающегося к правилу при осознании наличия орфограммы в слове, называется орфографическим действием. В орфографическом действии выделяют две ступени:
-
постановка орфографической задачи (выделение орфограммы и определение ее типа); -
решение орфографической задачи (выбор письменного знака в соответствии с правилом).
Исходя из структуры орфографического действия можно выделить задачи, стоящие перед учителем при формировании у учащихся орфог- рафического навыка. К ним относятся:
-
Развивать умение ставить орфографические задачи, т.е. развивать орфографическую зоркость. -
Устанавливать тип орфограммы и относить ее к определенному правилу. -
Применять правило, т.е. правильно выполнять алгоритм решения орфографической задачи. -
Осуществлять орфографический самоконтроль.
Для совершения орфографического действия необходимо опреде- ленное пространство, называемое орфографическим полем. В преде- лах этого пространства выполняется проверка орфограммы.
Орфографическая_зоркость'>Орфографическая зоркость –
это «способность, умение быстро обнаруживать в тексте, который предназначен для записи или уже на- писан, орфограммы, а также определять их типы». Это умение является основополагающим в обучении грамотному письму.
Орфографическая ошибка – это неправильное написание сло- ва; орфографическая ошибка может быть допущена только на письме, обычно в слабой фонетической позиции (для гласных – в безударном по- ложении, для согласных – на конце слова или перед другим согласным) или в слитно-раздельно-дефисных написаниях. Такую ошибку можно только увидеть, услышать её нельзя: на площаде, о синим карандаше,небыл,ктото,полапельсина.
«Нормы оценки…» призваны обеспечить одинаковые требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся по русскому языку. В них устанавливаются: 1) единые критерии оценки различных сторон владе- ния устной и письменной формами русского языка (критерии оценки ор- фографической и пунктуационной грамотности, языкового оформления связного высказывания, содержания высказывания); 2) единые нормати- вы оценки знаний, умений и навыков; 3) объем различных видов конт- рольных работ; 4) количество отметок за различные виды контрольных работ.
-
Составьтетаблицуираспределитеправила,изучаемыевна-чальнойшколевсоответствииспринципамиорфографии.
Принцип орфографии | Орфографические правила, изучаемые в начальной школе |
| |
-
Нужнолипроводитьсопоставлениеправил?Подтвердитепри-мерами.
– Законспектируйтенормыоценкидиктантовиконтрольныхра-ботпорусскомуязыкувначальнойшколе.
-
Умения, формируемые в процессе обучения орфографии Орфографические умения – это способность использовать сово-
купность правил, устанавливающих написание слов и их форм, опери- ровать ими для овладения навыками грамотного письма. В начальной школе, формируются следующие виды орфографических умений:
-
нахождение изученных орфограмм в устном и письменном слове и между словами (орфографическая зоркость); -
правильное написание слов с изученными орфограммами ( в том числе слов с непроверяемыми написаниями); -
обоснование условий выбора изученных орфограмм в устной форме и графическое на письме; -
нахождение и исправление ошибок в словах (и между словами) с изученными орфограммами.
Орфографические умения опираются на следующие виды орфог- рафической памяти: слуховой, зрительный, речедвигательный (кинес- тезический) – послоговое орфографическое проговаривание слов, в ре- зультате которого состав изучаемого слова закрепляется в мускульных движениях органов речи; моторный – многократная запись учениками одних и тех же слов. Практика подтверждает, что при формировании орфографических умений необходимо одновременно опираться на все виды орфографической памяти.
Планируемые результаты освоения курса русского языка предпола- гают, что выпускники начальной школы научатся осознавать безоши- бочное письмо как одно из проявлений собственного уровня культуры, они смогут применять орфографические правила и правила постановки