Файл: Образовательного учреждения высшего образования ставропольский государственный педагогический институт.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 820

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Издательство

Пятигорск, 2018

ББК 81.2. Рус-9 М54

СОДЕРЖАНИЕ

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК НАУКА

Основные вопросы

2. Методы исследования в методике преподавания русского языка в начальной школе

Принципы обучения

Из истории методики преподавания русского языка в начальной школе

Вопросы и задания

РУССКИЙ ЯЗЫК КАК УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Основные вопросы

Структура и содержание курса русского языка в начальной школе

Требования к современному уроку русского языка в начальной школе

На уроках русского языка формируются следующие УУД:

Цели:

Тип №1. Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Тип № 2. Урок рефлексии

Структура урока-рефлексии по ФГОС

Структура урока систематизации знаний

Тип №4. Урок развивающего контроля

Структура урока развивающего контроля

Виды уроков для каждого типа урока по ФГОС

Технологическая карта урока русского языка (ФГОС)

Вопросы и задания

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ

Основные вопросы

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ

Основные вопросы

Буквенный период

Умения, формируемые в процессе обучения грамоте

Письмо

Требования подготовки учащихся по программе «Обучение грамоте» к концу подготовительного периода

Уметь:

Письмо

2.1 Требования подготовки учащихся по программе «Обучение грамоте» к концу основного звукобуквенного периода

Уметь:

Письмо

Уметь:

Планируемые результаты (метапредметные, личностные)

Вопросы и задания

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИю

Основные вопросы

Компоненты навыка чтения

ФГОС

3. Работа по формированию навыка чтения

4. Схемы, используемые в процессе обучения чтению

Физкультминутка

Ф и з к у л ь т м и н у т к а

Вопросы и задания

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ОРФОГРАФИИ

Основные вопросы

Задачи обучения орфографии:

Орфографические упражнения

Вопросы и задания

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ЛЕКСИКЕ В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ

Основные вопросы

Задачи:

Умения, формируемые в процессе обучения лексике

Вопросы и задания

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ СЛОВООБРАЗОВАНИю В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ

Основные вопросы

Словообразовательные понятия, изучаемые в начальной школе

Упражнения по словообразованию

Порядок разбора слов по составу

Вопросы и задания

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ МОРФОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ

Задачи:

Теоретические понятия, изучаемые в начальной школе

Морфологические упражнения

Вопросы и задания

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ СИНТАКСИСУ В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ

Основные вопросы

Задачи обучения синтаксису:

Умения, формируемые в процессе обучения синтаксису

Вопросы и задания

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПУНКТУАцИИ В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ

Основные вопросы

Задачи обучения пунктуации:

Умения, формируемые в процессе обучения пунктуации

МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ

Основные вопросы

Обязательный минимум содержания обучения

Типы текста в русском языке.

Умения, формируемые в процессе развития речи в начальной школе

Упражнения по развитию речи

Методика работы над сочинением

Вопросы и задания

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

основе усвоения этих понятий.

  1. Обязательный минимум содержания обучения


Правописание безударных гласных, парных звонких и глухих со- гласных, непроизносимых согласных, удвоенных гласных; правописа- ние безударных падежных окончаний имен существительных и при- лагательных, безударных личных окончаний глаголов. Правописание не с глаголами. Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн. Употребление прописной буквы в начале предложения, в именах собс- твенных. Употребление разделительных Ь иЪ, Ь после шипящих на кон- це имен существительных и глаголов. Разные способы проверки пра- вописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря.

  1. Орфографические понятия, изучаемые в начальной школе


Орфографические понятия, изучаемые в начальной школе это большие группы орфографических правил, которые связаны с разными трудностями передачи слова на письме. Эти правила представлены пя- тью разделами:

  1. передача буквами фонемного состава слов;

  2. слитные, раздельные и дефисные написания слов и их частей;

  3. употребление прописных и строчных букв;

  4. перенос части слова с одной строки на другую;

  5. графические сокращения.

Каждый раздел орфографии опирается на определенные принципы.

Принципы орфографии – это языковые закономерности, лежащие в основе одного или нескольких правил. Природу и систему русской ор- фографии раскрывают с помощью следующих принципов.

Морфологический принцип предполагает единообразие, одинако- вое написание морфем: корня, приставки, суффикса, окончания незави- симо от позиционных чередований (фонетических изменений) в звуча- щем слове, происходящих при образовании
родственных слов или форм слова. К числу таких несоответствий письма и произношения относятся: безударные гласные в разных морфемах в корне, приставке, суффиксе, окончании; оглушение звонких и озвончение глухих согласных в слабых позициях; непроизносимые согласные.

Фонетический принцип, то есть такой, при котором следующие друг за другом цепочки звуков в словах обозначаются на основе прямой связи « звук – буква», без учета каких – либо иных критериев. Коротко этот принцип определяется девизом «пиши, как слышишь». Фонетичес- кий принцип регулирует написание приставок на З- /С-, правописание И/Ыпосле приставок, оканчивающихся на согласный.

Исторический (традиционный) принцип заключается в закреп- ленном традицией написания слов. К ним относят правописание И пос- ле ЖиШ, так как эти звуки в древнерусском языке были мягкими. Это- му же принципу соответствуют написания с полногласием.

Дифференцирующий принцип написания разграничивает на пись- ме слова, звучащие одинаково, но имеющие разные лексические значе- ния: туш–тушь;поджог-поджеги т.д.

Орфограмма это написание, регулируемое орфографическим пра- вилом или устанавливаемое в словарном порядке, т. е. написание слова, которое выбирается из ряда возможных с точки зрения законов графи- ки. Орфограмма – это случай выбора, когда возможны 1, 2 или более различных написаний. Это также написание, соответствующее прави-

лам орфографии. Орфограмма это буква, где проявляется возможность ошибки и возникает сомнение в написании.

Орфографическое правило – инструкция, на основании которой обучающийся производит орфографические действия, направленные на безошибочное написание.

Навыки автоматизированные компоненты деятельности, которые входят в ту или иную целенаправленную активность человека как средс- тво достижения этой деятельности. Орфографический навык – дейс- твие, при котором на основе целого комплекса знаний и умений обу- чающиеся могут использовать теоретические знания для обоснования написания слова, т.е. действовать сознательно.

Деятельность пишущего, намеренно обращающегося к правилу при осознании наличия орфограммы в слове, называется орфографическим действием. В орфографическом действии выделяют две ступени:

  1. постановка орфографической задачи (выделение орфограммы и определение ее типа);

  2. решение орфографической задачи (выбор письменного знака в соответствии с правилом).

Исходя из структуры орфографического действия можно выделить задачи, стоящие перед учителем при формировании у учащихся орфог- рафического навыка. К ним относятся:

  1. Развивать умение ставить орфографические задачи, т.е. развивать орфографическую зоркость.

  2. Устанавливать тип орфограммы и относить ее к определенному правилу.

  3. Применять правило, т.е. правильно выполнять алгоритм решения орфографической задачи.

  4. Осуществлять орфографический самоконтроль.

Для совершения орфографического действия необходимо опреде- ленное пространство, называемое орфографическим полем. В преде- лах этого пространства выполняется проверка орфограммы.

Орфографическая_зоркость'>Орфографическая зоркость –
это «способность, умение быстро обнаруживать в тексте, который предназначен для записи или уже на- писан, орфограммы, а также определять их типы». Это умение является основополагающим в обучении грамотному письму.

Орфографическая ошибка это неправильное написание сло- ва; орфографическая ошибка может быть допущена только на письме, обычно в слабой фонетической позиции (для гласных в безударном по- ложении, для согласных – на конце слова или перед другим согласным) или в слитно-раздельно-дефисных написаниях. Такую ошибку можно только увидеть, услышать её нельзя: на площаде, о синим карандаше,небыл,ктото,полапельсина.

«Нормы оценки…» призваны обеспечить одинаковые требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся по русскому языку. В них устанавливаются: 1) единые критерии оценки различных сторон владе- ния устной и письменной формами русского языка (критерии оценки ор- фографической и пунктуационной грамотности, языкового оформления связного высказывания, содержания высказывания); 2) единые нормати- вы оценки знаний, умений и навыков; 3) объем различных видов конт- рольных работ; 4) количество отметок за различные виды контрольных работ.

  • Составьтетаблицуираспределитеправила,изучаемыевна-чальнойшколевсоответствииспринципамиорфографии.




Принцип

орфографии

Орфографические правила,

изучаемые в начальной школе








  • Нужнолипроводитьсопоставлениеправил?Подтвердитепри-мерами.

Законспектируйтенормыоценкидиктантовиконтрольныхра-ботпорусскомуязыкувначальнойшколе.


  1. Умения, формируемые в процессе обучения орфографии Орфографические умения это способность использовать сово-

купность правил, устанавливающих написание слов и их форм, опери- ровать ими для овладения навыками грамотного письма. В начальной школе, формируются следующие виды орфографических умений:

  • нахождение изученных орфограмм в устном и письменном слове и между словами (орфографическая зоркость);

  • правильное написание слов с изученными орфограммами ( в том числе слов с непроверяемыми написаниями);

  • обоснование условий выбора изученных орфограмм в устной форме и графическое на письме;

  • нахождение и исправление ошибок в словах (и между словами) с изученными орфограммами.

Орфографические умения опираются на следующие виды орфог- рафической памяти: слуховой, зрительный, речедвигательный (кинес- тезический) – послоговое орфографическое проговаривание слов, в ре- зультате которого состав изучаемого слова закрепляется в мускульных движениях органов речи; моторный – многократная запись учениками одних и тех же слов. Практика подтверждает, что при формировании орфографических умений необходимо одновременно опираться на все виды орфографической памяти.

Планируемые результаты освоения курса русского языка предпола- гают, что выпускники начальной школы научатся осознавать безоши- бочное письмо как одно из проявлений собственного уровня культуры, они смогут применять орфографические правила и правила постановки