Файл: Образовательного учреждения высшего образования ставропольский государственный педагогический институт.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 845
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК НАУКА
2. Методы исследования в методике преподавания русского языка в начальной школе
Из истории методики преподавания русского языка в начальной школе
РУССКИЙ ЯЗЫК КАК УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
Структура и содержание курса русского языка в начальной школе
Требования к современному уроку русского языка в начальной школе
На уроках русского языка формируются следующие УУД:
Тип №1. Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков
Структура урока-рефлексии по ФГОС
Структура урока систематизации знаний
Тип №4. Урок развивающего контроля
Структура урока развивающего контроля
Виды уроков для каждого типа урока по ФГОС
Технологическая карта урока русского языка (ФГОС)
Умения, формируемые в процессе обучения грамоте
Требования подготовки учащихся по программе «Обучение грамоте» к концу подготовительного периода
Планируемые результаты (метапредметные, личностные)
3. Работа по формированию навыка чтения
4. Схемы, используемые в процессе обучения чтению
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ЛЕКСИКЕ В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ
Умения, формируемые в процессе обучения лексике
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ СЛОВООБРАЗОВАНИю В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ
Словообразовательные понятия, изучаемые в начальной школе
Упражнения по словообразованию
Порядок разбора слов по составу
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ МОРФОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ
Теоретические понятия, изучаемые в начальной школе
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ СИНТАКСИСУ В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ
Умения, формируемые в процессе обучения синтаксису
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПУНКТУАцИИ В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ
Умения, формируемые в процессе обучения пунктуации
МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ
Обязательный минимум содержания обучения
Умения, формируемые в процессе развития речи в начальной школе
| ние умений и навыков правописания, усвоение языковых понятий, активизация познавательной деятельности учащихся, развитие их познава- тельных интересов. В основе методических разработок и рекомендаций используются и мыслительные операции, которые также изуча- ются психологией, – анализ и синтез, абстраги- рование и конкретизация, определение понятий, сравнение и противопоставление. Понятия знания, умения и навыки, развитие, широко ис- пользуемые в методике, взяты из психологии. |
Дидактика | Связи методики русского языка с дидактикой проходят по нескольким линиям. Первая – это определение применимости дидактических при- нципов в методике. Так, принцип воспитываю- щего обучения – общедидактический принцип
|
Языкознание | Важнейшая роль в связях методики прина- длежит языковедению – науке о языке, речи, о русском языке как предмете преподавания. Естественно, что в методике русского языка учитывается его природа: социальная функция, связь с сознанием, уровни (фонетический– лек- сический – морфемный – словообразователь- ный – морфологический – синтаксический – уровень текста), а также специфика его разде- лов. Например, свойства русского правописания рассматриваются как основа методики его пре |
| подавания, выбор методики определяется типом орфограммы. |
Психолингвистика | Психолингвистика изучает психологические и лингвистические аспекты речевой деятельнос- ти человека, социальные и психологические ас- пекты использования языка в процессе речевой коммуникации и индивидуальной речемысли- тельной деятельности. |
-
Каким образом методика использует данные психолингвистики,физиологии,языкознанияидругихнаук?Приведитепримеры,ил-люстрирующиесвязьметодикисосмежныминауками. -
Рассмотритетаблицу.Пользуясьееданными,расскажитеосвязяхметодикирусскогоязыкавначальнойшколесдругиминауками.
- 1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 52
Из истории методики преподавания русского языка в начальной школе
Методика русского языка сформировалась к середине ��� века: ис- торические обзоры ее развития обычно начинают с выхода книги Ф.И. Буслаева «О преподавании отечественного языка» (1844). Идеи этой книги не устарели до сих пор: автор рекомендовал изучать родной язык в школе на основе лучших образцов литературы, активизировать мысли- тельную деятельность школьников в ходе анализа примеров и изучения грамматики. Но Ф.И. Буслаев не выделил задач начальной школы.
В 50–70-е годы внимание передовых педагогов было привлечено к народной школе. В центре внимания оказались вопросы обучения гра- моте, элементарным навыкам чтения и письма. В конце 50-х годов пе- чатаются статьи И.И. Срезневского, оказавшие влияние на разработку программ и методики обучения русскому языку. В эти же годы публику- ются «Дневники Яснополянской школы» Л.Н. Толстого, в 1861 г. статья
«Кому у кого учиться писать: крестьянским ребятам у нас или нам у крестьянских ребят?».
Основателем методики начального обучения русскому языку явился К.Д. Ушинский (1824–1870), который создал методику, обосновал ее те- оретически, написал учебники для школы «Родное слово» для �, ��и ��� годов обучения, «Детский мир», а также пособия для учителей: «О пер- воначальном преподавании русского языка», «Руководство к преподава- нию по «Родному слову». К.Д. Ушинский разработал и ввел звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте
, создал систему уст-
ных и письменных упражнений по развитию речи учащихся, разработал методику объяснительного чтения художественных и научно-популяр- ных произведений, предложил методику изучения грамматики на основе анализа художественных образцов (в «Родном слове» для третьего года обучения все грамматические темы даны на материале анализа «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина, басен И.А. Крылова). К.Д. Ушинский раскрыл роль родного языка в воспитании человека, в формировании его личности, в его мыслительном развитии. К.Д. Ушинского – Н.А. Корф, Н.Ф. Бунаков, Д.И. Тихомиров, Д.Д. Семенов, В.А. Флеров, Ц.П. Балта- лон, В.П. Вахтеров. Они придерживались принципов К.Д. Ушинского: воспитание любви к родному слову, внимание к живому языку народа, изучение закономерностей языка, развитие мышления учащихся на ос- нове аналитико-синтетических упражнений.
Таким образом, дореволюционный период развития методики рус- ского языка характеризуется самостоятельностью развития методики начального обучения, прогрессивной направленностью и в плане соци- альном, и в плане педагогическом (курс на развитие личности учаще- гося), твердостью в выбранной линии развития, сохранением основных принципов, заложенных К.Д. Ушинским, Л.Н. Толстым, другими про- грессивными деятелями педагогики и школы.
В 20-е годы �� в. вводится дифференцированный подход в выборе психофизиологических основ усвоения различных орфограмм. Исследу- ются особенности детской речи на разных возрастных этапах. Именно в эти годы возникло немало плодотворных исследований и нововведений в методике русского
языка: созданы учебные книги А.М. Пешковского
«Наш язык; разработаны интереснейшие методики по развитию речи учащихся К.Б. Бархиным, А.В. Миртовым, Е.Е. Соловьевой; проведены первые исследования весьма известных впоследствии методистов М.В. Ушакова, Н.С. Рождественского, В.А. Добромыслова и др. Вышли книги П.О. Афанасьева «Методика русского языка в трудовой школе», «Книга о языке» М.А. Рыбниковой, «Живые звуки» И.Н. Шапошникова.
Начальное обучение стало массовым, а с 1930 г. – всеобщим и обя- зательным. К сожалению, в эти годы большое место стало занимать обу- чение грамоте взрослого населения. Начальное обучение перестает быть самостоятельным, законченным циклом образования. В 50-е годы �� в. начальное обучение полностью теряет законченный характер и пре- вращается в начальный, подготовительный цикл семилетней, а затем и средней школы.
Развитие методики русского языка в 40–60-е годы шло по пути уг- лубления и дифференциации. Глубоко разрабатывались такие области
методики, как методика словарной работы, методика работы над пред- ложением и связной речью (М.Л. Закожурникова), методика обучения грамоте (С.П. Редозубов, А.И. Воскресенская, А.В. Янковская-Байдина), методика чтения (Н.Н. Щепетова, Е.А. Адамович), методика орфогра- фии (Н.С. Рождественский), грамматики.
В последние десятилетия �� в. появилось немало принципиально нового.
Во-первых, много внимания и в исследованиях, и в методических рекомендациях стало уделяться ученику, его учебному труду на уроке и вне его, его трудностям,