Файл: Образовательного учреждения высшего образования ставропольский государственный педагогический институт.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 814

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Издательство

Пятигорск, 2018

ББК 81.2. Рус-9 М54

СОДЕРЖАНИЕ

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК НАУКА

Основные вопросы

2. Методы исследования в методике преподавания русского языка в начальной школе

Принципы обучения

Из истории методики преподавания русского языка в начальной школе

Вопросы и задания

РУССКИЙ ЯЗЫК КАК УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Основные вопросы

Структура и содержание курса русского языка в начальной школе

Требования к современному уроку русского языка в начальной школе

На уроках русского языка формируются следующие УУД:

Цели:

Тип №1. Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Тип № 2. Урок рефлексии

Структура урока-рефлексии по ФГОС

Структура урока систематизации знаний

Тип №4. Урок развивающего контроля

Структура урока развивающего контроля

Виды уроков для каждого типа урока по ФГОС

Технологическая карта урока русского языка (ФГОС)

Вопросы и задания

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ

Основные вопросы

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ

Основные вопросы

Буквенный период

Умения, формируемые в процессе обучения грамоте

Письмо

Требования подготовки учащихся по программе «Обучение грамоте» к концу подготовительного периода

Уметь:

Письмо

2.1 Требования подготовки учащихся по программе «Обучение грамоте» к концу основного звукобуквенного периода

Уметь:

Письмо

Уметь:

Планируемые результаты (метапредметные, личностные)

Вопросы и задания

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИю

Основные вопросы

Компоненты навыка чтения

ФГОС

3. Работа по формированию навыка чтения

4. Схемы, используемые в процессе обучения чтению

Физкультминутка

Ф и з к у л ь т м и н у т к а

Вопросы и задания

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ОРФОГРАФИИ

Основные вопросы

Задачи обучения орфографии:

Орфографические упражнения

Вопросы и задания

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ЛЕКСИКЕ В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ

Основные вопросы

Задачи:

Умения, формируемые в процессе обучения лексике

Вопросы и задания

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ СЛОВООБРАЗОВАНИю В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ

Основные вопросы

Словообразовательные понятия, изучаемые в начальной школе

Упражнения по словообразованию

Порядок разбора слов по составу

Вопросы и задания

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ МОРФОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ

Задачи:

Теоретические понятия, изучаемые в начальной школе

Морфологические упражнения

Вопросы и задания

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ СИНТАКСИСУ В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ

Основные вопросы

Задачи обучения синтаксису:

Умения, формируемые в процессе обучения синтаксису

Вопросы и задания

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПУНКТУАцИИ В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ

Основные вопросы

Задачи обучения пунктуации:

Умения, формируемые в процессе обучения пунктуации

МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ

Основные вопросы

Обязательный минимум содержания обучения

Типы текста в русском языке.

Умения, формируемые в процессе развития речи в начальной школе

Упражнения по развитию речи

Методика работы над сочинением

Вопросы и задания

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

учебники программы построены с учетом психологической специфики возраста. Характерной особенностью этой образовательной программы является принцип минимакса. Он предполагает, что авторы учебников и учитель дают возможность ученику (если он захочет) взять матери- ал по максимуму. В учебниках для этого есть избыточная информация, позволяющая ученику делать личностный выбор. В то же время важней- шие факты, понятия и связи, входящие в минимум содержания (ФГОС и требования программы), должен усвоить каждый ученик. Минимум предъявляется ученику на уроках открытия нового знания, закрепляется и выносится на контроль. Максимум позволяет ученику удовлетворить свои, личностные запросы и интересы.

  • Проанализируйте, как представлен в этой программе русскийязык.

  • Какиеучебникипредставляютэтотпредмет.

  • Определитецелиизадачиизучениярусскогоязыкаподаннойпро-грамме.

  • Выявитедостоинстваинедостатки.


Программа «Перспективная начальная школа» создана на осно- ве программы «Классическая начальная школа», главной особенностью которого является сочетание современных подходов к решению мето- дических проблем и проверенных практикой принципов дидактики, что позволяет школьникам достигать неизменно высоких результатов об- разования. Она основана на гуманистическом убеждении, что все дети способны успешно учиться, если для них созданы необходимые условия. Учет возраста учащихся делает процесс обучения успешным. Все учеб-

ники комплекта
предоставляют педагогам возможности для реализации регионального компонента. Учебно-методический комплекс «Развитие. Индивидуальность. Творчество. Мышление» (РИТМ).

  • Проанализируйте, как представлен в этой программе русскийязык.

  • Какиеучебникипредставляютэтотпредмет.

  • Определитецелиизадачиизучениярусскогоязыкаподаннойпро-грамме.

  • Выявитедостоинстваинедостатки.


Программы «Начальная школа XXI века» базируются на теории деятельности А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова. Общая цель обучения формирование ведущей для этого возраста деятельнос- ти. Цель педагогов начальной школы не просто научить ученика, а на- учить его учить самого себя, т.е. учебной деятельности; цель ученика при этом – овладеть умениями учиться. Учебные предметы и их содер- жание выступают как средство достижения этой цели.

Формы, средства и методы обучения направлены на формирование у младшего школьника предпосылок (в 1-м полугодии первого класса), а затем умений учебной деятельности. В ходе начального образования у младшего школьника формируются умения учебной деятельности, поз- воляющие ему успешно адаптироваться в основной школе и продолжить предметное обучение по любому учебно-методическому комплекту.

  • Проанализируйте, как представлен в этой программе русскийязык.

  • Какиеучебникипредставляютэтотпредмет.

  • Определитецелиизадачиизучениярусскогоязыкаподаннойпро-грамме.

  • Выявитедостоинстваинедостатки.


Существенной особенностью

всех образовательных программ для начальной школы стала направленность на формирование у учащихся универсальных учебных действий (УУД) как основы умения учиться, на включение детей в учебную деятельность при изучении всех школь- ных предметов.

  • Охарактеризуйтеостальныепрограммы.

  • Какие из них используются в современном образовательном про-цессевначальнойшколе.
    1. 1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   52

Требования к современному уроку русского языка в начальной школе


Государственный стандарт образования – это нормы и требо- вания, определяющие обязательный минимум содержания образова- тельных программ, максимальный объём учебной нагрузки, уровень подготовки выпускников, а также основные требования к обеспечению процесса образования. Федеральные государственные образовательные стандарты устанавливаются РФ в соответствии с требованием Статьи

  1. «Закона об образовании» и представляют собой «совокупность тре- бований, обязательных при реализации основных образовательных про- грамм начального общего образования».

Проанализируйте содержание понятия «Федеральные государс-твенныеобразовательныестандарты».

Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования:

  • личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индиви- дуально – личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности;

  • метапредметным, включающим освоенные обучающимися уни- версальные учебные действия обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпред- метными понятиями;

  • предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изу- чения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систем основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.


  • Проанализируйте, какие требования выдвигает ФГОС к резуль-татамобучения?

  • Охарактеризуйте особенности каждой группы ожидаемых ре-зультатов обучающихся, освоивших основную образовательнуюпрограммуначальногообщегообразования.


В документе «Фундаментальное ядро содержания общего образова- ния» есть раздел «Универсальные учебные действия». Существуют разные подходы к пониманию этого понятия:

    1. В широком значении термин «универсальные учебные действия» трактуется как «умение учиться», т. е. как способность субъекта к само- развитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

    2. В узком значении этот термин означает совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих его способности к самостоятель- ному усвоению новых знаний и умений.

Универсальные учебные действия (УУД) ФГОС группируются в че- тыре блока:

  • личностные,

  • регулятивные,

  • познавательной направленности,

  • коммуникативные.

Таким образом, универсальные учебные действия также являются метапредметными результатами обучения.

О формировании УУД может идти речь уже на организационном этапе урока. Например, в процессе проверки готовности к уроку (рас- положение учебников и школьных принадлежностей на рабочем месте, высказывание своего мнения по этому поводу) у обучающихся форми- руются регулятивные УУД – осуществление контроля, умение прогно- зировать; коммуникативные УУД – слушать и слышать собеседника, достаточно полно и точно выражать свои мысли. Продуманная форму- лировка вопросов на этом этапе позволяет создать условия для форми-