Файл: Образовательного учреждения высшего образования ставропольский государственный педагогический институт.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 849
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК НАУКА
2. Методы исследования в методике преподавания русского языка в начальной школе
Из истории методики преподавания русского языка в начальной школе
РУССКИЙ ЯЗЫК КАК УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
Структура и содержание курса русского языка в начальной школе
Требования к современному уроку русского языка в начальной школе
На уроках русского языка формируются следующие УУД:
Тип №1. Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков
Структура урока-рефлексии по ФГОС
Структура урока систематизации знаний
Тип №4. Урок развивающего контроля
Структура урока развивающего контроля
Виды уроков для каждого типа урока по ФГОС
Технологическая карта урока русского языка (ФГОС)
Умения, формируемые в процессе обучения грамоте
Требования подготовки учащихся по программе «Обучение грамоте» к концу подготовительного периода
Планируемые результаты (метапредметные, личностные)
3. Работа по формированию навыка чтения
4. Схемы, используемые в процессе обучения чтению
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ЛЕКСИКЕ В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ
Умения, формируемые в процессе обучения лексике
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ СЛОВООБРАЗОВАНИю В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ
Словообразовательные понятия, изучаемые в начальной школе
Упражнения по словообразованию
Порядок разбора слов по составу
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ МОРФОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ
Теоретические понятия, изучаемые в начальной школе
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ СИНТАКСИСУ В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ
Умения, формируемые в процессе обучения синтаксису
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПУНКТУАцИИ В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ
Умения, формируемые в процессе обучения пунктуации
МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ
Обязательный минимум содержания обучения
Умения, формируемые в процессе развития речи в начальной школе
Методика русского языка изучает уровни знаний, умений и навыков учащихся на разных ступенях обучения, выясняет причины успехов или неудач в обучении, исследует типичные ошибки, находит способы их устранения и предупреждения.
Методика начального обучения русскому языку имеет свои специ-
фические особенности. Во всех своих разделах (кроме развития речи учащихся) она не может опереться, за редкими исключениями, на какой- то фундамент, заложенный ранее. Этим обусловлено и само ее название
– «методика начального обучения».
Основные разделы методики русского языка в начальной школе:
«Методика обучения грамоте», т. е. элементарному чтению и письму.
«Методика чтения». Задача предмета «�тение» в начальных классах, как известно, состоит в первую очередь в вооружении детей навыком в на- чальной школе достаточно беглого, правильного, сознательного и выра- зительного чтения. Начальная школа призвана подготовить школьника к переходу в среднее звено школы и как чтеца, и как читателя.
«Методика грамматики и орфографии». Она включает обучение эле- ментарному письму и каллиграфии, формирование грамматических по- нятий, первых орфографических навыков – когда нет еще достаточной грамматической основы.
«Развитие речи учащихся». Этот раздел обладает в начальной школе своеобразием. Дети впервые осознают язык, речь как предмет изучения анализа и синтеза; овладевают речью, которая вызывается не самой си- туацией, а волевым
актом: они поставлены в условия, когда речь нужно обдумывать, планировать, говорить не только о том, о чем очень хочется сказать, не только о том, что интересно; овладевают письменной речью, которая, как известно, отличается от устной не только своей графической формой, но и лексикой, и синтаксисом, и морфологическими формами.
Основой любой науки является совокупность фундаментальных понятий и терминов. Методика русского языка в начальной школе имеет следующие фундаментальные понятия.
Таких понятий четыре:
-
закономерности усвоения речи, -
принципы обучения языку, -
развивающий потенциал языковой среды, -
средства обучения языку.
Закономерности усвоения речи – объективно существующая зави- симость результатов усвоения речи от степени развитости речетворческой системы человека, ее отдельных органов (органов, составляющих речевой аппарат, его мускулатуры и речевых механизмов мозга). Закономерности усвоения речи установлены (открыты) при изучении опыта обучения язы- ку и данных исследований в смежных науках – лингвистике, психологии и др. Эти
данные в теории методики принимаются как ее аксиоматика.
Из закономерностей усвоения речи вытекают принципы методики обучения языку (речи), или методические принципы, т. е. правила прак-
тической учебной работы учителя-методиста, следуя которым он может предвидеть результат своей деятельности.
Языковая среда – это речь, которую слышит от окружающих и запоминает («впитывает») непроизвольно растущий человек (в семье, в школе на всех уроках, «на улице», по радио, телевидению, в кино, а также читая книги). Качества этой речи, ее обучающие, развивающие возможности называются развивающим потенциалом языковой среды, развивающий потенциал языковой среды бывает оптимальным, если ка- кие-то компоненты ее (доступные влиянию учителя-методиста) органи- зованы по принципам методики обучения языку.
Средства обучения языку складываются из трех компонентов:
а) конкретного учебного языкового материала, или дидактического материала, составляющего содержание обучения;
б) методов и приемов обучения, т. е. учебных речевых действий (тренировок) учащихся с целью развития того или иного органа речетворческой системы обучаемого;
в) организацииучебнойработы,такихееформ, какурок,программиро- ванное обучение и др.
Лидия Прокофьевна Федоренко сформулировала принципы обуче- ния русскому языку, определяемые закономерностями усвоения родной речи. Существует шесть закономерностей естественного процесса усво- ения родного языка:
-
Родной язык усваивается, если усваивается «материя языка» в процессе мускульной речевой деятельности ребенка, развивают- ся кинестетические (речедвигательные) ощущения. -
Родной язык усваивается, если развивается способность понимать языковые значения разной степени обобщенности, если лекси- ческие и грамматические навыки приобретаются синхронно. При этом развивается мышление, воображение ребенка. -
Родной язык усваивается, если параллельно с пониманием лекси- ческих и грамматических единиц появляется восприимчивость к их выразительности. При этом развивается эмоциональная и во- левая сфера ребенка. -
Родной язык усваивается, если развивается чувство языка, т. е. интуи- тивное (неосознанное) правильное (в соответствии с нормой) владе- ние всеми его компонентами. При этом развивается память ребенка. -
Письменная речь усваивается, если ее опережает развитие устной речи, если она является как бы переводом, перекодировкой звуко- вой речи в графическую. При этом развиваются все познаватель- ные способности, эмоции и воля ребенка. -
Если на предшествующем возрастном этапе развитие речи ребен- ка осуществлялось в полную меру его возможностей, то на следу- ющем этапе процесс обогащения речи и усвоения ее идет быстрее и легче.
Из перечисленных закономерностей вытекают следующие принципы:
-
Принцип внимания к материи языка. => Речь зависит от натрени- рованности мускулатуры органов речи. -
Принцип понимания языковых значений. => Речь зависит от пони- мания лексических и грамматических знаний языковых единиц. -
Принцип развития выразительности речи. => Речь зависит от раз- вития восприимчивости к развитию речи. -
Принцип развития языкового чутья. => Речь зависит от развития чувства языка как способности запоминать нормы употребления языковых единиц. -
Принцип координации устной и письменной речи. => Усвоение письменной речи обусловлено развитием устной. -
Принцип убыстрения темпа обучения. =>Научные понятия и тер- минология усваиваются в зависимости от того, насколько развита речетворческая система обучаемого.
Принципы методики, как и принципы дидактики, помогают в опреде- лении наиболее целесообразной деятельности учителя и учащихся, в вы- боре оптимальных направлений их работы, – в этом их смысл: они служат одним из элементов теоретического обоснования методики как науки.
-
Каковы предмет методики и ее фундаментальные и прикладные задачи? -
Какова роль методологических подходов в определении страте- гии работы по развитию речи и обучению родному языку? -
Проанализируйте закономерности усвоения родной речи и выте- кающие из них принципы. -
Почему учителю начальной школы необходимо знать закономер- ности усвоения родной речи? -
Из школьных учебников по русскому языку для начальной школы (по выбору студента) подберите дидактический материал, соот- ветствующий принципам усвоения родной речи.