Файл: Образовательного учреждения высшего образования ставропольский государственный педагогический институт.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 849

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Издательство

Пятигорск, 2018

ББК 81.2. Рус-9 М54

СОДЕРЖАНИЕ

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК НАУКА

Основные вопросы

2. Методы исследования в методике преподавания русского языка в начальной школе

Принципы обучения

Из истории методики преподавания русского языка в начальной школе

Вопросы и задания

РУССКИЙ ЯЗЫК КАК УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Основные вопросы

Структура и содержание курса русского языка в начальной школе

Требования к современному уроку русского языка в начальной школе

На уроках русского языка формируются следующие УУД:

Цели:

Тип №1. Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Тип № 2. Урок рефлексии

Структура урока-рефлексии по ФГОС

Структура урока систематизации знаний

Тип №4. Урок развивающего контроля

Структура урока развивающего контроля

Виды уроков для каждого типа урока по ФГОС

Технологическая карта урока русского языка (ФГОС)

Вопросы и задания

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ

Основные вопросы

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ

Основные вопросы

Буквенный период

Умения, формируемые в процессе обучения грамоте

Письмо

Требования подготовки учащихся по программе «Обучение грамоте» к концу подготовительного периода

Уметь:

Письмо

2.1 Требования подготовки учащихся по программе «Обучение грамоте» к концу основного звукобуквенного периода

Уметь:

Письмо

Уметь:

Планируемые результаты (метапредметные, личностные)

Вопросы и задания

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИю

Основные вопросы

Компоненты навыка чтения

ФГОС

3. Работа по формированию навыка чтения

4. Схемы, используемые в процессе обучения чтению

Физкультминутка

Ф и з к у л ь т м и н у т к а

Вопросы и задания

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ОРФОГРАФИИ

Основные вопросы

Задачи обучения орфографии:

Орфографические упражнения

Вопросы и задания

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ЛЕКСИКЕ В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ

Основные вопросы

Задачи:

Умения, формируемые в процессе обучения лексике

Вопросы и задания

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ СЛОВООБРАЗОВАНИю В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ

Основные вопросы

Словообразовательные понятия, изучаемые в начальной школе

Упражнения по словообразованию

Порядок разбора слов по составу

Вопросы и задания

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ МОРФОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ

Задачи:

Теоретические понятия, изучаемые в начальной школе

Морфологические упражнения

Вопросы и задания

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ СИНТАКСИСУ В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ

Основные вопросы

Задачи обучения синтаксису:

Умения, формируемые в процессе обучения синтаксису

Вопросы и задания

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПУНКТУАцИИ В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ

Основные вопросы

Задачи обучения пунктуации:

Умения, формируемые в процессе обучения пунктуации

МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ

Основные вопросы

Обязательный минимум содержания обучения

Типы текста в русском языке.

Умения, формируемые в процессе развития речи в начальной школе

Упражнения по развитию речи

Методика работы над сочинением

Вопросы и задания

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ


Методика русского языка изучает уровни знаний, умений и навыков учащихся на разных ступенях обучения, выясняет причины успехов или неудач в обучении, исследует типичные ошибки, находит способы их устранения и предупреждения.

Методика начального обучения русскому языку имеет свои специ-

фические особенности. Во всех своих разделах (кроме развития речи учащихся) она не может опереться, за редкими исключениями, на какой- то фундамент, заложенный ранее. Этим обусловлено и само ее название

«методика начального обучения».

Основные разделы методики русского языка в начальной школе:

«Методика обучения грамоте», т. е. элементарному чтению и письму.

«Методика чтения». Задача предмета «�тение» в начальных классах, как известно, состоит в первую очередь в вооружении детей навыком в на- чальной школе достаточно беглого, правильного, сознательного и выра- зительного чтения. Начальная школа призвана подготовить школьника к переходу в среднее звено школы и как чтеца, и как читателя.

«Методика грамматики и орфографии». Она включает обучение эле- ментарному письму и каллиграфии, формирование грамматических по- нятий, первых орфографических навыков – когда нет еще достаточной грамматической основы.

«Развитие речи учащихся». Этот раздел обладает в начальной школе своеобразием. Дети впервые осознают язык, речь как предмет изучения анализа и синтеза; овладевают речью, которая вызывается не самой си- туацией, а волевым
актом: они поставлены в условия, когда речь нужно обдумывать, планировать, говорить не только о том, о чем очень хочется сказать, не только о том, что интересно; овладевают письменной речью, которая, как известно, отличается от устной не только своей графической формой, но и лексикой, и синтаксисом, и морфологическими формами.

Основой любой науки является совокупность фундаментальных понятий и терминов. Методика русского языка в начальной школе имеет следующие фундаментальные понятия.

Таких понятий четыре:

  • закономерности усвоения речи,

  • принципы обучения языку,

  • развивающий потенциал языковой среды,

  • средства обучения языку.

Закономерности усвоения речи объективно существующая зави- симость результатов усвоения речи от степени развитости речетворческой системы человека, ее отдельных органов (органов, составляющих речевой аппарат, его мускулатуры и речевых механизмов мозга). Закономерности усвоения речи установлены (открыты) при изучении опыта обучения язы- ку и данных исследований в смежных науках лингвистике, психологии и др. Эти

данные в теории методики принимаются как ее аксиоматика.

Из закономерностей усвоения речи вытекают принципы методики обучения языку (речи), или методические принципы, т. е. правила прак-

тической учебной работы учителя-методиста, следуя которым он может предвидеть результат своей деятельности.

Языковая среда – это речь, которую слышит от окружающих и запоминает («впитывает») непроизвольно растущий человек семье, в школе на всех уроках, «на улице», по радио, телевидению, в кино, а также читая книги). Качества этой речи, ее обучающие, развивающие возможности называются развивающим потенциалом языковой среды, развивающий потенциал языковой среды бывает оптимальным, если ка- кие-то компоненты ее (доступные влиянию учителя-методиста) органи- зованы по принципам методики обучения языку.

Средства обучения языку складываются из трех компонентов:

а) конкретного учебного языкового материала, или дидактического материала, составляющего содержание обучения;

б) методов и приемов обучения, т. е. учебных речевых действий (тренировок) учащихся с целью развития того или иного органа речетворческой системы обучаемого;

в) организацииучебнойработы,такихееформ, какурок,программиро- ванное обучение и др.

Лидия Прокофьевна Федоренко сформулировала принципы обуче- ния русскому языку, определяемые закономерностями усвоения родной речи. Существует шесть закономерностей естественного процесса усво- ения родного языка:

  1. Родной язык усваивается, если усваивается «материя языка» в процессе мускульной речевой деятельности ребенка, развивают- ся кинестетические (речедвигательные) ощущения.

  2. Родной язык усваивается, если развивается способность понимать языковые значения разной степени обобщенности, если лекси- ческие и грамматические навыки приобретаются синхронно. При этом развивается мышление, воображение ребенка.

  3. Родной язык усваивается, если параллельно с пониманием лекси- ческих и грамматических единиц появляется восприимчивость к их выразительности. При этом развивается эмоциональная и во- левая сфера ребенка.

  4. Родной язык усваивается, если развивается чувство языка, т. е. интуи- тивное (неосознанное) правильное соответствии с нормой) владе- ние всеми его компонентами. При этом развивается память ребенка.

  5. Письменная речь усваивается, если ее опережает развитие устной речи, если она является как бы переводом, перекодировкой звуко- вой речи в графическую. При этом развиваются все познаватель- ные способности, эмоции и воля ребенка.

  6. Если на предшествующем возрастном этапе развитие речи ребен- ка осуществлялось в полную меру его возможностей, то на следу- ющем этапе процесс обогащения речи и усвоения ее идет быстрее и легче.


Из перечисленных закономерностей вытекают следующие принципы:

  1. Принцип внимания к материи языка. => Речь зависит от натрени- рованности мускулатуры органов речи.

  2. Принцип понимания языковых значений. => Речь зависит от пони- мания лексических и грамматических знаний языковых единиц.

  3. Принцип развития выразительности речи. => Речь зависит от раз- вития восприимчивости к развитию речи.

  4. Принцип развития языкового чутья. => Речь зависит от развития чувства языка как способности запоминать нормы употребления языковых единиц.

  5. Принцип координации устной и письменной речи. => Усвоение письменной речи обусловлено развитием устной.

  6. Принцип убыстрения темпа обучения. =>Научные понятия и тер- минология усваиваются в зависимости от того, насколько развита речетворческая система обучаемого.

Принципы методики, как и принципы дидактики, помогают в опреде- лении наиболее целесообразной деятельности учителя и учащихся, в вы- боре оптимальных направлений их работы, в этом их смысл: они служат одним из элементов теоретического обоснования методики как науки.

  • Каковы предмет методики и ее фундаментальные и прикладные задачи?

  • Какова роль методологических подходов в определении страте- гии работы по развитию речи и обучению родному языку?

  • Проанализируйте закономерности усвоения родной речи и выте- кающие из них принципы.

  • Почему учителю начальной школы необходимо знать закономер- ности усвоения родной речи?

  • Из школьных учебников по русскому языку для начальной школы (по выбору студента) подберите дидактический материал, соот- ветствующий принципам усвоения родной речи.