Файл: Образовательного учреждения высшего образования ставропольский государственный педагогический институт.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 834
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК НАУКА
2. Методы исследования в методике преподавания русского языка в начальной школе
Из истории методики преподавания русского языка в начальной школе
РУССКИЙ ЯЗЫК КАК УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
Структура и содержание курса русского языка в начальной школе
Требования к современному уроку русского языка в начальной школе
На уроках русского языка формируются следующие УУД:
Тип №1. Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков
Структура урока-рефлексии по ФГОС
Структура урока систематизации знаний
Тип №4. Урок развивающего контроля
Структура урока развивающего контроля
Виды уроков для каждого типа урока по ФГОС
Технологическая карта урока русского языка (ФГОС)
Умения, формируемые в процессе обучения грамоте
Требования подготовки учащихся по программе «Обучение грамоте» к концу подготовительного периода
Планируемые результаты (метапредметные, личностные)
3. Работа по формированию навыка чтения
4. Схемы, используемые в процессе обучения чтению
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ЛЕКСИКЕ В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ
Умения, формируемые в процессе обучения лексике
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ СЛОВООБРАЗОВАНИю В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ
Словообразовательные понятия, изучаемые в начальной школе
Упражнения по словообразованию
Порядок разбора слов по составу
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ МОРФОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ
Теоретические понятия, изучаемые в начальной школе
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ СИНТАКСИСУ В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ
Умения, формируемые в процессе обучения синтаксису
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПУНКТУАцИИ В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ
Умения, формируемые в процессе обучения пунктуации
МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ
Обязательный минимум содержания обучения
Умения, формируемые в процессе развития речи в начальной школе
Также в начальной школе изучаются фразеологизмы как устойчи-выесловосочетания.
Сознательно пользоваться предложением для выражения своих мыслей – умение, которое необходимо формировать в начальной школе. Предложение выступает той основной единицей речи, на фундаменте которой младшие школьники осознают роль в нашем языке имён сущес- твительных, имён прилагательных, глаголов, местоимений. На синтак- сической основе осуществляется усвоение морфологии, лексики, фо- нетики, орфографии. Смысл слова уточняется в составе предложения (контекст). Работа над предложением осуществляется в следующих на- правлениях:
-
формирование грамматического понятия «предложение»; -
изучение структуры предложения (понимание сущности связи слов в словосочетаниях, осознание грамматической основы пред- ложения, особенностей главных и второстепенных членов, пря- мого и обратного порядка слов, распространенные и нераспро- страненные предложения); -
формирование умения использовать в своей речи предложения разные по цели высказывания и по интонации; -
развитие умения точно употреблять слова в предложении; -
формирование умения оформлять предложения в письменной речи.
В период обучения грамоте дети знакомятся с особенностями пред- ложений: выражение мысли, интонационная завершенность, оформле- ние.
– Приведитепримерыиз«Русскойазбуки»В.Г.Горецкого.
Основные виды упражнений, используемые в работе над предложе- нием:
-
Распространение предложения. -
Восстановление деформированного предложения. -
Деление сплошного текста на предложения. -
Анализ предложения и составление схемы. -
Составить предложение по схеме. -
Составление рассказа. -
Редактирование предложения. -
Интонирование предложений (Брат живет в Москве (!.?))
Синтаксический разбор – необходимый вид упражнений, способс- твует развитию речи и мышления, выработке у учащихся языкового чу- тья и формированию орфографических навыков.
Вопросы и задания
-
Подготовьте аналитический обзор публикаций в учебно-методи- ческих журналах «Начальная школа», «Начальная школа: плюс- минус», «Русский язык в школе» за последние два года по пробле- ме активизации учащихся при изучении синтаксиса в начальных классах. Составьте список использованной литературы. Результа- ты обобщите и выступите с сообщением перед студентами груп- пы. -
Укажите частнометодические принципы изучения синтаксиса: а) интонационно-синтаксический;
б) интонационный;
в) пунктуационно-синтаксический; г) морфолого-синтаксический;
-
Продолжите утверждение, выбрав правильные ответы. Методика синтаксиса изучает:
а) процессы усвоения учащимися синтаксических понятий и за- кономерностей, различных типов словосочетаний и предложе- ний;
б) обучение правильной расстановке знаков препинания; в) обучение синтаксическому разбору;
г) процессы овладения синтаксисом в речевой деятельности уча- щихся;
д) процессы овладения пунктуацией;
е) обучение правильному словоизменению.
-
Укажите основные задачи изучения синтаксиса в школе:
а) обеспечить усвоение учащимися знаний о синтаксисе русского языка на основе сознательного восприятия ими синтаксичес- ких понятий и правил;
б) обеспечить усвоение учащимися синтаксических понятий;
в) совершенствовать речь учащихся с точки зрения её соответс- твия синтаксическим нормам языка;
г) познакомить учащихся с синтаксическими нормами языка,
д) целенаправленно обогащать
синтаксический строй речи уча- щихся;
е) познакомить учащихся с синтаксическими синонимами;
ж) создать базу для успешного усвоения школьниками правил пунктуации;
з) обеспечить усвоение учащимися правил пунктуации.
-
Укажите тип упражнения: 1) морфологические упражнения; 2) синтаксические упражнения.
а) опознание части речи, того или иного разряда части речи;
б) подбор слов той или иной части речи, того или иного разряда части речи;
в) отграничение одних синтаксических структур от других; г) определение структуры данной синтаксической единицы;
д) нахождение в предложении тех или иных структурных час- тей;
е) постановка слова в указанной форме; ж) составление схем предложений;
з) составление парадигмы слова;
и) составление предложений по схемам;
к) группировка слов по частям речи, их разрядам; л) составление предложений указанной структуры.
м) разграничение омонимичных слов, относящихся к разным частям речи.
-
Разработайте фрагмент урока русского языка в 4 классе по про- грамме «Школа России» с использованием данных приемов.
Литература
-
Антонова Е.С., Боброва С.В. Методика преподавания русского языка (начальные классы). М.: «Академия», 2012. -
Воителева Т.М. Теория и методика обучения русскому языку. М.: Дрофа, 2006. -
Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподава- ния русского языка в начальных классах. М. – «Академия», 2012. -
Зиновьева Т.И., Курлыгина О.Е., Трегубова Л.С. Практикум по методике обучения русскому языку в начальных классах. М.–
«Академия», 2008.
-
Фомичева Г.А. работа над словосочетанием и предложением в на- чальных классах.– М., 2001. -
Журналы «Начальная школа», «Начальная школа: плюс-минус»,
«Русский язык в школе».