Файл: Образовательного учреждения высшего образования ставропольский государственный педагогический институт.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 863

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Издательство

Пятигорск, 2018

ББК 81.2. Рус-9 М54

СОДЕРЖАНИЕ

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК НАУКА

Основные вопросы

2. Методы исследования в методике преподавания русского языка в начальной школе

Принципы обучения

Из истории методики преподавания русского языка в начальной школе

Вопросы и задания

РУССКИЙ ЯЗЫК КАК УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Основные вопросы

Структура и содержание курса русского языка в начальной школе

Требования к современному уроку русского языка в начальной школе

На уроках русского языка формируются следующие УУД:

Цели:

Тип №1. Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Тип № 2. Урок рефлексии

Структура урока-рефлексии по ФГОС

Структура урока систематизации знаний

Тип №4. Урок развивающего контроля

Структура урока развивающего контроля

Виды уроков для каждого типа урока по ФГОС

Технологическая карта урока русского языка (ФГОС)

Вопросы и задания

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ

Основные вопросы

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ

Основные вопросы

Буквенный период

Умения, формируемые в процессе обучения грамоте

Письмо

Требования подготовки учащихся по программе «Обучение грамоте» к концу подготовительного периода

Уметь:

Письмо

2.1 Требования подготовки учащихся по программе «Обучение грамоте» к концу основного звукобуквенного периода

Уметь:

Письмо

Уметь:

Планируемые результаты (метапредметные, личностные)

Вопросы и задания

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИю

Основные вопросы

Компоненты навыка чтения

ФГОС

3. Работа по формированию навыка чтения

4. Схемы, используемые в процессе обучения чтению

Физкультминутка

Ф и з к у л ь т м и н у т к а

Вопросы и задания

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ОРФОГРАФИИ

Основные вопросы

Задачи обучения орфографии:

Орфографические упражнения

Вопросы и задания

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ЛЕКСИКЕ В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ

Основные вопросы

Задачи:

Умения, формируемые в процессе обучения лексике

Вопросы и задания

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ СЛОВООБРАЗОВАНИю В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ

Основные вопросы

Словообразовательные понятия, изучаемые в начальной школе

Упражнения по словообразованию

Порядок разбора слов по составу

Вопросы и задания

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ МОРФОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ

Задачи:

Теоретические понятия, изучаемые в начальной школе

Морфологические упражнения

Вопросы и задания

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ СИНТАКСИСУ В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ

Основные вопросы

Задачи обучения синтаксису:

Умения, формируемые в процессе обучения синтаксису

Вопросы и задания

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПУНКТУАцИИ В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ

Основные вопросы

Задачи обучения пунктуации:

Умения, формируемые в процессе обучения пунктуации

МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ

Основные вопросы

Обязательный минимум содержания обучения

Типы текста в русском языке.

Умения, формируемые в процессе развития речи в начальной школе

Упражнения по развитию речи

Методика работы над сочинением

Вопросы и задания

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Словообразовательные понятия, изучаемые в начальной школе


В курсе словообразования в начальной школе работают над тремя группами понятий:

  1. понятия, связанные с морфемной структурой слова;

  2. понятия, связанные с образованием слов;

  3. понятия, связанные с морфемным и словообразовательным ана- лизами слов.

К 1-й группе понятий относятся значимые части слова: морфема,морфемы формообразующие (словоизменительные), морфемы слово-образовательные; основа; основа слова, окончание; корень, приставка,суффикс,постфикс,соединительнаяморфема.

Ко 2-й непроизводные слова, производные слова, словообразова-тельное средство, словообразовательное значение; способы образова-ния слов, суффиксальный способ, приставочный, приставочно-суффик-сальный;сложение.

К 3 словообразовательныйразборслова.

Проанализируйте,какикогдавначальнойшколевводятсясведе-нияо словообразовании?

Заполнитетаблицу:


Понятие

1 класс

2класс

3 класс

4 класс




























































































Составьтесловарьсловообразовательныхпонятий,изучаемыхвначальнойшколе.

Какие понятия войдут в него, если составлять его для разныхлинийУМК?

  1. Умения, формируемые в процессе обучения словообразованию:


производить словообразовательный разбор слов;

подбирать однокоренные слова, понимать их значения. Вносимые приставками и суффиксами;

  • соблюдать словообразовательную цепочку слов;

  • по типичным приставкам и суффиксам узнавать части речи;

  • объяснять значение слова, его грамматические признаки и право- писание.



  1. 1   ...   31   32   33   34   35   36   37   38   ...   52

Упражнения по словообразованию


Можно выделить следующие словообразовательные упражнения для начальной школы:

  1. Упражнения, направленные на овладение морфемной структурой слова:

  • разбор слова по составу,

  • подбор однокоренных слов к данному слову,

  • выделение однокоренных слов из ряда предложенных,

  • сопоставление однокоренных слов и форм одного слова и т.п.

Данные упражнения помогают школьникам усвоить и закрепить словообразовательные понятия, формируют умение выделять морфемы в словах, руководствуясь существенными признаками данных понятий. В тоже время эти упражнения достаточно формальны, т.к. не учитывают собственно семантико-словообразовательные связи между словами.

  1. Наблюдения за словообразовательным значением морфем:

  • упражнения на разграничение омонимичных морфем;

  • определение словообразовательного значения морфемы путём со- поставления однокоренных слов и слов одной словообразователь- ной модели и др.

  1. Элементарный словообразовательный анализ:

  • выделение из контекста ближайших родственных слов (словообра- зовательной пары);

  • определение первичного (производящего) слова по отношению к данному вторичному (производному) и выделение морфемы, с помощью которой образовано вторичное слово;

  • определение значения производного слова через производящее по отношению к нему (словообразовательное толкование производ- ного слова).


Данный вид анализа ещё не находит широкого применения в прак- тике обучения русскому языку, хотя уже ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что без словообразовательного анализа невозможно научить младших школьников понимать словообразовательную структуру про- изводного слова, осознанно производить морфемный анализ слов. Кро- ме того, при проведении словообразовательного анализа дети учатся рассуждать, доказывать своё суждение, применять полученные знания к единичному языковому факту, формулировать умозаключение.

  1. Упражнения на словообразовательный синтез:

  • образование слов с помощью предложенной морфемы;

  • образование слова с указанным значением, определённой части речи и т.д.

  1. Упражнения со словообразовательной моделью:

  • подбор слов одной словообразовательной модели;

  • выделение из контекста слов, соответствующих указанной модели и др.

  1. Построение словообразовательных цепочек:

  • восстановление словообразовательной цепочки из ряда одноко- ренных слов и др.

  1. Упражнения со словообразовательным гнездом:

  • построение словообразовательных гнёзд;

  • выявление семантико-словообразовательных связей между слова- ми гнезда и др.

  1. Лексико-словообразовательные упражнения.

  2. Упражнения на анализ и исправление словообразовательных оши- бок.

  3. Упражнения, направленные на формирование умения правильно и точно употреблять производные слова с учётом их значения и стилистической окраски.

Порядок разбора слов по составу


  1. Определить, какой частью речи является анализируемое слово, в какой форме оно употреблено.

  2. В изменяемом слове найти окончание и/или формообразующий суффикс.

  3. Указать основу слова.

  4. В основе выделить корень (корни), приставки, словообразователь- ные суффиксы (если они есть).

  • Сравните схемы разбора слов по составу по разным УМК, сде-лайтевыводыотом,какиеУУДформируютсявпроцессеслово-образовательногоразбора.

  • Проанализируйте систему практических упражнений по слово-образованию, из каких элементов она складывается? Приведитепримерыиз разныхучебников (повыбору).



Вопросы и задания


  1. Изучите различные учебники русского языка для начальной шко- лы, проанализируйте содержание, виды заданий и упражнений, предлагаемых учащимся при изучении словообразования.

  2. Разработайте систему собственных заданий и упражнений по словообразованию.

  3. Подберите наглядные средства, таблицы, схемы, которые можно использовать при изучении словообразования в начальной школе.

  4. Произведите морфемный и словообразовательный разбор слов по школьной программе.

  5. Прочитайте пояснительную записку к разным программам по русскому языку и выясните, какие сведения по теме «Словообра- зование» учащиеся получают в начальной школе.

  6. Проанализируйте материал о словообразовании в учебниках для 2–3-го классов и установите, какие новые знания по этой теме сообщаются учащимся данного возраста, что они должны знать и уметь по этой теме.

  7. Л.Н. Гвоздев в работе «Современный русский язык. Морфология» считает, что в словах мясник,огородник,колхозник,отпускник,курортник«естественно признать цельный суффикс «ник». В академической грамматике в тех же существительных вычле- няется суффикс -ик (мяс-н-ик, огород-н-ик). Как вы поступите, если аналогичные примеры встретятся нам в школьной практике? Объясните учащимся, что представляет собой конечный гласный в словах пальто,такси, кенгуру.

  8. Работая над суффиксальным способом словообразования, учитель предложил следующее упражнение: От данных существительных образуйте имена прилагательные и подчеркните в них суффиксы: батальон, равнина, песок, истина, искусство, телефон, соло-ма, старина, авиация, серебро, целина, сокол. �ем обусловлен подбор слов в данном упражнении? Какую дополнительную зада- чу можно поставить перед учащимися?

  9. Разработайте фрагмент урока русского языка по выполнению морфемного разбора слов в начальных классах, пользуясь следу- ющим алгоритмом:

    1. Определить часть речи, значение слова.

    2. Изменить слово, чтобы выделить окончание.

    3. Подобрать однокоренные слова, выделить корень.

    4. Подобрать однокоренные слова с другими приставками, вы- делить приставку.

    5. Подобрать однокоренные слова с другими суффиксами, вы- делить суффикс.