Файл: Образовательного учреждения высшего образования ставропольский государственный педагогический институт.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 844

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Издательство

Пятигорск, 2018

ББК 81.2. Рус-9 М54

СОДЕРЖАНИЕ

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК НАУКА

Основные вопросы

2. Методы исследования в методике преподавания русского языка в начальной школе

Принципы обучения

Из истории методики преподавания русского языка в начальной школе

Вопросы и задания

РУССКИЙ ЯЗЫК КАК УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Основные вопросы

Структура и содержание курса русского языка в начальной школе

Требования к современному уроку русского языка в начальной школе

На уроках русского языка формируются следующие УУД:

Цели:

Тип №1. Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Тип № 2. Урок рефлексии

Структура урока-рефлексии по ФГОС

Структура урока систематизации знаний

Тип №4. Урок развивающего контроля

Структура урока развивающего контроля

Виды уроков для каждого типа урока по ФГОС

Технологическая карта урока русского языка (ФГОС)

Вопросы и задания

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ

Основные вопросы

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ

Основные вопросы

Буквенный период

Умения, формируемые в процессе обучения грамоте

Письмо

Требования подготовки учащихся по программе «Обучение грамоте» к концу подготовительного периода

Уметь:

Письмо

2.1 Требования подготовки учащихся по программе «Обучение грамоте» к концу основного звукобуквенного периода

Уметь:

Письмо

Уметь:

Планируемые результаты (метапредметные, личностные)

Вопросы и задания

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИю

Основные вопросы

Компоненты навыка чтения

ФГОС

3. Работа по формированию навыка чтения

4. Схемы, используемые в процессе обучения чтению

Физкультминутка

Ф и з к у л ь т м и н у т к а

Вопросы и задания

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ОРФОГРАФИИ

Основные вопросы

Задачи обучения орфографии:

Орфографические упражнения

Вопросы и задания

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ЛЕКСИКЕ В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ

Основные вопросы

Задачи:

Умения, формируемые в процессе обучения лексике

Вопросы и задания

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ СЛОВООБРАЗОВАНИю В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ

Основные вопросы

Словообразовательные понятия, изучаемые в начальной школе

Упражнения по словообразованию

Порядок разбора слов по составу

Вопросы и задания

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ МОРФОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ

Задачи:

Теоретические понятия, изучаемые в начальной школе

Морфологические упражнения

Вопросы и задания

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ СИНТАКСИСУ В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ

Основные вопросы

Задачи обучения синтаксису:

Умения, формируемые в процессе обучения синтаксису

Вопросы и задания

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПУНКТУАцИИ В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ

Основные вопросы

Задачи обучения пунктуации:

Умения, формируемые в процессе обучения пунктуации

МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ

Основные вопросы

Обязательный минимум содержания обучения

Типы текста в русском языке.

Умения, формируемые в процессе развития речи в начальной школе

Упражнения по развитию речи

Методика работы над сочинением

Вопросы и задания

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ


Также в начальной школе изучаются фразеологизмы как устойчи-выесловосочетания.

Сознательно пользоваться предложением для выражения своих мыслей умение, которое необходимо формировать в начальной школе. Предложение выступает той основной единицей речи, на фундаменте которой младшие школьники осознают роль в нашем языке имён сущес- твительных, имён прилагательных, глаголов, местоимений. На синтак- сической основе осуществляется усвоение морфологии, лексики, фо- нетики, орфографии. Смысл слова уточняется в составе предложения (контекст). Работа над предложением осуществляется в следующих на- правлениях:

  • формирование грамматического понятия «предложение»;

  • изучение структуры предложения (понимание сущности связи слов в словосочетаниях, осознание грамматической основы пред- ложения, особенностей главных и второстепенных членов, пря- мого и обратного порядка слов, распространенные и нераспро- страненные предложения);

  • формирование умения использовать в своей речи предложения разные по цели высказывания и по интонации;

  • развитие умения точно употреблять слова в предложении;

  • формирование умения оформлять предложения в письменной речи.

В период обучения грамоте дети знакомятся с особенностями пред- ложений: выражение мысли, интонационная завершенность, оформле- ние.

Приведитепримерыиз«Русскойазбуки»В.Г.Горецкого.

Основные виды упражнений, используемые в работе над предложе- нием:

  1. Распространение предложения.

  2. Восстановление деформированного предложения.

  3. Деление сплошного текста на предложения.

  4. Анализ предложения и составление схемы.

  5. Составить предложение по схеме.

  6. Составление рассказа.

  7. Редактирование предложения.

  8. Интонирование предложений (Брат живет в Москве (!.?))


Синтаксический разбор необходимый вид упражнений, способс- твует развитию речи и мышления, выработке у учащихся языкового чу- тья и формированию орфографических навыков.


Вопросы и задания


  1. Подготовьте аналитический обзор публикаций в учебно-методи- ческих журналах «Начальная школа», «Начальная школа: плюс- минус», «Русский язык в школе» за последние два года по пробле- ме активизации учащихся при изучении синтаксиса в начальных классах. Составьте список использованной литературы. Результа- ты обобщите и выступите с сообщением перед студентами груп- пы.

  2. Укажите частнометодические принципы изучения синтаксиса: а) интонационно-синтаксический;

б) интонационный;

в) пунктуационно-синтаксический; г) морфолого-синтаксический;

  1. Продолжите утверждение, выбрав правильные ответы. Методика синтаксиса изучает:

а) процессы усвоения учащимися синтаксических понятий и за- кономерностей, различных типов словосочетаний и предложе- ний;

б) обучение правильной расстановке знаков препинания; в) обучение синтаксическому разбору;

г) процессы овладения синтаксисом в речевой деятельности уча- щихся;

д) процессы овладения пунктуацией;

е) обучение правильному словоизменению.

  1. Укажите основные задачи изучения синтаксиса в школе:

а) обеспечить усвоение учащимися знаний о синтаксисе русского языка на основе сознательного восприятия ими синтаксичес- ких понятий и правил;

б) обеспечить усвоение учащимися синтаксических понятий;

в) совершенствовать речь учащихся с точки зрения её соответс- твия синтаксическим нормам языка;

г) познакомить учащихся с синтаксическими нормами языка,

д) целенаправленно обогащать
синтаксический строй речи уча- щихся;

е) познакомить учащихся с синтаксическими синонимами;

ж) создать базу для успешного усвоения школьниками правил пунктуации;

з) обеспечить усвоение учащимися правил пунктуации.

  1. Укажите тип упражнения: 1) морфологические упражнения; 2) синтаксические упражнения.

а) опознание части речи, того или иного разряда части речи;

б) подбор слов той или иной части речи, того или иного разряда части речи;

в) отграничение одних синтаксических структур от других; г) определение структуры данной синтаксической единицы;

д) нахождение в предложении тех или иных структурных час- тей;

е) постановка слова в указанной форме; ж) составление схем предложений;

з) составление парадигмы слова;

и) составление предложений по схемам;

к) группировка слов по частям речи, их разрядам; л) составление предложений указанной структуры.

м) разграничение омонимичных слов, относящихся к разным частям речи.

  1. Разработайте фрагмент урока русского языка в 4 классе по про- грамме «Школа России» с использованием данных приемов.



Литература


  1. Антонова Е.С., Боброва С.В. Методика преподавания русского языка (начальные классы). М.: «Академия», 2012.

  2. Воителева Т.М. Теория и методика обучения русскому языку. М.: Дрофа, 2006.

  3. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподава- ния русского языка в начальных классах. М. «Академия», 2012.

  4. Зиновьева Т.И., Курлыгина О.Е., Трегубова Л.С. Практикум по методике обучения русскому языку в начальных классах. М.–


«Академия», 2008.

  1. Фомичева Г.А. работа над словосочетанием и предложением в на- чальных классах.– М., 2001.

  2. Журналы «Начальная школа», «Начальная школа: плюс-минус»,

«Русский язык в школе».