Файл: Образовательного учреждения высшего образования ставропольский государственный педагогический институт.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 842

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Издательство

Пятигорск, 2018

ББК 81.2. Рус-9 М54

СОДЕРЖАНИЕ

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК НАУКА

Основные вопросы

2. Методы исследования в методике преподавания русского языка в начальной школе

Принципы обучения

Из истории методики преподавания русского языка в начальной школе

Вопросы и задания

РУССКИЙ ЯЗЫК КАК УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Основные вопросы

Структура и содержание курса русского языка в начальной школе

Требования к современному уроку русского языка в начальной школе

На уроках русского языка формируются следующие УУД:

Цели:

Тип №1. Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Тип № 2. Урок рефлексии

Структура урока-рефлексии по ФГОС

Структура урока систематизации знаний

Тип №4. Урок развивающего контроля

Структура урока развивающего контроля

Виды уроков для каждого типа урока по ФГОС

Технологическая карта урока русского языка (ФГОС)

Вопросы и задания

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ

Основные вопросы

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ

Основные вопросы

Буквенный период

Умения, формируемые в процессе обучения грамоте

Письмо

Требования подготовки учащихся по программе «Обучение грамоте» к концу подготовительного периода

Уметь:

Письмо

2.1 Требования подготовки учащихся по программе «Обучение грамоте» к концу основного звукобуквенного периода

Уметь:

Письмо

Уметь:

Планируемые результаты (метапредметные, личностные)

Вопросы и задания

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИю

Основные вопросы

Компоненты навыка чтения

ФГОС

3. Работа по формированию навыка чтения

4. Схемы, используемые в процессе обучения чтению

Физкультминутка

Ф и з к у л ь т м и н у т к а

Вопросы и задания

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ОРФОГРАФИИ

Основные вопросы

Задачи обучения орфографии:

Орфографические упражнения

Вопросы и задания

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ЛЕКСИКЕ В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ

Основные вопросы

Задачи:

Умения, формируемые в процессе обучения лексике

Вопросы и задания

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ СЛОВООБРАЗОВАНИю В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ

Основные вопросы

Словообразовательные понятия, изучаемые в начальной школе

Упражнения по словообразованию

Порядок разбора слов по составу

Вопросы и задания

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ МОРФОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ

Задачи:

Теоретические понятия, изучаемые в начальной школе

Морфологические упражнения

Вопросы и задания

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ СИНТАКСИСУ В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ

Основные вопросы

Задачи обучения синтаксису:

Умения, формируемые в процессе обучения синтаксису

Вопросы и задания

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПУНКТУАцИИ В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ

Основные вопросы

Задачи обучения пунктуации:

Умения, формируемые в процессе обучения пунктуации

МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ

Основные вопросы

Обязательный минимум содержания обучения

Типы текста в русском языке.

Умения, формируемые в процессе развития речи в начальной школе

Упражнения по развитию речи

Методика работы над сочинением

Вопросы и задания

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Интернет-ресурсы:


  1. Научная библиотека МГУ http://www.nbmgu.ru/ruslibraries

  2. Российская государственная библиотека http://www.rsl.ru/




МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ СИНТАКСИСУ В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ




Основные вопросы


  1. Цель и задачи обучения синтаксису в начальной школе.

  2. Обязательный минимум содержания обучения.

  3. Теоретические понятия, изучаемые в начальной школе.

  4. Умения, формируемые в процессе обучения синтаксису.

  5. Синтаксические упражнения.




    1. Цель и задачи обучения синтаксису в начальной школе Синтаксис – раздел науки о языке, в котором изучается строение и

значение словосочетаний и предложений.

Методика преподавания синтаксиса – это раздел методики, кото- рый изучает принципы, методы и приёмы преподавания синтаксиса в школе.

Цель обучения синтаксису на основе сознательного усвоения

синтаксических понятий обогащать грамматический строй речи обуча- ющихся, формировать речевые умения.

Задачи обучения синтаксису:


  • знакомство обучающихся с синтаксическими единицами (слово- сочетанием и предложением);

  • формирование умения использовать синтаксические единицы в соответствии с коммуникативной установкой;

  • создание базы для успешного овладения пунктуацией.
    1. Обязательный минимум содержания обучения


Синтаксис. Различение слова, словосочетания и предложения. Раз- новидности предложений по цели высказывания и эмоциональной ок- раске. Главные и второстепенные члены предложения. Связь слов в предложении. Простое распространенное и нераспространенное пред- ложения. Однородные члены предложения. Различение и употребление

в речи простых и сложных предложений.

Синтаксис традиционно изучается в школьном курсе грамматики. Методисты (А.В. Текучев, Т.Г. Рамзаева, М.Р. Львов и другие) отмеча- ют необходимость изучения синтаксиса во взаимосвязи с другими раз- делами науки о языке. На синтаксической основе происходит усвоение норм произношения, процессов словоизменения, формирование рече- вых и языковых умений, орфографических навыков. Основу содержания школьного курса синтаксиса составляет система синтаксических поня- тий; в начальной школе изучаются словосочетание и предложение.


    1. Теоретические понятия, изучаемые в начальной школе Синтаксис (от греч. построение, строй) языка его синтаксичес-

кий строй, совокупность действующих в языке закономерностей и пра- вил, регулирующих построение речи. Синтаксис как наука – это раздел грамматики, который изучает синтаксический строй языка, строение и значение синтаксических единиц.

Синтаксические единицы – это конструкции, в которых элементы объединены синтаксическими связями и отношениями. Синтаксис рас- сматривается как замыкающий ярус языковой системы, который исполь- зует единицы всех уровней системы языка для реализации его коммуни- кативной и познавательной функций.

Словосочетание – это лексико-грамматическое единство, которое создает расчленённое обозначение единого понятия. Словосочетание лишено признаков предложения, т.е. не является единицей общения, не содержит утверждения или отрицания, не оформлено интонационно.

В практике начального
обучения вводится термин «словосочетание»

3 классе) (по учебнику Т.Г. Рамзаевой, УМК «Классическая начальная школа»).

Предложение – это единица языка, которая представляет собой грамматически организованное соединение слов (или слово), обладаю- щее смысловой и интонационной законченностью. Предложение явля- ется синтаксической коммуникативной единицей, минимальной едини- цей общения.
    1. 1   ...   37   38   39   40   41   42   43   44   ...   52

Умения, формируемые в процессе обучения синтаксису


На изучение синтаксиса в начальной школе по ФГОС (системати- ческий курс) отводится 47 часов, и в течение этого времени вся система работы учителя над словосочетанием и предложением должна быть на- правлена на формирование у младших школьников следующих предмет- ных действий:

  • различать предложение, словосочетание, слово;

  • устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;

  • классифицировать предложения по цели высказывания, находить повествовательные / побудительные / вопросительные предложе- ния;

  • определять восклицательную/не восклицательную интонацию предложения;

  • находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;

  • выделять предложения с однородными членами;

  • различать второстепенные члены предложения – определения, дополнения, обстоятельства;

  • выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгорит- мом разбор простого предложения (по членам предложения, син- таксический), оценивать правильность разбора;

  • различать простые и сложные предложения.



    1. Синтаксические упражнения


Работа над словосочетаниями начинается практически с 1 класса. Во 2 классе дети учатся выделять в предложении основу (подлежа-

щее и сказуемое) и словосочетания (пары слов).

Основные виды упражнений, используемые в работе над словосо- четанием:

  • составление из слов словосочетаний;

  • постановка вопросов от слова к слову (играть в лото, писать сочи- нение);

  • составление словосочетаний и определение рода, числа и паде- жа;

  • склонение словосочетаний, состоящих из прилагательных и существительных (тёплый день, тёплого дня, тёплому дню и т. д.);

  • составление глагольных словосочетаний и распознавание паде- жей

  • составление словосочетаний с использованием глаголов и пред- логов;

  • замена в словосочетаниях слов, противоположных по смыслу (войти в школу – выйти из школы);

  • подбор слов, близких по смыслу (громко кричать ……)