Файл: Образовательного учреждения высшего образования ставропольский государственный педагогический институт.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 853
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК НАУКА
2. Методы исследования в методике преподавания русского языка в начальной школе
Из истории методики преподавания русского языка в начальной школе
РУССКИЙ ЯЗЫК КАК УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
Структура и содержание курса русского языка в начальной школе
Требования к современному уроку русского языка в начальной школе
На уроках русского языка формируются следующие УУД:
Тип №1. Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков
Структура урока-рефлексии по ФГОС
Структура урока систематизации знаний
Тип №4. Урок развивающего контроля
Структура урока развивающего контроля
Виды уроков для каждого типа урока по ФГОС
Технологическая карта урока русского языка (ФГОС)
Умения, формируемые в процессе обучения грамоте
Требования подготовки учащихся по программе «Обучение грамоте» к концу подготовительного периода
Планируемые результаты (метапредметные, личностные)
3. Работа по формированию навыка чтения
4. Схемы, используемые в процессе обучения чтению
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ЛЕКСИКЕ В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ
Умения, формируемые в процессе обучения лексике
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ СЛОВООБРАЗОВАНИю В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ
Словообразовательные понятия, изучаемые в начальной школе
Упражнения по словообразованию
Порядок разбора слов по составу
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ МОРФОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ
Теоретические понятия, изучаемые в начальной школе
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ СИНТАКСИСУ В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ
Умения, формируемые в процессе обучения синтаксису
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПУНКТУАцИИ В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ
Умения, формируемые в процессе обучения пунктуации
МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ
Обязательный минимум содержания обучения
Умения, формируемые в процессе развития речи в начальной школе
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ЛЕКСИКЕ В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ
Основные вопросы
-
Цель и задачи изучения лексики в начальной школе. -
Обязательный минимум содержания обучения. -
Лексические понятия, изучаемые в начальной школе. -
Умения, формируемые в процессе обучения лексике. -
Лексические упражнения.
-
Цель и задачи изучения лексики в начальной школе
Цель изучения лексики в начальной школе – дать начальное пред- ставление о лексической системе русского языка.
Задачи:
-
познакомить обучающихся с основной единицей лексического уровня – словом; -
сформировать умения использовать лексические единицы в соот- ветствии с лексическим значением и коммуникативной целесооб- разностью; -
расширить словарный запас обучающихся; -
научить пользоваться толковым и другими словарями русского языка.
-
Обязательный минимум содержания обучения
Лексика. Слово и его значение. Словарное богатство русского языка. Слова однозначные и многозначные. Синонимы и антонимы. Прямое и переносное значение слова. Использование словарей русского языка.
Материал по-разному представлен в УМК для начальной школы.
Наиболее полно курс «Лексика» представлен в УМК «Начальная школа 21 века», причем дан академически, традиционно. Кстати, в дан-
ном учебнике вводится понятие «заимствованных» и «исконно русских слов».
В УМК «Классическая начальная школа» раздел «Лексика» специ- ально не представлен. Отдельные темы
вводятся в ознакомительном по- рядке при изучении морфологии, например, антонимы изучаются при работе над прилагательными: см. 3 класс, с 179 «Имена прилагательные, близкие и противоположные по смыслу».
В УМК «Гармония» при изучении лексики внимание уделяется ис- пользованию синонимов, антонимов и омонимов в речи, то есть рас- сматривается функциональный, практический аспект. Если вы проана- лизируете все учебники, то упражнения, представленные в них, будут иметь тождественные формулировки:
Рамзаева Т.Г. «РИТМ. «Классичес- кая началь- ная школа». | Иванов С.В. «Начальная школа 21 века» | �уракова Н.А. «Перс- пективная начальная школа» | Соловейчик М.С. «Гармония» | Канакина В.П. «Школа Рос- сии» |
Подбери прилагатель- ные, проти- воположные по смыслу (479) | Выбери нужное по смыслу сло- во (№ 1, с 58) | Подбери нужные по смыслу сло- ва (№ 86, с. 117) | Выбери из скобок нужные по смыслу сло- ва (№ 557) | Замените выделенное слово сино- нимом (74) |
– Дополнитетаблицусвоимипримерамиизучебниковрусскогоязыкадля начальнойшколы.
-
Лексические понятия, изучаемые в начальной школе Слово – это единица языка, представляющая собой комплекс звуков
и служащая для обозначения предметов, явлений, признаков, состояний. Слово обладает номинативной функцией
. Слово рассматривается в единстве лексического (соотношение слова с понятием) и граммати- ческого (принадлежность к определенной части речи, связь с другими словами) значений.
В начальной школе изучается три группы понятий: понятия, связан- ные с семантикой слова; понятия, связанные с происхождением слова (фрагментарно); понятия, связанные с употреблением слова.
Абсолютные синонимы – слова, полностью совпадающие по зна- чению и употреблению, с возможным расхождением в сочетаемости.
Антонимы – слова, имеющие противоположные значения. Основой антонимии является наличие в значении слова качественного признака, который может возрастать или убывать и доходить до противоположно- го.
Выразительность (красота) речи – это очень многоплановое поня- тие, это совокупность особенностей речи, поддерживающих внимание и интерес у слушателей.
Доминанта – один из членов синонимического ряда, избираемый как носитель главного значения, подчиняющего себе все дополнитель- ные смысловые и стилистические оттенки значения, выражаемые дру- гими членами ряда.
Контекстуальные синонимы – слова, сближающиеся своими зна- чениями в условиях контекста.
Лексика 1. Словарный состав языка. 2. Совокупность слов, связан- ных со сферой их использования. 3. Совокупность слов, связанных с их происхождением. 4. Один из стилистических пластов в словарном со- ставе языка. 5. Совокупность слов, характерных для какого-либо лите- ратурного направления, словарный состав отдельного художественного произведения, словарь языка того или иного писателя.
Лексикология – раздел языкознания, занимающийся изучением
словарного состава языка. Лексикология историческая. Лексикология, изучающая словарный состав языка в его развитии (в диахроническом плане).
Лексические ошибки – это ошибки, связанные с непониманием лексического значения слова: неточность в выборе слова, неумение пользоваться синонимами, использование слов-паронимов и др.
Многозначность (полисемия) – наличие у одного и того же слова нескольких связанных между собой значений, обычно возникающих в результате развития первоначального значения этого слова.
Многозначные слова – слова, имеющие два, три и более лексичес- ких значения.
Однозначность – наличие у слова только одного значения. Одно- значны в большинстве своем термины.
Однозначные слова – это слова, обозначающие одним и тем же словом разные предметы. Это одинаково звучащие слова, но по своему значению они различны.
Омонимы – слова, принадлежащие к одной и той же части речи и одинаково звучащие, но различные по значению.
Паронимы – однокоренные слова, близкие по звучанию, но разные по значению или частично совпадающие в своем значении.
Переносное значение слова – это вторичное (производное) зна- чение слова, связанное с основным, главным значением отношениями метонимической, метафорической зависимости или какими-либо ассо- циативными признаками.
Речь 1. Деятельность говорящего, использующего средства языка для общения с другими членами данного языкового коллектива (говоре- ние) или для обращения к самому себе. 2. Разновидность (обычно сти- листическая) общения при помощи языка, характеризующаяся отбором тех или иных лексических и грамматических средств в зависимости от условий и целей коммуникации. 3. Вид синтаксического построения
вы- сказывания.
Семантика – наука о понимании определённых знаков, последова- тельностей символов и других условных обозначений; раздел семиотики. Синонимы – слова одной части речи, различные по звучанию и на- писанию, но имеющие одинаковое или очень близкое лексическое зна-
чение.
Синонимический ряд – два и более лексических синонима, соотно- симых между собой при обозначении одних и тех же явлений, предме- тов, признаков, действий, образуют в языке определенную группу.
Словарь 1. Словарный состав языка. 2. Совокупность слов, харак- терных для какого-либо литературного направления, словарный состав отдельного художественного произведения, словарь языка того или ино- го писателя. 3. Сборник слов, расположенных в алфавитном порядке, с пояснениями, толкованиями или с переводом на другой язык.
-
Составьтесловарьлексическихпонятий,изучаемыхвначальнойшколе. -
Какие понятия войдут в него, если составлять его для разныхлинийУМК? -
Составьтеклассификациюлексическихошибок.Определите,каконивлияютнаоценку работы обучающихся.
- 1 ... 28 29 30 31 32 33 34 35 ... 52