Файл: Образовательного учреждения высшего образования ставропольский государственный педагогический институт.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 827
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК НАУКА
2. Методы исследования в методике преподавания русского языка в начальной школе
Из истории методики преподавания русского языка в начальной школе
РУССКИЙ ЯЗЫК КАК УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
Структура и содержание курса русского языка в начальной школе
Требования к современному уроку русского языка в начальной школе
На уроках русского языка формируются следующие УУД:
Тип №1. Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков
Структура урока-рефлексии по ФГОС
Структура урока систематизации знаний
Тип №4. Урок развивающего контроля
Структура урока развивающего контроля
Виды уроков для каждого типа урока по ФГОС
Технологическая карта урока русского языка (ФГОС)
Умения, формируемые в процессе обучения грамоте
Требования подготовки учащихся по программе «Обучение грамоте» к концу подготовительного периода
Планируемые результаты (метапредметные, личностные)
3. Работа по формированию навыка чтения
4. Схемы, используемые в процессе обучения чтению
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ЛЕКСИКЕ В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ
Умения, формируемые в процессе обучения лексике
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ СЛОВООБРАЗОВАНИю В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ
Словообразовательные понятия, изучаемые в начальной школе
Упражнения по словообразованию
Порядок разбора слов по составу
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ МОРФОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ
Теоретические понятия, изучаемые в начальной школе
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ СИНТАКСИСУ В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ
Умения, формируемые в процессе обучения синтаксису
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПУНКТУАцИИ В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ
Умения, формируемые в процессе обучения пунктуации
МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ
Обязательный минимум содержания обучения
Умения, формируемые в процессе развития речи в начальной школе
Вопросы и задания
-
Составьте библиографический список по проблеме «Актуальные вопросы методики пунктуации в начальной школе». -
Определите основные для начальных классов принципы пунктуа- ции и методические рекомендации по их реализации в практичес- кой деятельности учителя.
-
Изучите классификации ошибок по учебнику М.Р. Львова, нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку. Проверьте диктант учащихся (3–4 разных по грамотности рабо- ты), ошибки охарактеризуйте, работы оцените, отметку обоснуй- те.
Литература
-
Антонова Е.С., Боброва С.В. Методика преподавания русского языка (начальные классы). М.: «Академия», 2012. -
Баранов М.Т. Русский язык: Справочные материалы. – М.: 2003. -
Воителева Т.М.. Теория и методика обучения русскому языку. М.: Дрофа, 2006. -
Земский А.М., Светлаев С.Я. Русский язык в 2-х частях. М.: «Ака- демия», 2009. -
Зиновьева Т.И., Курлыгина О.Е., Трегубова Л.С. Практикум по методике обучения русскому языку в начальных классах. М.:
«Академия», 2008.
-
Лекант П.А. Современный русский язык. М.: Дрофа, 2009. -
Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподава- ния русского языка в начальных классах. М. – «Академия», 2012.
МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ
Основные вопросы
-
Цель и задачи работы по развитию речи в начальной школе. -
Обязательный минимум содержания обучения. -
Теоретические понятия, изучаемые в начальной школе. -
Умения, формируемые в процессе развития речи в начальной шко- ле. -
Упражнения по развитию речи. -
Методика работы над изложением. -
Методика работы над сочинением.
-
Цель и задачи работы по развитию речи в начальной школе
К основным видам речевой деятельности относятся: говорение (устное выражение мысли); слушание (восприятие речи на слух и ее понимание); письмо (графическое, письменное выражение мысли); чтение (т.е. восприятие и понимание чужой записанной речи). Имен- но эти виды речевой деятельности лежат в основе процесса речевой
коммуникации. От того, насколько у человека сформированы навыки этих видов речевой деятельности, зависит эффективность, успешность речевого общения.
Методика развития связной речи – раздел методики преподавания русского языка, в котором описывается процесс формирования у уча- щихся навыков связной речи.
Цель работы по развитию речи – подготовить обучающихся к ре- чевому общению в устной и письменной форме.
Задачи соответствуют трем направлениям работы по развитию речи:
знакомство учащихся с нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи, фор-
мирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме.
-
Накакойосновевыделеныцельизадачиразвитияречидетей? -
Проанализируйте содержание таблицы «Задачи речевого разви-тия», сделайте вывод о том, каковы задачи речевого развитияобучающихсявсовременнойначальнойшколе.
Основные единицы языка | Формы речевого общения | Задачи развития речи |
Слово | | 1. Развитие словаря |
Звук | | 2. Воспитание звуковой куль- туры речи |
Словоформа Словосочетание Предложение | | 3. Формирование граммати- ческого строя речи |
Текст | Диалог Монолог | 4. Развитие связной речи:
5. Подготовка к обучению грамоте (элементарное осоз- нание явлений языка и речи) |
- 1 ... 42 43 44 45 46 47 48 49 ... 52
Обязательный минимум содержания обучения
Речь устная и письменная. Различение, краткая характеристика ус- тной и письменной речи. Эмоциональная и стилистическая окрашен- ность речи.
Аудирование (слушание). Адекватное восприятие содержания и смысла звучащей речи.
Говорение. Практическое овладение несложными формами учебно- го и бытового диалога. Использование средств языка в устной речи в соответствии с речевой ситуацией. Овладение основными нормами ре- чевого поведения. Практическое овладение несложными монологичес- кими высказываниями: (рассказ-описание, повествование, рассуждение на доступные детям темы). Устный рассказ об играх, праздниках, про- гулках и пр.
�тение. Владение техникой чтения (сказки, рассказа, учебных тек- стов и др.). Выделение главной мысли и логических частей текста. По- нимание текста, в том числе учебного (формулировок заданий, правил, определений). Нахождение необходимого учебного материала (выбо- рочное чтение).
Письмо. Безошибочное списывание недеформированного текста. Написание под диктовку текста (75-80 слов) с изученными правилами правописания. Изложение. Небольшое сочинение по интересной детям тематике. Поздравления, письма.
-
Теоретические понятия, изучаемые в начальной школе Связная речь – это единое смысловое и структурное целое, включа-
ющее связанные между собой и тематически объединенные, закончен- ные отрезки (Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов и другие)
Диалогическая речь –
это взаимное (чаще всего двустороннее) общение, при котором активность и пассивность переходят от одних участников коммуникации к другим, главное же – высказывания сти- мулируются предшествующими, выступая в качестве реакций на них. Монологическая речь – связное, логически последовательное выска- зывание, протекающее относительно долго во времени, не рассчитанное на немедленную реакцию слушателей.
Текст – речевое произведение, которое является результатом рече- вой деятельности человека, это основная коммуникативная единица, ко- торая им используется во время речевой деятельности.
К основным признакам текста относят:
-
Выраженность. Текст всегда выражен в устной или письменной форме. -
Отграниченность (автономность). Каждый текст, даже самый не- большой, имеет четкие границы – начало и конец. -
Связность. Языковые единицы, образующие текст, связаны меж- ду собой в определённом порядке. -
Цельность. Текст в отношении содержания и построения пред- ставляет собой единое целое. Структура текста связана темой и идеей, сюжетом и композицией. Содержание текста раскрывается только через его словесную форму. -
Содержание соотносится с темой. Тема – это то, о чём идёт повес- твование, развёртывается рассуждение, ведётся диалог и т.п. -
Упорядоченность. Все языковые единицы, образующие текст, все его части и все содержательные, смысловые стороны определён- ным образом упорядочены, организованы,
Тип