Файл: Образовательного учреждения высшего образования ставропольский государственный педагогический институт.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 899
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК НАУКА
2. Методы исследования в методике преподавания русского языка в начальной школе
Из истории методики преподавания русского языка в начальной школе
РУССКИЙ ЯЗЫК КАК УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
Структура и содержание курса русского языка в начальной школе
Требования к современному уроку русского языка в начальной школе
На уроках русского языка формируются следующие УУД:
Тип №1. Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков
Структура урока-рефлексии по ФГОС
Структура урока систематизации знаний
Тип №4. Урок развивающего контроля
Структура урока развивающего контроля
Виды уроков для каждого типа урока по ФГОС
Технологическая карта урока русского языка (ФГОС)
Умения, формируемые в процессе обучения грамоте
Требования подготовки учащихся по программе «Обучение грамоте» к концу подготовительного периода
Планируемые результаты (метапредметные, личностные)
3. Работа по формированию навыка чтения
4. Схемы, используемые в процессе обучения чтению
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ЛЕКСИКЕ В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ
Умения, формируемые в процессе обучения лексике
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ СЛОВООБРАЗОВАНИю В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ
Словообразовательные понятия, изучаемые в начальной школе
Упражнения по словообразованию
Порядок разбора слов по составу
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ МОРФОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ
Теоретические понятия, изучаемые в начальной школе
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ СИНТАКСИСУ В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ
Умения, формируемые в процессе обучения синтаксису
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПУНКТУАцИИ В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ
Умения, формируемые в процессе обучения пунктуации
МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ
Обязательный минимум содержания обучения
Умения, формируемые в процессе развития речи в начальной школе
Цели:
Тип №3. Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности)
Деятельностная: научить детей структуризации полученного зна- ния, развивать умение перехода от частного к общему и наоборот, на- учить видеть каждое новое знание, повторить изученный способ дейс- твий в рамках всей изучаемой темы.
Содержательная: научить обобщению, развивать умение строить теоретические предположения о дальнейшем развитии темы, научить видению нового знания в структуре общего курса, его связь с уже при- обретенным опытом и его значение для последующего обучения.
Структура урока систематизации знаний
-
Самоопределение. -
Актуализация знаний и фиксирование затруднений. -
Постановка учебной задачи, целей урока. -
Составление плана, стратегии по разрешению затруднения. -
Реализация выбранного проекта. -
Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону. -
Этап рефлексии деятельности.
Тип №4. Урок развивающего контроля
Цели:
Деятельностная: научить детей способам самоконтроля и взаимо- контроля, формировать способности, позволяющие осуществлять конт- роль.
Содержательная: проверка знания, умений, приобретенных навы- ков и самопроверка учеников.
Структура урока развивающего контроля
-
Мотивационный этап. -
Актуализация знаний и осуществление пробного действия. -
Фиксирование локальных затруднений. -
Создание плана по решению проблемы. -
Реализация на практике выбранного плана. -
Обобщение видов затруднений. -
Осуществление самостоятельной работы и самопроверки с ис- пользованием эталонного образца. -
Решение задач творческого уровня. -
Рефлексия деятельности.
Виды уроков для каждого типа урока по ФГОС
№ | Тип урока по ФГОС | Виды уроков |
1. | Урок открытия нового знания | Лекция, путешествие, инсцениров- ка, экспедиция, проблемный урок, экскурсия, беседа, конференция, мультимедиа-урок, игра, уроки сме- шанного типа. |
2. | Урок рефлексии | Сочинение, практикум, диалог, ро- левая игра, деловая игра, комбини- рованный урок. |
3. | Урок общеметодологической направленности | Конкурс, конференция, экскурсия, консультация, урок-игра, диспут, обсуждение, обзорная лекция, бе- седа, урок-суд, урок-откровение, урок-совершенствование. |
4. | Урок развивающего контроля | Письменные работы, устные опро- сы, викторина, смотр знаний, твор- ческий отчет, защита проектов, ре- фератов, тестирование, конкурсы. |
Методы и формы современного урока:
-
метод проектов; -
информационно-коммуникационные технологии; -
здоровьесберегающие технологии (интеграция); -
портфолио.
-
Изучитедругиеклассификациисовременныхуроков. -
Сравнитетрадиционнуюклассификациюисовременную.
– Заполнитетаблицу:
Тип традиционного урока | Характерис- тика | Тип урока по ФГОС | Характерис- тика |
| | | |
Технологическая карта урока русского языка (ФГОС)
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Универсальные действия |
1. Самоопреде- ление к деятель- ности Организацион- ный момент | Включение в деловой ритм урока. Устное сообще- ние учителя. | Подготовка клас- са к работе. | Личностные: са- моопределение; регулятивные: целеполагание; коммуникатив-ные: планиро- вание учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
2. Актуализация знаний и фикса- ция затруднений в деятельности | Выявляет уро- вень знаний. Оп- ределяет типич- ные недостатки. | Выполняют за- дание, трениру- ющее отдельные способности к учебной деятель- ности, мысли- тельные опера- ции и учебные навыки. | Коммуникатив-ные: планиро- вание учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; познаватель-ные: логические – анализ объекта с целью выделе- ния признаков. |
3. Постановка учебной задачи | Активизирует знания учащих- ся. Создаёт про- блемную ситуа- цию. | Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока. | Регулятивные: целеполагание; познаватель-ные: постанов- ка вопросов; общеучебные: самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели; логичес- кие: формулиро- вание проблемы |
4. Построение проекта выхода из затруднения | Организует учащихся по исследованию проблемной си- туации | Составляют план достижения цели и определяют средства (алго- ритм, модель и т.д.) | Регулятивные: планирование, прогнозирова- ние; познава-тельные – мо- делирование, логические – ре- шение пробле- мы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; коммуникативные – инициативное |
| | | сотрудничество в поиске и выборе информации. |
5. Первичное за- крепление | Устанавливает осознанность восприятия. Первичное обоб- щение. | Решают типовые задания с прого- вариванием алго- ритма вслух. | Регулятивные: контроль, оцен- ка, коррекция; познавательные: общеучебные– умение структу- рировать знания, выбор наиболее эффективных способов реше- ния задач, уме- ние осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия спо- собов и условий действия; ком-муникативные: управление поведением партнёра – конт- роль, коррекция, оценка действий партнёра |
6. Самостоятель- ная работа с са- мопроверкой по эталону | Организует де- ятельность по применению но- вых знаний. | Самостоятельная работа. Осущест- вляют самопро- верку, пошаго- вого сравнения с эталоном. | Регулятивные: контроль, кор- рекция, выделе- ние и осознание того, что уж усвоено и что ещё подлежит усвоению, осоз- нание качества и уровня усвоения; личностные: са- моопределение |
7. Рефлексия де- ятельности (итог урока) | Организует реф- лексию. | Осуществляют самооценку собс- твенной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соот- ветствия | Коммуникатив-ные: умение с достаточной полнотой и точ- ностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия; лич-ностные: смыс- лообразование |