Файл: Образовательного учреждения высшего образования ставропольский государственный педагогический институт.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 835
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК НАУКА
2. Методы исследования в методике преподавания русского языка в начальной школе
Из истории методики преподавания русского языка в начальной школе
РУССКИЙ ЯЗЫК КАК УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
Структура и содержание курса русского языка в начальной школе
Требования к современному уроку русского языка в начальной школе
На уроках русского языка формируются следующие УУД:
Тип №1. Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков
Структура урока-рефлексии по ФГОС
Структура урока систематизации знаний
Тип №4. Урок развивающего контроля
Структура урока развивающего контроля
Виды уроков для каждого типа урока по ФГОС
Технологическая карта урока русского языка (ФГОС)
Умения, формируемые в процессе обучения грамоте
Требования подготовки учащихся по программе «Обучение грамоте» к концу подготовительного периода
Планируемые результаты (метапредметные, личностные)
3. Работа по формированию навыка чтения
4. Схемы, используемые в процессе обучения чтению
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ЛЕКСИКЕ В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ
Умения, формируемые в процессе обучения лексике
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ СЛОВООБРАЗОВАНИю В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ
Словообразовательные понятия, изучаемые в начальной школе
Упражнения по словообразованию
Порядок разбора слов по составу
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ МОРФОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ
Теоретические понятия, изучаемые в начальной школе
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ СИНТАКСИСУ В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ
Умения, формируемые в процессе обучения синтаксису
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПУНКТУАцИИ В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ
Умения, формируемые в процессе обучения пунктуации
МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ
Обязательный минимум содержания обучения
Умения, формируемые в процессе развития речи в начальной школе
-
выполнять классификацию; -
обосновывать основание для классификации; -
ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); -
находитьответынавопросы,используяинформациюсхем,плакатов; регулятивных: -
осуществлять самоконтроль; -
овладевать умением прогнозировать.
-
Проанализируйтесодержаниепонятия«Универсальныеучебныедействия». -
ДайтехарактеристикукаждомублокуУУД. -
Проанализируйте приведенный пример формирования УУД на ор-ганизационномэтапе урока. -
ПриведитепримерыформированияУУДнаразныхэтапахурока.
Русский язык является не только учебным предметом школьной об- разовательной программы, но и средством обучения другим дисципли- нам.
На уроках русского языка формируются следующие УУД:
-
установление связи между учебной деятельностью и мотивом; -
умение определить границы знания и незнания; -
выстраивание алгоритма действий; -
построение логической цепи рассуждений; -
построение речевого высказывания в устной и письменной речи; -
участие в диалоге; -
аргументация своего мнения; -
учет разных мнений; -
контроль, оценка и коррекция своей деятельности.
Например, предлагаемучащимся рядслов.Они должнывыполнитьследующиезадания:
Задание1.
Подчеркни буквы мягких согласных звуков в словах
случай,отец,сыночек,жизнь
Данное задание способствует развитию регулятивных УУД – уме- ние контролировать.
Задание2.
Спиши предложение, исправляя ошибку.
Прохожиеропкоступаютпоскользкимдорожкам.
При выполнении данного задания развиваются регулятивные УУД
– умение контролировать и корректировать запись.
Задание3.
Найди слово с ошибкой:
1)счастливый2)доблесный3)прекрасный4)яростныйЗадание4.
Вставь пропущенную букву. Допиши проверочное слово.
Грус.ный.Радос.ный.Чудес.ный.Извес.ныйЗадание5.
Раздели слова на слоги.
Колесо,подосиновик,пчела,седло.
При выполнении данного задания развиваются регулятивные УУД: действия контроля.
– Подберите из действующих учебников по русскому языку для на-
чальнойшколызадания,формирующиедругиегруппыУУД.Обос-нуйтесвою позицию.
Итак, принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образователь- ных программ. Под результатами понимается не только предметные зна- ния, но и умение применять эти знания в практической деятельности. Каковы же требования, предъявляемые к современному уроку:
-
урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам на- целивается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками; -
учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизи- рует деятельность учащихся; -
вывод делают сами учащиеся; -
минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества; -
время-сбережение и здоровье-сбережение; -
в центре внимания урока – дети; -
учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей; -
обратная связь.
Цели:
Основные типы современных уроков
Тип №1. Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков
Деятельностная: научить детей новым способам нахождения зна- ния, ввести новые понятия, термины.
Содержательная: сформировать систему новых понятий, расши- рить знания учеников за счет включения новых определений, терминов, описаний.
Структура урока обретения новых знаний
-
Мотивационный этап. -
Этап актуализации знаний по предложенной теме и осуществле- ние первого пробного действия -
Выявление затруднения: в чем сложность нового материала, что
именно создает проблему, поиск противоречия
-
Разработка проекта, плана по выходу их создавшегося затруднения, рассмотрения множества вариантов, поиск оптимального решения. -
Реализация выбранного плана по разрешению затруднения. Это
главный этап урока, на котором и происходит «открытие» нового знания.
-
Первичное закрепление нового знания. -
Самостоятельная работа и проверка по эталону. -
Включение в систему знаний и умений. -
Рефлексия, включающая в себя и рефлексию учебной деятельнос- ти, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций.
Тип № 2. Урок рефлексии
Цели:
Деятельностная
: формировать у учеников способность к рефлек- сии коррекционно-контрольного типа, научить детей находить причину своих затруднений, самостоятельно строить алгоритм действий по ус- транению затруднений, научить самоанализу действий и способам на- хождения разрешения конфликта.
Содержательная: закрепить усвоенные знания, понятия, способы действия и скорректировать при необходимости.
Структура урока-рефлексии по ФГОС
-
Мотивационный этап. -
Актуализация знаний и осуществление первичного действия. -
Выявление индивидуальных затруднений в реализации нового знания и умения. -
Построение плана по разрешению возникших затруднений (по-
иск способов разрешения проблемы, выбор оптимальных дейс- твий, планирование работы, выработка стратегии).
-
Реализация на практике выбранного плана, стратегии по разреше-
нию проблемы.
-
Обобщение выявленных затруднений. -
Осуществление самостоятельной работы и самопроверки по эта- лонному образцу. -
Включение в систему знаний и умений. -
Осуществление рефлексии.
В структуре урока рефлексии четвертый и пятый этап может повторять- ся в зависимости от сложности выявленных затруднений и их обилия.