Файл: Образовательного учреждения высшего образования ставропольский государственный педагогический институт.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 819
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК НАУКА
2. Методы исследования в методике преподавания русского языка в начальной школе
Из истории методики преподавания русского языка в начальной школе
РУССКИЙ ЯЗЫК КАК УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
Структура и содержание курса русского языка в начальной школе
Требования к современному уроку русского языка в начальной школе
На уроках русского языка формируются следующие УУД:
Тип №1. Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков
Структура урока-рефлексии по ФГОС
Структура урока систематизации знаний
Тип №4. Урок развивающего контроля
Структура урока развивающего контроля
Виды уроков для каждого типа урока по ФГОС
Технологическая карта урока русского языка (ФГОС)
Умения, формируемые в процессе обучения грамоте
Требования подготовки учащихся по программе «Обучение грамоте» к концу подготовительного периода
Планируемые результаты (метапредметные, личностные)
3. Работа по формированию навыка чтения
4. Схемы, используемые в процессе обучения чтению
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ЛЕКСИКЕ В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ
Умения, формируемые в процессе обучения лексике
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ СЛОВООБРАЗОВАНИю В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ
Словообразовательные понятия, изучаемые в начальной школе
Упражнения по словообразованию
Порядок разбора слов по составу
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ МОРФОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ
Теоретические понятия, изучаемые в начальной школе
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ СИНТАКСИСУ В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ
Умения, формируемые в процессе обучения синтаксису
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПУНКТУАцИИ В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ
Умения, формируемые в процессе обучения пунктуации
МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ
Обязательный минимум содержания обучения
Умения, формируемые в процессе развития речи в начальной школе
- 1 ... 25 26 27 28 29 30 31 32 ... 52
Орфографические упражнения
Существуют следующие упражнения для формирования орфогра- фических умений, которые направлены:
а) на формирование умения «видеть» орфограмму в слове (на разви- тие орфографической зоркости);
б) на овладение операциями, обеспечивающими применение прави- ла;
в) на установление связи между частными операциями, т. е. включе- ние их в единую систему действий;
г) на уточнение для учащихся сущности и формулировки правила.
Списывание – это прием, состоящий в точном копировании учени- ком слова или текста с книги, доски и т.д. Списывание – один из двух ос- новных приемов обучения правописанию (второй – диктант). На первых этапах обучения предлагается простое списывание, затем осложненное: с дополнительным заданием (подчеркнуть, выделить, вставить пропу- щенные буквы, обозначить морфемы или грамматические формы и т.п.), с изменением текста, выборочное.
Под диктантом понимают такой вид письменной работы, во время которой учитель диктует текст, а ученики пишут его самостоятельно, без опоры на какие-либо средства и руководствуясь только ранее получен- ными теоретическими знаниями по грамматике, орфографии и синтак- сису.
Наиболее распространенными в школе являются:
-
проверочный (он же контрольный); -
объяснительный; -
предупредительный; -
выборочный; -
зрительный; -
творческий (разные варианты); -
свободный.
По роли и назначению все эти диктанты можно рассматривать как обучающие,
за исключением проверочного, который может быть и средством контроля, т.е. контрольным.
Проверочный диктант – контрольный, слуховой. Одновременно является и упражнением обучающего характера. Методические требо- вания к чтению текста учителем таковы: в начале урока учитель чита- ет весь текст медленно и выразительно, ученики в это время внима- тельно слушают, чтобы понять содержание. Затем текст читается по предложениям. За один прием учитель читает целое предложение, а в случае необходимости повторяет его по частям. Ученики начинают
писать предложение только после того, как учитель прочитал его до конца. По окончании диктанта отводится 5-7 минут на проверку и са- мостоятельное исправление ошибок. Этот этап можно провести двумя способами:
-
Учащиеся сами проверяют диктант. -
Учитель медленно читает весь текст с самого начала, делая паузы между предложениями.
Затем тетради собираются для проверки учителем.
Объяснительный диктант. Имеет две разновидности – собственно объяснительный и предупредительный. Цель – объяснить все, что пи- шется, все орфограммы. Это можно делать после записи текста или до записи. Схема объяснительного диктанта:
-
диктуется предложение; -
ученики повторяют вслух и пишут (возможно при этом, чтобы один ученик писал на доске); -
дается мотивированный анализ (объяснение) написанного (либо всего текста целиком, либо по каждому предложению).
Предупредительный диктант – один из самых часто используемых и эффективных видов работы по орфографии. Схема проведения:
-
учитель читает предложение; -
один из учащихся повторяет его и говорит, как надо правильно писать, объясняя при этом, почему; -
все пишут по памяти, подчеркивая те орфограммы, которые ком- ментировали; -
один из учащихся еще раз читает записанное, рассказывает, что он подчеркнул и т.п., а все остальные проверяют у себя в тетра- ди.
Индивидуально-предупредительный диктант (подготовленный, слуховой). Текст диктанта раздается для домашней работы. Каждый сам выбирает форму работы:
-
списывает весь текст; -
выписывает те слова, которые считает трудными; -
проводит орфографический разбор трудных слов; -
записывает на отдельный листок определенное учителем количес- тво «трудных» слов, которыми он сможет воспользоваться во вре- мя диктанта.
Комментированное письмо – разновидность объяснительного дик- танта. Объяснение производится во время записи. Такая работа должна продолжаться не более 7–15 минут на уроке.
Комбинированный диктант. Содержит элементы предупредитель-
ного, объяснительного и контрольного в различных вариантах. Прово- дится на уроках обобщения или повторения.
Выборочный диктант. Ученики записывают не весь текст, а лишь те части, в которых есть изучаемые орфограммы, например, безударные гласные и т.п. Диктант может быть осложнен дополнительными задани- ями типа: подчеркнуть орфограммы, подобрать проверочные слова.
Зрительный диктант (самодиктант). Прежде чем написать, ученик внимательно читает текст, разбирает орфограммы, запоминает, а потом пишет по памяти или под диктовку учителя. Такой вид диктанта поле- зен при изучении орфограмм, рассчитанных на зрительное запоминание (традиционные написания,
корни с непроверяемыми гласными, слитное и раздельное написание наречий и т.п.).
Взаимодиктант предполагает работу в парах. Для этого подготов- лены тексты, в которых пропущены разные орфограммы, т.е. ученики, работающие в паре, получают один и тот же текст и задание объяснить написание выделенных букв и пропущенных (вставлять их не нужно). Таким образом ученики объясняют друг другу орфограммы.
Диктант «Проверяю себя». Цель – развитие навыка контролиро- вать себя во время письма. Ученик должен задавать вопросы учителю, если он сомневается или не знает, как правильно писать орфограмму, смотреть в словари и т.п.
Творческий диктант. Это собирательное название разнообразных упражнений творческого характера, направленных не только на обуче- ние орфографии, но и на развитие речи учащихся. Сюда относится и свободный диктант. Схема проведения: задаются слова-примеры на оп- ределенную орфограмму, они могут быть записаны на доске, учащиеся составляют предложения с этими словами, устно или с записью. Воз- можны задания на трансформацию этих слов, дополнение другими сло- вами и т.п.
Свободный диктант, по сути, является упражнением по развитию письменной речи. Учитель читает текст (иногда значительный по объ- ему), а ученик может воспроизводить его в свободном изложении, т.е. он может и пропустить нужную учителю орфограмму.
Словарный диктант включает слова с разными орфограммами и непроверяемые. Преимущество словарного диктанта в том, что он эко- номен и позволяет в короткое время записать большое количество слов. Орфографический разбор