Файл: Образовательного учреждения высшего образования ставропольский государственный педагогический институт.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 819

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Издательство

Пятигорск, 2018

ББК 81.2. Рус-9 М54

СОДЕРЖАНИЕ

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК НАУКА

Основные вопросы

2. Методы исследования в методике преподавания русского языка в начальной школе

Принципы обучения

Из истории методики преподавания русского языка в начальной школе

Вопросы и задания

РУССКИЙ ЯЗЫК КАК УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Основные вопросы

Структура и содержание курса русского языка в начальной школе

Требования к современному уроку русского языка в начальной школе

На уроках русского языка формируются следующие УУД:

Цели:

Тип №1. Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Тип № 2. Урок рефлексии

Структура урока-рефлексии по ФГОС

Структура урока систематизации знаний

Тип №4. Урок развивающего контроля

Структура урока развивающего контроля

Виды уроков для каждого типа урока по ФГОС

Технологическая карта урока русского языка (ФГОС)

Вопросы и задания

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ

Основные вопросы

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ

Основные вопросы

Буквенный период

Умения, формируемые в процессе обучения грамоте

Письмо

Требования подготовки учащихся по программе «Обучение грамоте» к концу подготовительного периода

Уметь:

Письмо

2.1 Требования подготовки учащихся по программе «Обучение грамоте» к концу основного звукобуквенного периода

Уметь:

Письмо

Уметь:

Планируемые результаты (метапредметные, личностные)

Вопросы и задания

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИю

Основные вопросы

Компоненты навыка чтения

ФГОС

3. Работа по формированию навыка чтения

4. Схемы, используемые в процессе обучения чтению

Физкультминутка

Ф и з к у л ь т м и н у т к а

Вопросы и задания

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ОРФОГРАФИИ

Основные вопросы

Задачи обучения орфографии:

Орфографические упражнения

Вопросы и задания

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ЛЕКСИКЕ В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ

Основные вопросы

Задачи:

Умения, формируемые в процессе обучения лексике

Вопросы и задания

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ СЛОВООБРАЗОВАНИю В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ

Основные вопросы

Словообразовательные понятия, изучаемые в начальной школе

Упражнения по словообразованию

Порядок разбора слов по составу

Вопросы и задания

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ МОРФОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ

Задачи:

Теоретические понятия, изучаемые в начальной школе

Морфологические упражнения

Вопросы и задания

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ СИНТАКСИСУ В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ

Основные вопросы

Задачи обучения синтаксису:

Умения, формируемые в процессе обучения синтаксису

Вопросы и задания

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПУНКТУАцИИ В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ

Основные вопросы

Задачи обучения пунктуации:

Умения, формируемые в процессе обучения пунктуации

МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ

Основные вопросы

Обязательный минимум содержания обучения

Типы текста в русском языке.

Умения, формируемые в процессе развития речи в начальной школе

Упражнения по развитию речи

Методика работы над сочинением

Вопросы и задания

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов, овладеют умением проверять написанное.
  1. 1   ...   25   26   27   28   29   30   31   32   ...   52

Орфографические упражнения


Существуют следующие упражнения для формирования орфогра- фических умений, которые направлены:

а) на формирование умения «видеть» орфограмму в слове (на разви- тие орфографической зоркости);

б) на овладение операциями, обеспечивающими применение прави- ла;

в) на установление связи между частными операциями, т. е. включе- ние их в единую систему действий;

г) на уточнение для учащихся сущности и формулировки правила.

Списывание это прием, состоящий в точном копировании учени- ком слова или текста с книги, доски и т.д. Списывание один из двух ос- новных приемов обучения правописанию (второй диктант). На первых этапах обучения предлагается простое списывание, затем осложненное: с дополнительным заданием (подчеркнуть, выделить, вставить пропу- щенные буквы, обозначить морфемы или грамматические формы и т.п.), с изменением текста, выборочное.

Под диктантом понимают такой вид письменной работы, во время которой учитель диктует текст, а ученики пишут его самостоятельно, без опоры на какие-либо средства и руководствуясь только ранее получен- ными теоретическими знаниями по грамматике, орфографии и синтак- сису.

Наиболее распространенными в школе являются:

  • проверочный (он же контрольный);

  • объяснительный;

  • предупредительный;

  • выборочный;

  • зрительный;

  • творческий (разные варианты);

  • свободный.

По роли и назначению все эти диктанты можно рассматривать как обучающие,

за исключением проверочного, который может быть и средством контроля, т.е. контрольным.

Проверочный диктант – контрольный, слуховой. Одновременно является и упражнением обучающего характера. Методические требо- вания к чтению текста учителем таковы: в начале урока учитель чита- ет весь текст медленно и выразительно, ученики в это время внима- тельно слушают, чтобы понять содержание. Затем текст читается по предложениям. За один прием учитель читает целое предложение, а в случае необходимости повторяет его по частям. Ученики начинают

писать предложение только после того, как учитель прочитал его до конца. По окончании диктанта отводится 5-7 минут на проверку и са- мостоятельное исправление ошибок. Этот этап можно провести двумя способами:

  1. Учащиеся сами проверяют диктант.

  2. Учитель медленно читает весь текст с самого начала, делая паузы между предложениями.

Затем тетради собираются для проверки учителем.

Объяснительный диктант. Имеет две разновидности собственно объяснительный и предупредительный. Цель – объяснить все, что пи- шется, все орфограммы. Это можно делать после записи текста или до записи. Схема объяснительного диктанта:

  1. диктуется предложение;

  2. ученики повторяют вслух и пишут (возможно при этом, чтобы один ученик писал на доске);

  3. дается мотивированный анализ (объяснение) написанного (либо всего текста целиком, либо по каждому предложению).

Предупредительный диктант один из самых часто используемых и эффективных видов работы по орфографии. Схема проведения:

  • учитель читает предложение;

  • один из учащихся повторяет его и говорит, как надо правильно писать, объясняя при этом, почему;

  • все пишут по памяти, подчеркивая те орфограммы, которые ком- ментировали;

  • один из учащихся еще раз читает записанное, рассказывает, что он подчеркнул и т.п., а все остальные проверяют у себя в тетра- ди.


Индивидуально-предупредительный диктант (подготовленный, слуховой). Текст диктанта раздается для домашней работы. Каждый сам выбирает форму работы:

  • списывает весь текст;

  • выписывает те слова, которые считает трудными;

  • проводит орфографический разбор трудных слов;

  • записывает на отдельный листок определенное учителем количес- тво «трудных» слов, которыми он сможет воспользоваться во вре- мя диктанта.

Комментированное письмо разновидность объяснительного дик- танта. Объяснение производится во время записи. Такая работа должна продолжаться не более 7–15 минут на уроке.

Комбинированный диктант. Содержит элементы предупредитель-

ного, объяснительного и контрольного в различных вариантах. Прово- дится на уроках обобщения или повторения.

Выборочный диктант. Ученики записывают не весь текст, а лишь те части, в которых есть изучаемые орфограммы, например, безударные гласные и т.п. Диктант может быть осложнен дополнительными задани- ями типа: подчеркнуть орфограммы, подобрать проверочные слова.

Зрительный диктант (самодиктант). Прежде чем написать, ученик внимательно читает текст, разбирает орфограммы, запоминает, а потом пишет по памяти или под диктовку учителя. Такой вид диктанта поле- зен при изучении орфограмм, рассчитанных на зрительное запоминание (традиционные написания,
корни с непроверяемыми гласными, слитное и раздельное написание наречий и т.п.).

Взаимодиктант предполагает работу в парах. Для этого подготов- лены тексты, в которых пропущены разные орфограммы, т.е. ученики, работающие в паре, получают один и тот же текст и задание объяснить написание выделенных букв и пропущенных (вставлять их не нужно). Таким образом ученики объясняют друг другу орфограммы.

Диктант «Проверяю себя». Цель – развитие навыка контролиро- вать себя во время письма. Ученик должен задавать вопросы учителю, если он сомневается или не знает, как правильно писать орфограмму, смотреть в словари и т.п.

Творческий диктант. Это собирательное название разнообразных упражнений творческого характера, направленных не только на обуче- ние орфографии, но и на развитие речи учащихся. Сюда относится и свободный диктант. Схема проведения: задаются слова-примеры на оп- ределенную орфограмму, они могут быть записаны на доске, учащиеся составляют предложения с этими словами, устно или с записью. Воз- можны задания на трансформацию этих слов, дополнение другими сло- вами и т.п.

Свободный диктант, по сути, является упражнением по развитию письменной речи. Учитель читает текст (иногда значительный по объ- ему), а ученик может воспроизводить его в свободном изложении, т.е. он может и пропустить нужную учителю орфограмму.

Словарный диктант включает слова с разными орфограммами и непроверяемые. Преимущество словарного диктанта в том, что он эко- номен и позволяет в короткое время записать большое количество слов. Орфографический разбор