Файл: Образовательного учреждения высшего образования ставропольский государственный педагогический институт.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 851

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Издательство

Пятигорск, 2018

ББК 81.2. Рус-9 М54

СОДЕРЖАНИЕ

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК НАУКА

Основные вопросы

2. Методы исследования в методике преподавания русского языка в начальной школе

Принципы обучения

Из истории методики преподавания русского языка в начальной школе

Вопросы и задания

РУССКИЙ ЯЗЫК КАК УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Основные вопросы

Структура и содержание курса русского языка в начальной школе

Требования к современному уроку русского языка в начальной школе

На уроках русского языка формируются следующие УУД:

Цели:

Тип №1. Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Тип № 2. Урок рефлексии

Структура урока-рефлексии по ФГОС

Структура урока систематизации знаний

Тип №4. Урок развивающего контроля

Структура урока развивающего контроля

Виды уроков для каждого типа урока по ФГОС

Технологическая карта урока русского языка (ФГОС)

Вопросы и задания

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ

Основные вопросы

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ

Основные вопросы

Буквенный период

Умения, формируемые в процессе обучения грамоте

Письмо

Требования подготовки учащихся по программе «Обучение грамоте» к концу подготовительного периода

Уметь:

Письмо

2.1 Требования подготовки учащихся по программе «Обучение грамоте» к концу основного звукобуквенного периода

Уметь:

Письмо

Уметь:

Планируемые результаты (метапредметные, личностные)

Вопросы и задания

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИю

Основные вопросы

Компоненты навыка чтения

ФГОС

3. Работа по формированию навыка чтения

4. Схемы, используемые в процессе обучения чтению

Физкультминутка

Ф и з к у л ь т м и н у т к а

Вопросы и задания

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ОРФОГРАФИИ

Основные вопросы

Задачи обучения орфографии:

Орфографические упражнения

Вопросы и задания

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ЛЕКСИКЕ В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ

Основные вопросы

Задачи:

Умения, формируемые в процессе обучения лексике

Вопросы и задания

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ СЛОВООБРАЗОВАНИю В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ

Основные вопросы

Словообразовательные понятия, изучаемые в начальной школе

Упражнения по словообразованию

Порядок разбора слов по составу

Вопросы и задания

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ МОРФОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ

Задачи:

Теоретические понятия, изучаемые в начальной школе

Морфологические упражнения

Вопросы и задания

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ СИНТАКСИСУ В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ

Основные вопросы

Задачи обучения синтаксису:

Умения, формируемые в процессе обучения синтаксису

Вопросы и задания

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПУНКТУАцИИ В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ

Основные вопросы

Задачи обучения пунктуации:

Умения, формируемые в процессе обучения пунктуации

МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ

Основные вопросы

Обязательный минимум содержания обучения

Типы текста в русском языке.

Умения, формируемые в процессе развития речи в начальной школе

Упражнения по развитию речи

Методика работы над сочинением

Вопросы и задания

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

в изучении звуков и букв – от «легких» звуков к «трудным», по их ар- тикуляции и возможности произносить звук отдельно, самостоятельно. Флеров рекомендовал «чтение по подобию»; усвоив чтение слога ма, ученик так же, т. е. «одним дыхательным толчком», должен читать сло- ги мо, са и т. п. В его букваре для усиления слоговой работы помеще- ны слоговые таблицы. В.А. Флеров отрицал необходимость звукосли- яния, пытаясь ввести принципы «читай, как говоришь» и «читай, что видишь».

Метод «живых звуков» И.Н. Шапошникова исходил из того ут- верждения, что «отдельных звуков не существует, слог неразложим, звуки в словах совершенно непохожи один на другой – это совершенно различные звуки». Поэтому он отрицал работу с отдельными звуками и их слияние; он вернулся к «письму-чтению». Дети сами составляли свой рукописный букварь, состоящий из собственных впечатлений, мыслей,

переживаний. Хотя метод Шапошникова был ориентирован на творчес- тво детей, на высокую познавательную активность, он не получил ши- рокого распространения, так как большинство учителей не умели рабо- тать, не опираясь на печатный букварь, на его страницу, на конкретные материалы и упражнения.

Метод целых слов привлекал специалистов тем, что позволял, во- первых, сразу начинать чтение с осмысленных и ценных в воспитатель- ном отношении текстов, избегая длительного периода чтения прими- тивных, малоинтересных, бедных по содержанию текстов; во-вторых, снимались трудности звукового метода, связанные со звукослиянием. Согласно методу целых слов, единицей чтения с самого начала становит- ся слово, его графическое изображение воспринимается как идеограмма и лишь впоследствии расчленяется на составляющие элементы буквы. Дети за первые 2–3 месяца занятий запоминали зрительно
, почти без анализа звукового и буквенного состава, до 150 слов. Они воспроизво- дили их графически, т. е. перерисовывали, читали по общему виду, уга- дывали по картинкам. Затем начинался буквенный анализ выученных слов: набранное из букв разрезной азбуки слово «раздвигалось», и дети усваивали буквы. Огромным недостатком метода целых слов было и то, что его нельзя было отнести к числу развивающих мышление учащихся методов. Этот метод опирался на зрительную, механическую память и в этом смысле был сродни буквослагательному методу.

Звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте был создан в 60-е гг. прошлого столетия. Этот метод (по сравнению с ра- нее существовавшими: буквослагательным, слоговым, целых слов и др.) наиболее полно и последовательно отражает фонетический и фонема- тический характер русского письма. Ориентированный на развитие фо- нематического слуха, формирование мыслительных операций анализа и синтеза, данный метод целенаправленно готовит детей к овладению навыками чтения и письма, способствует развитию мышления и речи.

  • Проанализируйте достоинства и недостатки каждого методаобученияграмоте.

  • Исходяизполученныхвыводов,заполнитетаблицу:




Метод

Достоинства

Недостатки

Буквослагательный











































  • Дайтеопределениепонятию«слог-слияние»,какуюрольонигра-етвпроцессе обучениячтению?

  • Проанализируйтесхемыслогов-слияний,представленныевучеб-никах,опишите,как работатьсними на уроке.




    1. 1   ...   19   20   21   22   23   24   25   26   ...   52

Компоненты навыка чтения


Навык чтения – это комплекс умений и навыков: умение понимать смысл текста, правильно прочитывать слова, читать выразительно, ори- ентируясь на знаки препинания и содержание, не забывая и о темпе чте- ния. Навык чтения может быть представлен схемой:

В целом навык чтения складывается из двух сторон – смысловой, которая обеспечивается процессом понимания читаемого, и техниче- ской, подчиненной первой и обслуживающей ее.



Ведущее место в этом комплексе занимает смысловая сторона, то есть осознанность, понимание читаемого текста. Смысловая сторона чтения – это совокупное понимание читающим:

  1. значений слов, употребленных в прямом и переносном смысле;

  2. содержания каждого предложения;

  3. содержания и смысла отдельных частей текста (абзацев, глав);

  4. основного смысла всего содержания текста.

При оценке глубины и уровня осознанности прочитанного текста

учитель проверяет понимание содержания текста (обстановка, действу- ющие лица, диалог, значения слов и т. д.) и идейного смысла произведе- ния (что хотел сказать автор).

Техническая сторона чтения (техника чтения) включает в себя все
другие компоненты навыка чтения: способ чтения, правильность, выра- зительность, скорость (темп) чтения. Каждый из компонентов, образую- щих в целом технику чтения, имеет свои особенности.

Способ чтения – важный компонент техники чтения, который вли- яет на другие ее стороны.

  1. Побуквенное

  2. Отрывистое слоговое

  3. Плавное слоговое

  4. Плавное слоговое с целостным прочтением отдельных слов

  5. �тение целыми словами и группами слов


Таким образом, выделяют пять основных способов чтения. Первые два способа (см. схему) относятся к непродуктивным. Необходимо отра- батывать продуктивные способы чтения.

Скорость (темп) чтения находится в прямой зависимости от спосо- ба чтения и понимания.

Существуют ориентировочные показатели по темпу чтения (по В.Г. Горецкому).


Полугодие

Класс

I полугодие

II полугодие

1 класс




25–30 слов в мин.

2 класс

30–40 слов в мин.

40–50 слов в мин.

3 класс

50–60 слов в мин.

65–75 слов в мин.

4 класс

75–85 слов в мин.

85–95 слов в мин.