Файл: Образовательного учреждения высшего образования ставропольский государственный педагогический институт.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 900
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК НАУКА
2. Методы исследования в методике преподавания русского языка в начальной школе
Из истории методики преподавания русского языка в начальной школе
РУССКИЙ ЯЗЫК КАК УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
Структура и содержание курса русского языка в начальной школе
Требования к современному уроку русского языка в начальной школе
На уроках русского языка формируются следующие УУД:
Тип №1. Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков
Структура урока-рефлексии по ФГОС
Структура урока систематизации знаний
Тип №4. Урок развивающего контроля
Структура урока развивающего контроля
Виды уроков для каждого типа урока по ФГОС
Технологическая карта урока русского языка (ФГОС)
Умения, формируемые в процессе обучения грамоте
Требования подготовки учащихся по программе «Обучение грамоте» к концу подготовительного периода
Планируемые результаты (метапредметные, личностные)
3. Работа по формированию навыка чтения
4. Схемы, используемые в процессе обучения чтению
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ЛЕКСИКЕ В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ
Умения, формируемые в процессе обучения лексике
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ СЛОВООБРАЗОВАНИю В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ
Словообразовательные понятия, изучаемые в начальной школе
Упражнения по словообразованию
Порядок разбора слов по составу
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ МОРФОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ
Теоретические понятия, изучаемые в начальной школе
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ СИНТАКСИСУ В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ
Умения, формируемые в процессе обучения синтаксису
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПУНКТУАцИИ В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ
Умения, формируемые в процессе обучения пунктуации
МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ
Обязательный минимум содержания обучения
Умения, формируемые в процессе развития речи в начальной школе
ними. Воспроизведение заданной интонации: повествовательной, воп- росительной, побудительной.
Умение отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста полными ответами, делать выборочный пересказ, изменять начало или конец текста и в связи с этим давать ему новое название.
Умение находить и читать выборочно отрывки текста, соответству- ющие трем его структурным компонентам: а) вступление, начало: с чего все начиналось, б) главная часть: что произошло с героями, в) заключе- ние: чем все завершилось. Умение передать отношение автора и читаю- щего ученика к описанным в тексте событиям.
Письмо
Закрепление технологии написания всех письменных букв и их со- единений в графических слогах и цельных словах по алгоритмам. Уме- ние чередовать напряжение мышц руки с расслаблением в процессе воспроизведения букв под счет (прием тактирования). Работа по исправ- лению графических ошибок и совершенствованию каллиграфического качества письма: четкости, устойчивости и удобочитаемости его резуль- татов. Формирование графической грамотности, связности и каллигра- фического качества письма при условии ускорения его темпа.
Списывание слов и предложений с печатного и письменного текс- тов, письмо под диктовку.
- Требования к уровню подготовки учащихся по программе «Обу- чение грамоте» к концу заключительного периода обучения грамоте
Учащиеся должны знать/ понимать:
-
структуру родной речи, иметь образные представления, о еди- ницах русского языка – звуке, слоге, слове как составных частях более крупных единиц, фиксируемых в определенной последова- тельности, а также о словосочетании, предложении и тексте; -
графические системы печатных и письменных букв русского ал- фавита; -
форму каждой буквы как пространственно-количественной сово- купности составляющих ее элементов; -
иметь привычку правильной посадки и навык пользования пись- менными принадлежностями.
Уметь:
-
читать печатный и письменный тексты в соответствии с орфоэ- пическими нормами и в индивидуальном для каждого ученика темпе; -
отвечать на вопросы по содержанию прочитанного; -
пересказывать отдельные части текста (2–3 предложения); -
озаглавливать прослушанный текст; -
связно, в соответствии с усвоенными алгоритмами, писать как отде- льные слова, так и слова в предложении при различных методичес- ких условиях, а именно: 1) при списывании с печатного или пись- менного текста, 2) письме по памяти или 3) под диктовку учителя; -
ускорять темп письма с учетом индивидуальных особенностей каждого отдельного ученика.
Использовать приобретенные знания и умения в практической де- ятельности и повседневной жизни, а именно:
-
выполнять правила записи предложений, слов с сочетаниями чк, чн, чт, а также с сочетаниями букв жи, ши, ча, ща, чу, щу, же, ше, це, находящимися в сильной позиции, то есть под ударением; -
анализировать звучащую (устную) и письменную речь на основе сформированных у первоклассников образных представлений о структурных единицах русского языка (звук, слово, предложение, текст) и моделировать их с помощью соответствующих символов; -
применять приемы а) слогового, б) орфоэпического, в) связного чтения с фиксацией синтаксических пауз на знаках препинания; -
осуществлять приемы связного и ускоренного воспроизведения букв и их соединений на письме; -
применять усвоенные правила записи слов на основе позицион- ного принципа русской графики для обозначения твердости/мяг- кости согласных и передачи на письме звука [й’].
- 1 ... 17 18 19 20 21 22 23 24 ... 52
Планируемые результаты (метапредметные, личностные)
В сфере личностных универсальных учебных действий будут сфор- мированы внутренняя позиция школьника, адекватная мотивация учеб- ной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориен- тация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий дети овла- деют типами учебных действий, включая способность принимать и со- хранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вно- сить соответствующие коррективы в их выполнение.
В сфере познавательных универсальных учебных действий выпуск- ники научатся использовать знаково-символические средства, в том чис- ле овладеют действием моделирования, а также спектром логических действий и операций.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий перво- классники приобретут умения учитывать позицию собеседника (парт- нера), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отобра- жать предметное содержание и условия деятельности в речи.
-
Проанализируйте структуру и содержание программы «Обуче-ниеграмоте». -
Определитецелиизадачикаждогопериодаобученияграмоте. -
Дайтехарактеристикупланируемымрезультатамнаосновесо-держанияданной программы.
Вопросы и задания
-
�ем определяются сущность, задачи и содержание подготовки к обучению чтению и письму? -
Дайте психологическую характеристику процессов чтения и письма. -
Раскройте основные направления работы по подготовке к обуче- нию грамоте. -
Почему сензитивным периодом начала подготовки к обучению грамоте является пятый год жизни? -
Какие методические приемы применяются для ознакомления де- тей с линейностью и дискретностью речи? -
Покажите последовательность работы при ознакомлении детей со звуковым строением слова. -
Проанализируйте страницы разных учебных книг для обучения грамоте в сопоставлении по одной и той же схеме:
-
в чем сходство и различие структуры и содержания страниц; -
какие виды наглядности имеются на страницах; -
какие текстовые материалы помещены в книгах; -
чем похожи и отличаются внетекстовые материалы книг; -
какие виды занимательного материала помещены в книгах; -
какой материал помещен для работы по развитию речи учащих- ся.
Для иллюстрации ответов на каждый из ниже представленных вопросов подберите конкретный материал с указанием страниц, например, «Русской азбуки».
Приступая к анализу учебника, имейте в виду те задачи, которые ставились ее авторами:
-
интенсифицировать процесс формирования навыка чтения; -
повысить содержательную ценность текстов букваря; -
усилить направленность обучения на воспитание и развитие учащихся; -
обеспечить достаточный интерес детей к первому учебнику русского языка и др.
В подготовительный период происходит знакомство детей с пер- выми лингвистическими понятиями: предложением, словом, сло- гом, звуком. Найдите в 2–3 букварях соответствующие страницы, обратите внимание на последовательность изучения понятий.
Укажите страницы в «Букваре» и «Азбуке», с которых начина- ются:
-
подготовительный период; -
основной период; -
первая ступень подготовительного периода; -
вторая ступень подготовительного этапа и т.д.
Выделите два основных типа уроков обучения грамоте – зна- комство с буквой и закрепление. Урок знакомства, в отличие от урока закрепления, имеет довольно жесткую структуру, которая,