Файл: Образовательного учреждения высшего образования ставропольский государственный педагогический институт.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 850
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК НАУКА
2. Методы исследования в методике преподавания русского языка в начальной школе
Из истории методики преподавания русского языка в начальной школе
РУССКИЙ ЯЗЫК КАК УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
Структура и содержание курса русского языка в начальной школе
Требования к современному уроку русского языка в начальной школе
На уроках русского языка формируются следующие УУД:
Тип №1. Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков
Структура урока-рефлексии по ФГОС
Структура урока систематизации знаний
Тип №4. Урок развивающего контроля
Структура урока развивающего контроля
Виды уроков для каждого типа урока по ФГОС
Технологическая карта урока русского языка (ФГОС)
Умения, формируемые в процессе обучения грамоте
Требования подготовки учащихся по программе «Обучение грамоте» к концу подготовительного периода
Планируемые результаты (метапредметные, личностные)
3. Работа по формированию навыка чтения
4. Схемы, используемые в процессе обучения чтению
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ЛЕКСИКЕ В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ
Умения, формируемые в процессе обучения лексике
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ СЛОВООБРАЗОВАНИю В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ
Словообразовательные понятия, изучаемые в начальной школе
Упражнения по словообразованию
Порядок разбора слов по составу
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ МОРФОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ
Теоретические понятия, изучаемые в начальной школе
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ СИНТАКСИСУ В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ
Умения, формируемые в процессе обучения синтаксису
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПУНКТУАцИИ В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ
Умения, формируемые в процессе обучения пунктуации
МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ
Обязательный минимум содержания обучения
Умения, формируемые в процессе развития речи в начальной школе
Умения, формируемые в процессе обучения лексике
В процессе изучения лексики в начальной школе формируются сле- дующие умения:
-
определять лексическое значение слова по толковому словарю; -
использовать слова в соответствии с их лексическим значением; -
находить слова с переносным значением и определять их роль в тексте; -
подбирать к слову синонимы и антонимы и пользоваться ими в речи; -
пользоваться толковым словарем русского языка, словарем сино- нимов, словарем антонимов и др.
-
Лексические упражнения
В методике русского языка для начальной школы известно несколько разновидностей лексических упражнений. Перечислим некоторые из них:
-
Словообразовательный анализ, на основе которого выясняется значение (или оттенок значения) слова. В начальных классах обычно за- дается вопрос: «От какого слова образовано это слово?» или: «Почему так назвали подосиновик, леденец, односельчане?» Такой способ объяс- нения слов позволяет осуществлять связь словарной работы с правопи- санием, так как выявляет корни слов и способствует проверке безудар- ных гласных, звонких, глухих и непроизносимых согласных. -
Сопоставление слов с целью выяснения различий, для разграни- чения значений паронимов: земляника и землячка, серебряный и сереб- ристый. -
Объяснение значения через контекст. Прочтение отрывка «высве- чивает» значение слов; школьники легче понимают не только их пря- мое значение, но и уместность употребления, и сочетаемость, и вырази- тельность. -
Включение нового слова в контекст, составленный самими де- тьми, является вариантом предыдущего задания. Это прием активизации учащихся, но в трудных случаях включение в контекст может произвес- ти учитель. -
Выяснение значения нового слова по справочным материалам, т.е. по словарям и сноскам в книге для чтения. В отдельных случаях можно пользоваться толковыми словарями. -
Показ предмета, картинки, макета, чучела или действия как средс- тво развития познавательной активности учащихся зависит от степени самостоятельности привлеченных к объяснению школьников: если кар- тинку, объясняющую значение слова, дети подобрали сами либо нарисо- вали, то их познавательная активность достаточно высока. -
Способ подбора синонимов является одним из самых универсаль- ных и часто применяемых приемов: холят – ухаживают, окружают забо- той, нарекся – назвался, витязь – воин. -
Прием подбора антонимической пары: старт – финиш, хорошо
-
плохо.
-
Развернутое описание, состоящее из группы слов или из несколь- ких предложений, как прием разъяснения значений слов ценен тем, что он позволяет сохранить непринужденность беседы. -
Способ логического определения нередко помогает раскрыть значение слова через подведение его под ближайший род и выделение видовых признаков: крейсер – военный корабль.
– Проанализируйте, как и когда в начальной школе вводятся све-дения о синонимах и о других лексико-грамматических группахслов?
Заполнитетаблицу:
Лексико- грамматическая группа | 1 класс | 2класс | 3 класс | 4 класс |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
– Проанализируйте систему практических упражнений с синони-мами, из каких элементов она складывается? Приведите приме-рыиз разныхучебников (по выбору).
-
Проанализируйте систему практических упражнений с антони-мами, из каких элементов она складывается? Приведите приме-рыиз разныхучебников (по выбору). -
Проанализируйте систему практических упражнений с много-значными словами, из каких элементов она складывается? При-ведитепримерыизразныхучебников (повыбору).
Вопросы и задания
-
Из учебников для начальной школы выберите различные лекси- ческие упражнения. Какие УУД формируются с их помощью? -
Составьте технологическую карту урока по теме «Омонимы». -
Сделайте анализ детских работ с точки зрения типов лексичес- ких ошибок. Установите причины появления, предложите пути исправления. -
Разработайте технологическую карту урока по анализу детских работ и исправлению лексических ошибок.
Литература
-
Воителева Т.М. Теория и методика обучения русскому языку. М.: Дрофа, 2006. -
Земский А.М., Светлаев С.Я. Русский язык в 2-х частях. М.: «Ака- демия», 2009. -
Лекант П.А. Современный русский язык. М. – Дрофа, 2009. -
Шанский, Н.М. Лексикология современного русского языка. [Текст]. – 3-е изд., перераб. – М.: ЛКИ, 2007. – 304 с. (Лингвисти- ческое наследие �� века) -
Шмелев, Д.Н. Современный русский язык. Лексика. [Текст]. – М.: Либроком, 2009. – 336 с. – (Из лингвистического наследия)
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ СЛОВООБРАЗОВАНИю В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ
Основные вопросы
-
Цель и задачи изучения словообразования в начальной школе. -
Обязательный минимум содержания обучения. -
Словообразовательные понятия, изучаемые в начальной школе. -
Умения, формируемые в процессе обучения словообразованию. -
Упражнения по словообразованию.
-
Цель и задачи изучения словообразования в начальной школе Словообразование – это раздел науке о языке, в котором рассмат-
риваются вопросы, связанные с составом слова (морфемика), отно- шения между родственными словами и основные способы словопро- изводства.
Цель обучения словообразованию – усвоение обучающимися структуры слова (морфемика) и основных способов образования новых слов.
-
на основе понимания семантики морфем научить определять структуру слова, производить словообразовательный анализ, вы- деляя значимые части (морфемы); -
сформировать навыки осознанного членения слова на значимые части;
-
усвоить способы словообразования; -
на основе словообразовательного анализа сформировать орфог- рафические навыки.
-
Обязательный минимум содержания обучения
Состав слова. Выделение значимых частей слова (корня, приставки, суффикса, окончания). Значение суффиксов и приставок (простейшие
примеры). Однокоренные слова, формы одного и того же слова. Разли- чение предлогов и приставок.
- 1 ... 30 31 32 33 34 35 36 37 ... 52