Файл: Образовательного учреждения высшего образования ставропольский государственный педагогический институт.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 812

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Издательство

Пятигорск, 2018

ББК 81.2. Рус-9 М54

СОДЕРЖАНИЕ

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК НАУКА

Основные вопросы

2. Методы исследования в методике преподавания русского языка в начальной школе

Принципы обучения

Из истории методики преподавания русского языка в начальной школе

Вопросы и задания

РУССКИЙ ЯЗЫК КАК УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Основные вопросы

Структура и содержание курса русского языка в начальной школе

Требования к современному уроку русского языка в начальной школе

На уроках русского языка формируются следующие УУД:

Цели:

Тип №1. Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Тип № 2. Урок рефлексии

Структура урока-рефлексии по ФГОС

Структура урока систематизации знаний

Тип №4. Урок развивающего контроля

Структура урока развивающего контроля

Виды уроков для каждого типа урока по ФГОС

Технологическая карта урока русского языка (ФГОС)

Вопросы и задания

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ

Основные вопросы

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ

Основные вопросы

Буквенный период

Умения, формируемые в процессе обучения грамоте

Письмо

Требования подготовки учащихся по программе «Обучение грамоте» к концу подготовительного периода

Уметь:

Письмо

2.1 Требования подготовки учащихся по программе «Обучение грамоте» к концу основного звукобуквенного периода

Уметь:

Письмо

Уметь:

Планируемые результаты (метапредметные, личностные)

Вопросы и задания

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИю

Основные вопросы

Компоненты навыка чтения

ФГОС

3. Работа по формированию навыка чтения

4. Схемы, используемые в процессе обучения чтению

Физкультминутка

Ф и з к у л ь т м и н у т к а

Вопросы и задания

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ОРФОГРАФИИ

Основные вопросы

Задачи обучения орфографии:

Орфографические упражнения

Вопросы и задания

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ЛЕКСИКЕ В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ

Основные вопросы

Задачи:

Умения, формируемые в процессе обучения лексике

Вопросы и задания

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ СЛОВООБРАЗОВАНИю В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ

Основные вопросы

Словообразовательные понятия, изучаемые в начальной школе

Упражнения по словообразованию

Порядок разбора слов по составу

Вопросы и задания

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ МОРФОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ

Задачи:

Теоретические понятия, изучаемые в начальной школе

Морфологические упражнения

Вопросы и задания

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ СИНТАКСИСУ В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ

Основные вопросы

Задачи обучения синтаксису:

Умения, формируемые в процессе обучения синтаксису

Вопросы и задания

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПУНКТУАцИИ В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ

Основные вопросы

Задачи обучения пунктуации:

Умения, формируемые в процессе обучения пунктуации

МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ

Основные вопросы

Обязательный минимум содержания обучения

Типы текста в русском языке.

Умения, формируемые в процессе развития речи в начальной школе

Упражнения по развитию речи

Методика работы над сочинением

Вопросы и задания

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

4. Схемы, используемые в процессе обучения чтению


Рассмотрите схемы, прокомментируйте их содержание. Приве-дитепримерыихиспользованиявучебномпроцессе.


  • Попрограмме«ШколаРоссии»нетобозначенийзвонкогоиглухогосогласного.Прокомментируйтеданнуюсхему,какиеобозначенияпридуманыдляобозначениязвонкогоиглухогосогласного?

  • Дать характеристику звуку поможет лента букв. Рассмотрителентубукв,обратитевниманиенато,каквнейобозначеныраз-ныезвуки.




  • Налентеоченьхорошовидно,какиезвукиобозначаютбуквы.Напри-мер,буква«эн»обозначаетдвазвукатвёрдый[н]имягкий[н’].Поэтомупрямоугольникдвухцветовсинегоизелёного.Этизвукизвонкие,поэто-мусверхуколокольчик.Всезвукивверхнемрядузвонкие,авнижнем


глухие.Буква«жэ»обозначаетодинзвуктвёрдыйзвук[ж].Поэто-му прямоугольник полностью синего цвета. Это звонкий звук. Особоевнимание надо обратить на йотированные гласные. Буквы я, ё, ю, емогутобозначатьдвазвукаилиодин.Еслионистоятвначалеслова

или после гласного, они обозначают два звука: я [й’ а], ё [й’ о], ю [й’ у],е[й’э]. Послесогласногозвукаониобозначаютодинзвук:я[а],ё[о],ю[у],е [э].

Рассмотритеобразецсоставлениясхемы:

Составим схему слова Яна.


  1. Делим слово на слоги. Я – на

В этом слове два слога.

  1. Первый слог я. Это слияние двух звуков [й’], [а]. Звук [й’]

  • мягкий согласный, звук [а] гласный. Выбираем карточку слияние мягкого согласного и гласного звука.

  1. Ставим разделительную черту после первого слога. Второй слог

  • на. Это слияние двух звуков – [н], [а]. Звук [н] – твёрдый согласный, звук [а] гласный. Выбираем карточку слияние твёрдого согласного и гласного звука.

  1. Ставим ударение. Находим ударный слог. Говорим слово целиком, выделяя ударный слог. Ударный слог – первый. �тобы ребёнок понял, что ударение поставлено верно, попробуйте поставить ударение и на вто- рой слог.

  2. Обозначаем звуки буквами.


Звуки [й’а] обозначают одной буквой буквой я. Звук [н] обозначают буквой “эн”.

Звук [а] обозначают буквой а.

(Всеусловныеобозначениязвуковвстатьевзятыизпрограммы

«ШколаРоссии»)

    • Проанализируйте фрагмент урока, определите, на каком этапеобучения он проведен. Какое место в процессе урока отведеноработесосхемами,каконипозволяюторганизоватьработу.




  1. Формирование новых знаний, умений и навыков. На доску учитель вывешивает рисунок с изображением аиста.

  1. Звуко-буквенный а н а л и з слова аист.

  • Беседа с учащимися по вопросам:

    • Давайте произнесем слово аистхором.

    • Запишем схему этого слова:

    • Сколько слогов в этом слове? (Два.)

    • Произнесите первый слог. Сколько звуков вы слышите? Учащиеся протяжно произносят несколько раз первый слог и дела-

ют вывод, что он состоит из одного звука.

    • Произнесите второй слог. (-ист.)

    • Сколько в нем звуков? (Три.)

    • Произнесем этот слог протяжно, замедленно. (иииссст.)

    • Какой первый звук? (иии.)

    • Какой второй? (ссс.)

    • Какой третий? (т.)

    • Сколько же всего звуков в слове? (Четыре.)

    • Сколько в первом слоге? (Один.)

    • Сколько во втором? (Три.)


Слово учителя. Каждый звук обозначаем клеточкой. Клеточки рас- полагаются одна за другой слева направо. Длинной поперечной чертой отделяем один слог от другого.

    • Какой слог ударный? (Первый.)

  1. Представление о гласных и согласных звуках. Учитель. Произнесите слово аист.

    • Как вы думаете, чем отличается первый звук слова от последне-

го?
Варианты ответов детей.

  • При произнесении звука [a] выдыхаемый воздух во рту не встреча-

ет никаких преград, при произнесении же звука [т] преграда есть язык и зубы плотно сомкнуты. Те звуки, которые произносятся без преград, поются, – называются гласными.

Те звуки, которые произносятся с затруднением, как бы через пре- граду, называются согласными.

Постановка целей и задач урока.

  • Работа со схемами.

Слово учителя. Для того чтобы различать гласные звуки на схемах, обозначим их красным цветом.

На наборном полотне выставляются два красных квадратика обоз- начение гласных звуков [a] и [и] и добавляются к ним два белых квад- ратика обозначение согласных звуков [с] и [т].

Физкультминутка


  1. Введение понятия о слиянии согласного звука с гласным.

Вопросы по картинке: с. 16–17.

    • Какое дерево склонилось над прудом? (Ива.)

    • Произнесите первый звук. ([и].)

    • �то можете о нем сказать? (Онгласный.)

    • Посчитайте, сколько слогов в слове ива? (Два.)

    • Произнесите второй слог. (-ва.)

    • Сколько звуков вы слышите в этом слоге? (Два.)

    • Какой гласный? (Звук[a].)

Слово учителя. В слоге -вадва звука тесно между собой связаны, они слились вместе и поэтому произносятся за один раз, без всяких (даже мельчайших) остановок, неразрывно друг от друга. Обозначать такое слияние согласного с гласным мы будем не двумя клеточками, а так:

При таком изображении видно, что в слоге -ва два звука, слог на- чинается согласным звуком, а заканчивается гласным, они слиты друг с другом. Вот почему согласный вместе с гласным будем называть слия-нием.

Примечание. Аналогичная работа проводится со словом осы.

Ф и з к у л ь т м и н у т к а





  1. Закрепление пройденного материала. Работа по учебнику: с. 16.

  1. А н а л и з слова куры. В о п р о с ы и з а д а н и я :

    • Кто это? (Куры.)

    • Сколько слогов в слове куры? (Два.)

    • Произнесем каждый слог протяжно. Сколько гласный звуков услы- шали? (Два.) Назовите их.

    • Произнесите первый слог. (Ку-.)

    • �то можете о нем сказать? (Двазвука,которыеобразовалислияниесогласногос гласным.)

    • Произнесите второй слог. (-ры.)

    • �то можете сказать о нем? (Двазвука,которыеобразовалислияниесогласногос гласным.)

    • Составим с х е м у данного слова: