Файл: Образовательного учреждения высшего образования ставропольский государственный педагогический институт.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 843
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК НАУКА
2. Методы исследования в методике преподавания русского языка в начальной школе
Из истории методики преподавания русского языка в начальной школе
РУССКИЙ ЯЗЫК КАК УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
Структура и содержание курса русского языка в начальной школе
Требования к современному уроку русского языка в начальной школе
На уроках русского языка формируются следующие УУД:
Тип №1. Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков
Структура урока-рефлексии по ФГОС
Структура урока систематизации знаний
Тип №4. Урок развивающего контроля
Структура урока развивающего контроля
Виды уроков для каждого типа урока по ФГОС
Технологическая карта урока русского языка (ФГОС)
Умения, формируемые в процессе обучения грамоте
Требования подготовки учащихся по программе «Обучение грамоте» к концу подготовительного периода
Планируемые результаты (метапредметные, личностные)
3. Работа по формированию навыка чтения
4. Схемы, используемые в процессе обучения чтению
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ЛЕКСИКЕ В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ
Умения, формируемые в процессе обучения лексике
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ СЛОВООБРАЗОВАНИю В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ
Словообразовательные понятия, изучаемые в начальной школе
Упражнения по словообразованию
Порядок разбора слов по составу
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ МОРФОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ
Теоретические понятия, изучаемые в начальной школе
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ СИНТАКСИСУ В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ
Умения, формируемые в процессе обучения синтаксису
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПУНКТУАцИИ В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ
Умения, формируемые в процессе обучения пунктуации
МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ
Обязательный минимум содержания обучения
Умения, формируемые в процессе развития речи в начальной школе
Теоретические понятия, изучаемые в начальной школе
Основной единицей морфологии является словоформа – слово в его грамматическом значении.
Часть речи (знаменательные (самостоятельные) и служебные части
речи) – это категория слов языка, которая определяется синтаксически- ми и морфологическими признаками.
В школьной практике принята классификация, по которой выделя- ются слова с собственным лексическим значением (самостоятельные части речи) и служебные слова, которые обозначают отношения между явлениями действительности, названными самостоятельными частями речи, и употребляются только в соединении с ними для оформления предложений.
Самостоятельные части речи (слова, называющие предметы, их действия, различные признаки): имя существительное, глагол, имя при- лагательное, имя числительное, местоимение, наречие, причастие, дее- причастие, слова категории состояния.
Служебные части речи (не называют ни предметов, ни действий, ни признаков, а выражают только отношения между ними): предлог, час- тицы, союзы, междометия.
Второй признак, по которому разделяют все части речи, – это спо- собность к изменению формы, т.е. изменяемые и неизменяемые части речи.
При анализе признаков частей речи следует различать классифика- ционные (постоянные) признаки частей речи и словоизменительные (непостоянные) признаки.
Классификационные признаки характеризуют часть речи в целом и выделяют ее среди других лексико-грамматических классов слов.
Словоизменительные признаки характеризуют конкретную слово- форму, которая употребляется в речи.
-
Умения, формируемые в процессе обучения морфологии
Умения и навыки, формируемые в процессе обучения морфологии.
-
задавать к слову грамматический (частеречный) вопрос; -
определять частеречную принадлежность слова; -
разграничивать формы одного слова и разные слова; -
приводить все формы данного слова; -
разграничивать грамматическое и лексическое значение слова; -
соотносить грамматические значения с информацией о внеязыко- вой действительности, указывать на соответствия и несоответс- твия между ними; -
склонять и спрягать слова в соответствии с грамматическими нор- мами; -
определять грамматическое значение формы слова и средства его выражения; -
указывать все грамматические признаки слова с их разделением на постоянные и непостоянные; -
находить в словосочетании, предложении и тексте изучаемые грамматические явления; -
группировать слова и словоформы по заданным основаниям; -
производить морфологический разбор слов разных частей речи.
- 1 ... 35 36 37 38 39 40 41 42 ... 52
Морфологические упражнения
Морфологические упражнения закрепляют знания, полученные де- тьми по морфологии, и служат основой формирования как орфографи- ческих, так и пунктуационных умений и навыков. С этой целью исполь- зуются следующие упражнения:
-
морфологический анализ; -
полный или частичный морфологический разбор слова; -
формообразование слов, постановка слова в указанной форме; -
конструирование словосочетаний и предложений с определенной частью речи; -
нахождение части речи в предложении, в тексте; -
словообразование частей речи. -
опознание части речи, того или иного разряда этой части речи; -
подбор слов той или иной части речи, того или иного разряда части речи; -
группировка слов по частям речи, их разрядам; -
составление парадигмы слова; -
разграничение омонимичных слов, относящихся к разным частям речи; -
составление таблиц и заполнение готовых таблиц данными при- мерами; -
наблюдения за текстообразующей функцией частей речи; -
наблюдения за функционированием частей речи в текстах разных стилей; -
наблюдения за синтаксическими взаимосвязями между частями речи в структуре предложения.
Вопросы и задания
-
Укажите основные задачи изучения морфологии в школе:
а) формирование общих морфологических понятий «части речи», «морфологические признаки частей
речи»;
б) выработка практических умений и навыков правильного слово- изменения, а, следовательно, грамотной и правильной речи;
в) обучение морфологическому разбору;
г) формирование умений и навыков определения морфологичес- ких признаков слов.
-
Обозначьте цифрами последовательность морфологического раз- бора:
а) Укажите морфологические признаки, постоянные и непосто- янные.
б) Определите синтаксическую роль.
в) Укажите общее значение и начальную форму.
-
Охарактеризуйте содержание работы по морфологии в начальных классах. Для этого:
а) перечислите основные морфологические понятия, формируе- мые у детей;
б) назовите (для каждой части речи) те грамматические катего- рии, которые дети практическим путем учатся оперировать.
-
Проанализируйте материал нескольких альтернативных букварей и учебников русского языка для 1 класса. В каких из них есть ма- териал для первоначального знакомства детей с элементами мор- фологии? Какое содержание и какие способы работы предлагают авторы? -
Перед Вами некоторые приемы, с помощью которых можно при- влечь внимание школьников к тем или иным морфологическим понятиям, отдельным морфологическим категориям, объясните суть каждого из приемов и решите, при изучении каких тем мож- но использовать:
-
предложить для восприятия текст, в котором опущены слова интересующей нас части речи; -
попросить, например, по картине составить небольшой текст из одних имен прилагательных, имен существительных, глаго- лов; -
записать текст с назойливым повторением слова, устраняемым с помощью местоимения; -
предъявить предложение, текст, в котором слова интересую- щей нас части речи стоят в начальной форме; -
предложить словосочетания в нарушенным согласованием; -
дать текст, предложение, в котором перепутаны формы числа или рода (например, существительное единственного числа, а связанное с ним прилагательное множественного и т.п.).
Попробуйте обобщить: какой единый способ привлечения внимания к грамматическим понятиям и категориям предложен в этих примерах.
Литература
-
Антонова Е.С., Боброва С.В. Методика преподавания русского языка (начальные классы). М.: «Академия», 2012. -
Воителева Т.М. Теория и методика обучения русскому языку. М.: Дрофа, 2006. -
Гришунина А.С. Изучение морфологии в начальной школе // Ак- туальные проблемы формирования и развития личности ребенка в системе «ДОУ – семья – школа»: Материалы Всероссийской заочной научно-практической конференции. – Саратов: Наука, 2010. – С. 22–23 -
Зиновьева Т.И., Курлыгина О.Е., Трегубова Л.С. Практикум по методике обучения русскому языку в начальных классах: Учеб- ное пособие для студентов высших педагогичских учебных заве- дений. – М.: Академия, 2007. – 304 с. -
С.Ф. Жуйков. «Психология усвоения грамматики в начальных классах». – М., Просвещение, 2009. -
Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподава- ния русского языка в начальных классах. М. – «Академия», 2012.