Файл: Образовательного учреждения высшего образования ставропольский государственный педагогический институт.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 829
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК НАУКА
2. Методы исследования в методике преподавания русского языка в начальной школе
Из истории методики преподавания русского языка в начальной школе
РУССКИЙ ЯЗЫК КАК УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
Структура и содержание курса русского языка в начальной школе
Требования к современному уроку русского языка в начальной школе
На уроках русского языка формируются следующие УУД:
Тип №1. Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков
Структура урока-рефлексии по ФГОС
Структура урока систематизации знаний
Тип №4. Урок развивающего контроля
Структура урока развивающего контроля
Виды уроков для каждого типа урока по ФГОС
Технологическая карта урока русского языка (ФГОС)
Умения, формируемые в процессе обучения грамоте
Требования подготовки учащихся по программе «Обучение грамоте» к концу подготовительного периода
Планируемые результаты (метапредметные, личностные)
3. Работа по формированию навыка чтения
4. Схемы, используемые в процессе обучения чтению
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ЛЕКСИКЕ В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ
Умения, формируемые в процессе обучения лексике
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ СЛОВООБРАЗОВАНИю В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ
Словообразовательные понятия, изучаемые в начальной школе
Упражнения по словообразованию
Порядок разбора слов по составу
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ МОРФОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ
Теоретические понятия, изучаемые в начальной школе
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ СИНТАКСИСУ В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ
Умения, формируемые в процессе обучения синтаксису
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПУНКТУАцИИ В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ
Умения, формируемые в процессе обучения пунктуации
МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ
Обязательный минимум содержания обучения
Умения, формируемые в процессе развития речи в начальной школе
М.А. МАЧУЛИНА, Н.Д. СУХОВЕЕВА, И.В. ИВАНЧЕНКО, Р.И. ПЕЛИПЕНКО
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ
В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
Издательство
«РИА-КМВ»
Пятигорск, 2018
УДК 811.161
ББК 81.2. Рус-9 М54
Учебное пособие рассмотрено и рекомендовано к печатиназаседаниикафедрыисторико-филологическихдисциплин(протокол№9 от 19.04.2018г.)
М 54
М.А. Мачулина, Н.Д. Суховеева, И.В. Иванченко, Р.И. Пелипенко
Методика обучения русскому языку в начальной школе. Учеб- ное пособие по русскому языку для самостоятельной работы студентов – Пятигорск: ООО «РИА-КМВ», 2018. – 116 с.
ISBN 978-5-89314-867-1
Учебное пособие представляет собой один из возможных вариантов органи- зации самостоятельной работы студентов по предмету «Методика преподавания русского языка в начальной школе».
В пособии рассматриваются общие вопросы методики преподавания рус- ского языка в начальной школе, а также вопросы изучения в начальной шко- ле следующих разделов: лексика, орфография, словообразование, морфология, синтаксис, развитие речи учащихся. В конце каждой темы предложены вопросы и задания, позволяющие обобщить теоретический материал, список литературы по теме. Пособие поможет студентам самостоятельно подготовиться к экзаме- нам и к прохождению педагогической практики.
Данное пособие предназначено для студентов педагогических специальнос- тей, изучающих предмет «Методика обучения русскому языку в начальной шко- ле», преподавателей педагогических вузов, учителей и методистов.
УДК 811.161
ББК 81.2. Рус-9
ISBN 978-5-89314-867-1 © ООО «РИА-КМВ», 2018
© М.А. Мачулина, 2018
© Н.Д. Суховеева, 2018
© И.В. Иванченко, 2018
© Р.И. Пелипенко, 2018
СОДЕРЖАНИЕ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
РУССКОГО ЯЗЫКА КАК НАУКА 4
РУССКИЙ ЯЗЫК КАК УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ
В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ 18
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ 35
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИю 48
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ОРФОГРАФИИ 64
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ЛЕКСИКЕ В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ 75
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ
СЛОВООБРАЗОВАНИю В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ 81
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ МОРФОЛОГИИ
В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ 86
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ СИНТАКСИСУ
В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ 92
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПУНКТУАцИИ
В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ 98
МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ
В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ 102
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК НАУКА
Основные вопросы
-
�то такое методика преподавания русского языка в начальной школе:
-
объект и предмет методики преподавания русского языка в на- чальной школе; -
задачи методики преподавания русского языка в начальной школе; -
основные понятия методики преподавания русского языка в начальной школе.
Методы исследования в методике преподавания русского языка в начальной школе.
Принципы обучения.
Принципы методики преподавания русского языка в начальной школе.
Связь методики преподавания русского языка в начальной школе с другими науками.
Из истории
методики преподавания русского языка в начальной школе.
1. Методика преподавания русского языка в начальной школе – это педагогическая наука, изучаемая в педагогическом вузе как учебный предмет, целью которого является формирование знаний и профессио- нальных умений в использовании методов, приемов и средств обучения, необходимых будущему учителю начальной школы.
Методика преподавания русского языка стоит в ряду педагогических наук. Ее можно назвать прикладной наукой, поскольку она, опираясь на теорию, призвана решать практические задачи воспитания, обучения и развития учащихся. Это наука о содержании, принципах, методах и при- емах и обучения и условиях усвоения обучающимися знаний и навыков по русскому языку.
Методика русского языка в начальной школе имеет объект и предмет.
Объектом методики русского языка в начальной школе является язык во всем многообразии его функций.
Предметом изучения является процесс овладения языком в услови- ях обучения (овладение речью, письмом, чтением, грамматикой, фоне- тикой и пр.). Методика русского языка призвана изучить закономернос-
ти формирования умений и навыков в области языка, усвоения систем научных понятий по грамматике и по другим разделам науки о языке.
Основной задачей методики русского языка в начальной школе как
учебной дисциплины является рассмотрение теоретических понятий для овладения практическими умениями и навыками в области методи- ки преподавания русского языка в начальной школе, подготовка студен- тов к практической деятельности.
По традиции, говоря о задачах методики как прикладной науки, на- зывают три ее задачи:
Чему учить? Ответом на этот вопрос является разработка содержа- ния обучения – программ по русскому языку, создание учебников и раз- личных учебных пособий для учащихся, их постоянное совершенство- вание, проверка доступности и эффективности.
Какучить?В соответствии с этим вопросом разрабатываются мето- ды обучения, методические приемы, системы упражнений, рекомендации по применению тех или иных видов заданий, пособий, последовательных систем практических работ учащихся, уроков и их циклов и т. п.
Почему так, а не иначе? Здесь подразумевается исследование срав- нительной эффективности методов, обоснование выбора методики, экс- периментальная проверка рекомендаций и т. д.
Какконтролировать?
Таким образом, задачи методики русского языка в начальной школе как науки – это необходимость дать ответ на поставленные выше воп- росы, причем учитывая тот заказ, который государство в тот или иной период его развития ставит перед школой:
-
Выявление закономерностей эффективного изучения русского языка школьниками и формирования их коммуникативных уме- ний, обоснование принципов обучения русскому языку. -
Определение целей, задач, содержания и объема школьного кур- са русского языка, распределение его по этапам изучения и клас- сам. -
Составление программ и создание учебно-методического комп- лекса по обучению русскому языку. -
Разработка наиболее рациональных и эффективных методов и приемов обучения.