Файл: Образовательного учреждения высшего образования ставропольский государственный педагогический институт.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 824
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК НАУКА
2. Методы исследования в методике преподавания русского языка в начальной школе
Из истории методики преподавания русского языка в начальной школе
РУССКИЙ ЯЗЫК КАК УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
Структура и содержание курса русского языка в начальной школе
Требования к современному уроку русского языка в начальной школе
На уроках русского языка формируются следующие УУД:
Тип №1. Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков
Структура урока-рефлексии по ФГОС
Структура урока систематизации знаний
Тип №4. Урок развивающего контроля
Структура урока развивающего контроля
Виды уроков для каждого типа урока по ФГОС
Технологическая карта урока русского языка (ФГОС)
Умения, формируемые в процессе обучения грамоте
Требования подготовки учащихся по программе «Обучение грамоте» к концу подготовительного периода
Планируемые результаты (метапредметные, личностные)
3. Работа по формированию навыка чтения
4. Схемы, используемые в процессе обучения чтению
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ЛЕКСИКЕ В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ
Умения, формируемые в процессе обучения лексике
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ СЛОВООБРАЗОВАНИю В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ
Словообразовательные понятия, изучаемые в начальной школе
Упражнения по словообразованию
Порядок разбора слов по составу
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ МОРФОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ
Теоретические понятия, изучаемые в начальной школе
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ СИНТАКСИСУ В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ
Умения, формируемые в процессе обучения синтаксису
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПУНКТУАцИИ В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ
Умения, формируемые в процессе обучения пунктуации
МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ
Обязательный минимум содержания обучения
Умения, формируемые в процессе развития речи в начальной школе
Во-вторых (в тесной связи с первым), решаются задачи мыслитель- ного развития в процессе обучения, повышения самостоятельности де- тей и их познавательной активности в учебном процессе.
В-третьих, наряду с исследованиями в рамках принятой и действую- щей системы обучения (программы, учебники и пр.), ведутся исследова- ния далекого прицела, цель которых – решить «стратегические» задачи обучения.
Вопросы и задания
-
Составьте список основных понятий методики преподавания рус- ского языка в начальной школе как педагогической науки. Дайте определение этих понятий. -
Определите предмет методики преподавания русского языка в на- чальной школе и ее основные задачи. -
Составьте связное высказывание на тему «Закономерности усво- ения родной речи и их роль в обучении русскому языку в началь- ной школе». -
Подготовьте краткое сообщение «Действующие программы по русскому языку в начальной школе». -
Подготовьте сообщение «Связи методики русского языка с други- ми науками». -
На основе чтения литературы по методике русского языка в доре- волюционной школе подготовьте сообщение «К.Д. Ушинский о русском языке как учебном предмете в школе». -
Составьте сообщение на тему «История методики преподавания русского языка в начальной школе». -
Проанализируйте функции языка, представленные в таблице. Сделайте вывод о роли родного языка и речи в социальном, умс- твенном, нравственном развитии детей.
Группа характеристик | Функциональные характеристики родного языка |
1. Характеристики, отражающие социальные функции человека |
чение языка) |
2. Характеристики, посредством которых реализуются интеллекту- альные функции |
тивных, познавательных задач |
3. «Личностные» характеристики языка | 9. Средство осознания собствен- ного «Я», рефлексия 10 Средство выражения себя (само- выражения) и саморегуляции |
Литература
-
Воителева Т.М. Теория и методика обучения русскому языку. М.: Дрофа, 2006. -
Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподава- ния русского языка в начальных классах. М. – «Академия», 2012. -
Федоренко Л.П. Закономерности усвоения родной речи. М.: Про- свещение. 1984.
РУССКИЙ ЯЗЫК КАК УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
Основные вопросы
-
Цели и задачи обучения русскому языку в начальной школе на современном этапе. -
Структура и содержание курса русского языка в начальной школе. -
Программы по русскому языку в начальной школе. -
Требования к современному уроку русского языка в начальной школе.
- Цели и задачи обучения русскому языку в начальной школе на современном этапе
Учебный предмет – это приспособленная к изучению в опреде- ленных условиях научная дисциплина. Современный русский язык в рамках школьной программы представляет целостную систему обуче- ния, позволяющую развивать навыки письма, речи, чтения и понимания. Предмет русский язык обеспечивает подготовку школьника к правиль- ному взаимодействию с окружающими в повседневной жизни, а также развивает творческие способности, мыслительные процессы и т.д. Курс изучения русского языка в системном формате начинается со второго класса во всех общеобразовательных учебных учреждениях.
Необходимость глубокого изучения русского языка в школе опреде- ляется его основными функциями: язык служит человеку, во-первых, средством оформления и выражения мысли, во-вторых, коммуникатив- ным средством, «обслуживая членов общества в их общении между со- бой, и, наконец, средством выражения чувств, настроений (эмоциональ- ная сфера). Умения и навыки в области русского языка (речь, чтение, письмо) являются необходимым условием и средством учебного труда
учащихся.
Основные цели, содержание обучения, уровни знаний, умений и на- выков определяются через языковую, лингвистическую, коммуникатив- ную и культуроведческую компетенции.
Компетенция – это совокупность полученных знаний, умений и на- выков, сформированных в процессе обучения русскому языку с целью употребления единиц языка и речи.
Языковая компетенция – это осознание языка как структурирован- ной системы. Ориентирует обучающихся на усвоение единиц языка и правил их построения. Реализация языковой компетенции происходит в ходе решения следующих учебно-познавательных задач: формирование
у учащихся научно-лингвистического мировоззрения, усвоение основ науки о языке.
Лингвистическая компетенция – это владение знанием о систе- ме языка, о правилах функционирования единиц языка в речи и спо- собность с помощью этой системы понимать чужие мысли и выражать собственные суждения в устной и письменной форме.
Коммуникативная компетенция – способность средствами изуча- емого языка осуществлять речевую деятельность в соответствии с целя- ми и ситуацией общения в рамках той или иной сферы деятельности. В ее основе лежит комплекс умений, позволяющих участвовать в речевом общении в его продуктивных и рецептивных видах.
Речевая компетенция означает знание способов формирования и формулирования мыслей с помощью языка, а также способность поль- зоваться языком в