Файл: Образовательного учреждения высшего образования ставропольский государственный педагогический институт.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 824

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Издательство

Пятигорск, 2018

ББК 81.2. Рус-9 М54

СОДЕРЖАНИЕ

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК НАУКА

Основные вопросы

2. Методы исследования в методике преподавания русского языка в начальной школе

Принципы обучения

Из истории методики преподавания русского языка в начальной школе

Вопросы и задания

РУССКИЙ ЯЗЫК КАК УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Основные вопросы

Структура и содержание курса русского языка в начальной школе

Требования к современному уроку русского языка в начальной школе

На уроках русского языка формируются следующие УУД:

Цели:

Тип №1. Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Тип № 2. Урок рефлексии

Структура урока-рефлексии по ФГОС

Структура урока систематизации знаний

Тип №4. Урок развивающего контроля

Структура урока развивающего контроля

Виды уроков для каждого типа урока по ФГОС

Технологическая карта урока русского языка (ФГОС)

Вопросы и задания

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ

Основные вопросы

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ

Основные вопросы

Буквенный период

Умения, формируемые в процессе обучения грамоте

Письмо

Требования подготовки учащихся по программе «Обучение грамоте» к концу подготовительного периода

Уметь:

Письмо

2.1 Требования подготовки учащихся по программе «Обучение грамоте» к концу основного звукобуквенного периода

Уметь:

Письмо

Уметь:

Планируемые результаты (метапредметные, личностные)

Вопросы и задания

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИю

Основные вопросы

Компоненты навыка чтения

ФГОС

3. Работа по формированию навыка чтения

4. Схемы, используемые в процессе обучения чтению

Физкультминутка

Ф и з к у л ь т м и н у т к а

Вопросы и задания

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ОРФОГРАФИИ

Основные вопросы

Задачи обучения орфографии:

Орфографические упражнения

Вопросы и задания

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ЛЕКСИКЕ В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ

Основные вопросы

Задачи:

Умения, формируемые в процессе обучения лексике

Вопросы и задания

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ СЛОВООБРАЗОВАНИю В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ

Основные вопросы

Словообразовательные понятия, изучаемые в начальной школе

Упражнения по словообразованию

Порядок разбора слов по составу

Вопросы и задания

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ МОРФОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ

Задачи:

Теоретические понятия, изучаемые в начальной школе

Морфологические упражнения

Вопросы и задания

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ СИНТАКСИСУ В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ

Основные вопросы

Задачи обучения синтаксису:

Умения, формируемые в процессе обучения синтаксису

Вопросы и задания

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПУНКТУАцИИ В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ

Основные вопросы

Задачи обучения пунктуации:

Умения, формируемые в процессе обучения пунктуации

МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ

Основные вопросы

Обязательный минимум содержания обучения

Типы текста в русском языке.

Умения, формируемые в процессе развития речи в начальной школе

Упражнения по развитию речи

Методика работы над сочинением

Вопросы и задания

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

удачам и неудачам, методикам изучения его уме- ний, деятельности, его навыков, закономерностей его развития. Иными словами, преодолевается и в значительной степени уже преодолена од- носторонность в методике: из науки о труде учителя она превращается в науку двустороннюю – для учителя и для ученика.

Во-вторых (в тесной связи с первым), решаются задачи мыслитель- ного развития в процессе обучения, повышения самостоятельности де- тей и их познавательной активности в учебном процессе.

В-третьих, наряду с исследованиями в рамках принятой и действую- щей системы обучения (программы, учебники и пр.), ведутся исследова- ния далекого прицела, цель которых – решить «стратегические» задачи обучения.


Вопросы и задания


  1. Составьте список основных понятий методики преподавания рус- ского языка в начальной школе как педагогической науки. Дайте определение этих понятий.

  2. Определите предмет методики преподавания русского языка в на- чальной школе и ее основные задачи.

  3. Составьте связное высказывание на тему «Закономерности усво- ения родной речи и их роль в обучении русскому языку в началь- ной школе».

  4. Подготовьте краткое сообщение «Действующие программы по русскому языку в начальной школе».

  5. Подготовьте сообщение «Связи методики русского языка с други- ми науками».

  6. На основе чтения литературы по методике русского языка в доре- волюционной школе подготовьте сообщение «К.Д. Ушинский о русском языке как учебном предмете в школе».

  7. Составьте сообщение на тему «История методики преподавания русского языка в начальной школе».

  8. Проанализируйте функции языка, представленные в таблице. Сделайте вывод о роли родного языка и речи в социальном, умс- твенном, нравственном развитии детей.




Группа характеристик

Функциональные характеристики

родного языка


1. Характеристики, отражающие социальные функции человека

  1. Средство общения, форма соци- ального взаимодействия

  2. Средство присвоения обще- ственно-исторического опыта, социализации личности

  3. Средство приобщения к куль- турным, историческим ценнос- тям (общеобразовательное зна-

чение языка)

2. Характеристики, посредством которых реализуются интеллекту- альные функции

  1. Средство соотнесения с пред- метной действительностью че- рез номинацию, индикацию

  2. Средство обобщения, формиро- вания, дифференциации, уточ- нения понятийного аппарата

  3. Средство опосредствования вы- сших психических функций че- ловека

  4. Средство развития познаватель- ного интереса

  5. Средство решения коммуника-

тивных, познавательных задач


3. «Личностные» характеристики языка

9. Средство осознания собствен- ного «Я», рефлексия

10 Средство выражения себя (само-

выражения) и саморегуляции




Литература


  1. Воителева Т.М. Теория и методика обучения русскому языку. М.: Дрофа, 2006.

  2. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподава- ния русского языка в начальных классах. М. «Академия», 2012.

  3. Федоренко Л.П. Закономерности усвоения родной речи. М.: Про- свещение. 1984.

РУССКИЙ ЯЗЫК КАК УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ




Основные вопросы


  1. Цели и задачи обучения русскому языку в начальной школе на современном этапе.

  2. Структура и содержание курса русского языка в начальной школе.

  3. Программы по русскому языку в начальной школе.

  4. Требования к современному уроку русского языка в начальной школе.



    1. Цели и задачи обучения русскому языку в начальной школе на современном этапе

Учебный предмет – это приспособленная к изучению в опреде- ленных условиях научная дисциплина. Современный русский язык в рамках школьной программы представляет целостную систему обуче- ния, позволяющую развивать навыки письма, речи, чтения и понимания. Предмет русский язык обеспечивает подготовку школьника к правиль- ному взаимодействию с окружающими в повседневной жизни, а также развивает творческие способности, мыслительные процессы и т.д. Курс изучения русского языка в системном формате начинается со второго класса во всех общеобразовательных учебных учреждениях.

Необходимость глубокого изучения русского языка в школе опреде- ляется его основными функциями: язык служит человеку, во-первых, средством оформления и выражения мысли, во-вторых, коммуникатив- ным средством, «обслуживая членов общества в их общении между со- бой, и, наконец, средством выражения чувств, настроений (эмоциональ- ная сфера). Умения и навыки в области русского языка (речь, чтение, письмо) являются необходимым условием и средством учебного труда
учащихся.

Основные цели, содержание обучения, уровни знаний, умений и на- выков определяются через языковую, лингвистическую, коммуникатив- ную и культуроведческую компетенции.

Компетенция это совокупность полученных знаний, умений и на- выков, сформированных в процессе обучения русскому языку с целью употребления единиц языка и речи.

Языковая компетенция это осознание языка как структурирован- ной системы. Ориентирует обучающихся на усвоение единиц языка и правил их построения. Реализация языковой компетенции происходит в ходе решения следующих учебно-познавательных задач: формирование

у учащихся научно-лингвистического мировоззрения, усвоение основ науки о языке.

Лингвистическая компетенция – это владение знанием о систе- ме языка, о правилах функционирования единиц языка в речи и спо- собность с помощью этой системы понимать чужие мысли и выражать собственные суждения в устной и письменной форме.

Коммуникативная компетенция способность средствами изуча- емого языка осуществлять речевую деятельность в соответствии с целя- ми и ситуацией общения в рамках той или иной сферы деятельности. В ее основе лежит комплекс умений, позволяющих участвовать в речевом общении в его продуктивных и рецептивных видах.

Речевая компетенция означает знание способов формирования и формулирования мыслей с помощью языка, а также способность поль- зоваться языком в