Файл: Образовательного учреждения высшего образования ставропольский государственный педагогический институт.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 822

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Издательство

Пятигорск, 2018

ББК 81.2. Рус-9 М54

СОДЕРЖАНИЕ

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК НАУКА

Основные вопросы

2. Методы исследования в методике преподавания русского языка в начальной школе

Принципы обучения

Из истории методики преподавания русского языка в начальной школе

Вопросы и задания

РУССКИЙ ЯЗЫК КАК УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Основные вопросы

Структура и содержание курса русского языка в начальной школе

Требования к современному уроку русского языка в начальной школе

На уроках русского языка формируются следующие УУД:

Цели:

Тип №1. Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Тип № 2. Урок рефлексии

Структура урока-рефлексии по ФГОС

Структура урока систематизации знаний

Тип №4. Урок развивающего контроля

Структура урока развивающего контроля

Виды уроков для каждого типа урока по ФГОС

Технологическая карта урока русского языка (ФГОС)

Вопросы и задания

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ

Основные вопросы

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ

Основные вопросы

Буквенный период

Умения, формируемые в процессе обучения грамоте

Письмо

Требования подготовки учащихся по программе «Обучение грамоте» к концу подготовительного периода

Уметь:

Письмо

2.1 Требования подготовки учащихся по программе «Обучение грамоте» к концу основного звукобуквенного периода

Уметь:

Письмо

Уметь:

Планируемые результаты (метапредметные, личностные)

Вопросы и задания

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИю

Основные вопросы

Компоненты навыка чтения

ФГОС

3. Работа по формированию навыка чтения

4. Схемы, используемые в процессе обучения чтению

Физкультминутка

Ф и з к у л ь т м и н у т к а

Вопросы и задания

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ОРФОГРАФИИ

Основные вопросы

Задачи обучения орфографии:

Орфографические упражнения

Вопросы и задания

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ЛЕКСИКЕ В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ

Основные вопросы

Задачи:

Умения, формируемые в процессе обучения лексике

Вопросы и задания

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ СЛОВООБРАЗОВАНИю В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ

Основные вопросы

Словообразовательные понятия, изучаемые в начальной школе

Упражнения по словообразованию

Порядок разбора слов по составу

Вопросы и задания

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ МОРФОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ

Задачи:

Теоретические понятия, изучаемые в начальной школе

Морфологические упражнения

Вопросы и задания

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ СИНТАКСИСУ В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ

Основные вопросы

Задачи обучения синтаксису:

Умения, формируемые в процессе обучения синтаксису

Вопросы и задания

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПУНКТУАцИИ В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ

Основные вопросы

Задачи обучения пунктуации:

Умения, формируемые в процессе обучения пунктуации

МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ

Основные вопросы

Обязательный минимум содержания обучения

Типы текста в русском языке.

Умения, формируемые в процессе развития речи в начальной школе

Упражнения по развитию речи

Методика работы над сочинением

Вопросы и задания

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Требования подготовки учащихся по программе «Обучение грамоте» к концу подготовительного периода


Учащиеся должны знать/ понимать:

  • на уровне образных элементарных представлений структурные единицы языка: слово, предложение, текст;

  • знать, называть и различать по форме структурные единицы гра- фической системы – элементы печатных и письменных букв рус- ского алфавита.

Уметь:


  • составлять предложения из 2–4 слов и рассказы из 3–4 предложе- ний на основе иллюстрации, графической модели или созданной на уроке речевой ситуации с использованием соответствующих фишек;

  • правильно сидеть за партой (столом) и пользоваться письменны- ми принадлежностями, правильно писать все элементы письмен- ных букв по алгоритмам и под счет, правильно называть их.
  1. Основной звукобуквенный период Чтение


Гласныезвуки

Отработка артикуляции гласных звуков [а], [о], [у], [э], [ы], [и] как в различных позициях в слове, так и в изолированном употреблении. Упражнение в различении гласных звуков на слух.

Роль гласных звуков в процессе слогообразования. Слог как часть сло- ва. Понятие об ударении и ударном слоге в слове. Знак ударения. Выделение голосом ударного гласного звука слова в процессе озвучивания его схемы. Смыслоразличительная роль русского ударения. Умение произносить
слово по слогам и орфоэпически учетом ударения) на основе графических схем слов. Графическая фиксация слогов в слове с помощью дуг.

Фиксация на схеме слова гласного звука вначале с помощью просто- го кружка, а затем – знака транскрипции.

Узнавание и выделение на слух из ряда звучащих и произносимых слов только тех, в которых есть определенный гласный звук. Подбор слов с заданным гласным звуком.

Конструирование печатных букв гласных звуков с помощью элемен- тов-шаблонов и усвоение их форм. Формирование образного представ- ления о том, что буква это лишь знак («одежда») для звука, речи.

Восприятие на слух текста, читаемого учителем, понимание его содержания, формулирование ответов на поставленные вопросы, выбо- рочный и полный пересказ воспринятого на слух текста.

Согласныесонорныезвуки

(непарные по глухости/звонкости и парные по твердости/мягкости) Согласные звуки [м, м’, н, н’, л, л’, р, р’, й] как ртосмыкатели.

Артикуляция: рот прикрыт или закрыт. Струя выходящего воздуха встречает преграду (губы, зубы, язык).

Противопоставление сонорных согласных звуков по твердости /мяг-

кости; обозначение их твердости/мягкости на письме при помощи букв гласных «а, о, у, э, ы» для твердых (ма, мо, му, мэ, мы) и «и» для мягких (ми). Прием последовательного

выделения каждого звука в слове. Звуко- вой анализ слов, заданных рисунком и схемой. Соотнесение отличитель- ных признаков выделенных звуков с их смыслоразличительной функци- ей в минимальных парах сравниваемых слов: мыл мил, Нил – ныл.

Усвоение форм печатных букв (малых и больших), с помощью кото- рых обозначаются все сонорные звуки.

�тение закрытых неприкрытых слогов (ам, ун, ир) и открытых сло- гов-слияний (ма, ну, ри) с твердыми и мягкими согласными звуками, а также слов с непарным согласным звуком [й’] на конце и в середине слова (май, майка).

Прием орфоэпического чтения и произнесения слов в сравнении со слоговым.

Звук [й’] в начале слова и между гласными. Обозначение мягкостисогласныхзвуковспомощьюбукв«я,ё,ю,е»имягкогознака«ь»

«Работа» (функция) букв «я, ё, ю, е» – обозначать два звука [й’а], [й’о], [й’у], [й’э] в начале слова ([й’ама] яма) и после гласных звуков в середине и на конце слова ([бай’а´н] баян, [р’ису´й’у] рисую).

Обозначение мягкости согласных в слоге-слиянии с помощью букв

«я, ё, ю, е» ([но] но; [н’о] нё; [ру] ру; [р’у] рю; [ла] ла; [л’а] ля; [мэ] – мэ; [м’э] – ме).

Мягкий знак «ь», указывающий на мягкость согласного звука на конце и в середине слов, например: линь,руль,мыльныйпузырь
.

Слоговое и орфоэпическое прочтение звуковой и буквенной схем слов. Наблюдение за процессом перекодирования звуковой формы слова в графическую (на основе условных знаков и печатных букв).

Усвоение правил использования букв «я, ё, ю, е». Упражнение в чте- нии слогов и слов с этими буквами и мягким знаком «ь». Дифференци- ровка мягких и твердых согласных сонорных звуков на слух при выде- лении их из контекста произносимого слова.

Конструирование форм печатных букв (строчных и заглавных): я Я, ё Ё, ю Ю, е Е, ь.

Парныезвонкиеиглухиесогласныезвуки

Отличие звонких и глухих звуков [д]-[д’], [т]-[т’], [з]-[з’], [с]-с’], [г]-[г’], [к]-[к’], [в]-[в’], [ф]-[ф’], [б]-[б’], [п]-[п’] по признаку твердости- мягкости. Соотнесение парных по звонкости глухости звуков т, д’

– т’, з – с, з’ – с’, г – к, г’ – к’, в – ф, в’ – ф’, б – п, б’ – п’] на фоне уже знакомого дифференциального признака (твердости-мягкости). Напри- мер: Дима Тима, Даня Таня. Наблюдение за смыслоразличительной

функцией звуков. Усвоение форм 24 печатных (строчных и заглавных) букв: д Д, т Т, з З, с С, г Г, к К, в В, ф Ф, б Б, п П, ж Ж, ш Ш.

Упражнение в произношении минимальных пар слов, например: жар шар, Луша лужа, отличающихся звуками [ж] [ш].

Знакомство с первыми правилами традиционных написаний: жи,

ши.

Дифференцировка звуков на основе работы по звукобуквенным схе-

мам, чтения
слогов, слов и текстов.

Формирование наглядно-образных представлений о звуке, слоге, слове, предложении и тексте.

Звук[й’]послеразделительныхмягкого«ь»итвердого«ъ»знаков

Обозначение на письме звука [й’] с помощью сочетаний раздели- тельных знаков «ь» и «ъ» и гласных букв (ь + е, ё, ю, я, и; ъ + е, ё, ю, я). Звуковой анализ слов со звуком [й’], обозначенным с помощью со- четания разделительных знаков и букв гласных. �тение звуковой схемы слов со звуком [й’], перекодирование её в буквенную форму с последую-

щим прочтением вначале по слогам, а затем – орфоэпически. Конструирование печатных знаков ь, ъ, усвоение их форм. Непарныеглухиемягкиеитвердыезвуки[х,х’,ч’,щ’,ц]

Отработка артикуляции звуков [х, х’, ч’, щ’, ц] в процессе акценти- рованного произнесения их как в контексте целого слова, так и вне его. Характеристика этих звуков по признаку твердости-мягкости. Упражне- ние в чтении слов со следующими сочетаниями звуков: же, ше (жесть, шесть); шо, шё (шорох, шёлк); жо, жё (обжора, жёлудь); че (честь); чо, чё (чох, то есть чихание, чёлка); ще (щепка); що, щё (трещотка, щётка), чк (ручка, дочка), чн (точный, мучной), чт (мачта, почта), щн (хищник), щр (поощрение). �тение слогов, слов, предложений и текстов, содержащих эти