Файл: Образовательного учреждения высшего образования ставропольский государственный педагогический институт.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 822
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК НАУКА
2. Методы исследования в методике преподавания русского языка в начальной школе
Из истории методики преподавания русского языка в начальной школе
РУССКИЙ ЯЗЫК КАК УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
Структура и содержание курса русского языка в начальной школе
Требования к современному уроку русского языка в начальной школе
На уроках русского языка формируются следующие УУД:
Тип №1. Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков
Структура урока-рефлексии по ФГОС
Структура урока систематизации знаний
Тип №4. Урок развивающего контроля
Структура урока развивающего контроля
Виды уроков для каждого типа урока по ФГОС
Технологическая карта урока русского языка (ФГОС)
Умения, формируемые в процессе обучения грамоте
Требования подготовки учащихся по программе «Обучение грамоте» к концу подготовительного периода
Планируемые результаты (метапредметные, личностные)
3. Работа по формированию навыка чтения
4. Схемы, используемые в процессе обучения чтению
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ЛЕКСИКЕ В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ
Умения, формируемые в процессе обучения лексике
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ СЛОВООБРАЗОВАНИю В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ
Словообразовательные понятия, изучаемые в начальной школе
Упражнения по словообразованию
Порядок разбора слов по составу
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ МОРФОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ
Теоретические понятия, изучаемые в начальной школе
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ СИНТАКСИСУ В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ
Умения, формируемые в процессе обучения синтаксису
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПУНКТУАцИИ В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ
Умения, формируемые в процессе обучения пунктуации
МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ
Обязательный минимум содержания обучения
Умения, формируемые в процессе развития речи в начальной школе
Требования подготовки учащихся по программе «Обучение грамоте» к концу подготовительного периода
Учащиеся должны знать/ понимать:
-
на уровне образных элементарных представлений структурные единицы языка: слово, предложение, текст; -
знать, называть и различать по форме структурные единицы гра- фической системы – элементы печатных и письменных букв рус- ского алфавита.
Уметь:
-
составлять предложения из 2–4 слов и рассказы из 3–4 предложе- ний на основе иллюстрации, графической модели или созданной на уроке речевой ситуации с использованием соответствующих фишек; -
правильно сидеть за партой (столом) и пользоваться письменны- ми принадлежностями, правильно писать все элементы письмен- ных букв по алгоритмам и под счет, правильно называть их.
-
Основной звукобуквенный период Чтение
Гласныезвуки
Отработка артикуляции гласных звуков [а], [о], [у], [э], [ы], [и] как в различных позициях в слове, так и в изолированном употреблении. Упражнение в различении гласных звуков на слух.
Роль гласных звуков в процессе слогообразования. Слог как часть сло- ва. Понятие об ударении и ударном слоге в слове. Знак ударения. Выделение голосом ударного гласного звука слова в процессе озвучивания его схемы. Смыслоразличительная роль русского ударения. Умение произносить
слово по слогам и орфоэпически (с учетом ударения) на основе графических схем слов. Графическая фиксация слогов в слове с помощью дуг.
Фиксация на схеме слова гласного звука вначале с помощью просто- го кружка, а затем – знака транскрипции.
Узнавание и выделение на слух из ряда звучащих и произносимых слов только тех, в которых есть определенный гласный звук. Подбор слов с заданным гласным звуком.
Конструирование печатных букв гласных звуков с помощью элемен- тов-шаблонов и усвоение их форм. Формирование образного представ- ления о том, что буква – это лишь знак («одежда») для звука, речи.
Восприятие на слух текста, читаемого учителем, понимание его содержания, формулирование ответов на поставленные вопросы, выбо- рочный и полный пересказ воспринятого на слух текста.
Согласныесонорныезвуки
(непарные по глухости/звонкости и парные по твердости/мягкости) Согласные звуки [м, м’, н, н’, л, л’, р, р’, й] как ртосмыкатели.
Артикуляция: рот прикрыт или закрыт. Струя выходящего воздуха встречает преграду (губы, зубы, язык).
Противопоставление сонорных согласных звуков по твердости /мяг-
кости; обозначение их твердости/мягкости на письме при помощи букв гласных – «а, о, у, э, ы» для твердых (ма, мо, му, мэ, мы) и «и» для мягких (ми). Прием последовательного
выделения каждого звука в слове. Звуко- вой анализ слов, заданных рисунком и схемой. Соотнесение отличитель- ных признаков выделенных звуков с их смыслоразличительной функци- ей в минимальных парах сравниваемых слов: мыл – мил, Нил – ныл.
Усвоение форм печатных букв (малых и больших), с помощью кото- рых обозначаются все сонорные звуки.
�тение закрытых неприкрытых слогов (ам, ун, ир) и открытых сло- гов-слияний (ма, ну, ри) с твердыми и мягкими согласными звуками, а также слов с непарным согласным звуком [й’] на конце и в середине слова (май, майка).
Прием орфоэпического чтения и произнесения слов в сравнении со слоговым.
Звук [й’] в начале слова и между гласными. Обозначение мягкостисогласныхзвуковспомощьюбукв«я,ё,ю,е»имягкогознака«ь»
«Работа» (функция) букв «я, ё, ю, е» – обозначать два звука [й’а], [й’о], [й’у], [й’э] в начале слова ([й’ама] – яма) и после гласных звуков в середине и на конце слова ([бай’а´н] – баян, [р’ису´й’у] – рисую).
Обозначение мягкости согласных в слоге-слиянии с помощью букв
«я, ё, ю, е» ([но] – но; [н’о] – нё; [ру] – ру; [р’у] – рю; [ла] – ла; [л’а] – ля; [мэ] – мэ; [м’э] – ме).
Мягкий знак «ь», указывающий на мягкость согласного звука на конце и в середине слов, например: линь,руль,мыльныйпузырь
.
Слоговое и орфоэпическое прочтение звуковой и буквенной схем слов. Наблюдение за процессом перекодирования звуковой формы слова в графическую (на основе условных знаков и печатных букв).
Усвоение правил использования букв «я, ё, ю, е». Упражнение в чте- нии слогов и слов с этими буквами и мягким знаком «ь». Дифференци- ровка мягких и твердых согласных сонорных звуков на слух при выде- лении их из контекста произносимого слова.
Конструирование форм печатных букв (строчных и заглавных): я Я, ё Ё, ю Ю, е Е, ь.
Парныезвонкиеиглухиесогласныезвуки
Отличие звонких и глухих звуков [д]-[д’], [т]-[т’], [з]-[з’], [с]-с’], [г]-[г’], [к]-[к’], [в]-[в’], [ф]-[ф’], [б]-[б’], [п]-[п’] по признаку твердости- мягкости. Соотнесение парных по звонкости – глухости звуков [д – т, д’
– т’, з – с, з’ – с’, г – к, г’ – к’, в – ф, в’ – ф’, б – п, б’ – п’] на фоне уже знакомого дифференциального признака (твердости-мягкости). Напри- мер: Дима – Тима, Даня – Таня. Наблюдение за смыслоразличительной
функцией звуков. Усвоение форм 24 печатных (строчных и заглавных) букв: д Д, т Т, з З, с С, г Г, к К, в В, ф Ф, б Б, п П, ж Ж, ш Ш.
Упражнение в произношении минимальных пар слов, например: жар – шар, Луша – лужа, отличающихся звуками [ж] – [ш].
Знакомство с первыми правилами традиционных написаний: жи,
ши.
Дифференцировка звуков на основе работы по звукобуквенным схе-
мам, чтения
слогов, слов и текстов.
Формирование наглядно-образных представлений о звуке, слоге, слове, предложении и тексте.
Звук[й’]послеразделительныхмягкого«ь»итвердого«ъ»знаков
Обозначение на письме звука [й’] с помощью сочетаний раздели- тельных знаков «ь» и «ъ» и гласных букв (ь + е, ё, ю, я, и; ъ + е, ё, ю, я). Звуковой анализ слов со звуком [й’], обозначенным с помощью со- четания разделительных знаков и букв гласных. �тение звуковой схемы слов со звуком [й’], перекодирование её в буквенную форму с последую-
щим прочтением вначале по слогам, а затем – орфоэпически. Конструирование печатных знаков ь, ъ, усвоение их форм. Непарныеглухиемягкиеитвердыезвуки[х,х’,ч’,щ’,ц]
Отработка артикуляции звуков [х, х’, ч’, щ’, ц] в процессе акценти- рованного произнесения их как в контексте целого слова, так и вне его. Характеристика этих звуков по признаку твердости-мягкости. Упражне- ние в чтении слов со следующими сочетаниями звуков: же, ше (жесть, шесть); шо, шё (шорох, шёлк); жо, жё (обжора, жёлудь); че (честь); чо, чё (чох, то есть чихание, чёлка); ще (щепка); що, щё (трещотка, щётка), чк (ручка, дочка), чн (точный, мучной), чт (мачта, почта), щн (хищник), щр (поощрение). �тение слогов, слов, предложений и текстов, содержащих эти