Файл: Образовательного учреждения высшего образования ставропольский государственный педагогический институт.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 854

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Издательство

Пятигорск, 2018

ББК 81.2. Рус-9 М54

СОДЕРЖАНИЕ

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК НАУКА

Основные вопросы

2. Методы исследования в методике преподавания русского языка в начальной школе

Принципы обучения

Из истории методики преподавания русского языка в начальной школе

Вопросы и задания

РУССКИЙ ЯЗЫК КАК УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Основные вопросы

Структура и содержание курса русского языка в начальной школе

Требования к современному уроку русского языка в начальной школе

На уроках русского языка формируются следующие УУД:

Цели:

Тип №1. Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Тип № 2. Урок рефлексии

Структура урока-рефлексии по ФГОС

Структура урока систематизации знаний

Тип №4. Урок развивающего контроля

Структура урока развивающего контроля

Виды уроков для каждого типа урока по ФГОС

Технологическая карта урока русского языка (ФГОС)

Вопросы и задания

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ

Основные вопросы

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ

Основные вопросы

Буквенный период

Умения, формируемые в процессе обучения грамоте

Письмо

Требования подготовки учащихся по программе «Обучение грамоте» к концу подготовительного периода

Уметь:

Письмо

2.1 Требования подготовки учащихся по программе «Обучение грамоте» к концу основного звукобуквенного периода

Уметь:

Письмо

Уметь:

Планируемые результаты (метапредметные, личностные)

Вопросы и задания

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИю

Основные вопросы

Компоненты навыка чтения

ФГОС

3. Работа по формированию навыка чтения

4. Схемы, используемые в процессе обучения чтению

Физкультминутка

Ф и з к у л ь т м и н у т к а

Вопросы и задания

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ОРФОГРАФИИ

Основные вопросы

Задачи обучения орфографии:

Орфографические упражнения

Вопросы и задания

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ЛЕКСИКЕ В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ

Основные вопросы

Задачи:

Умения, формируемые в процессе обучения лексике

Вопросы и задания

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ СЛОВООБРАЗОВАНИю В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ

Основные вопросы

Словообразовательные понятия, изучаемые в начальной школе

Упражнения по словообразованию

Порядок разбора слов по составу

Вопросы и задания

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ МОРФОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ

Задачи:

Теоретические понятия, изучаемые в начальной школе

Морфологические упражнения

Вопросы и задания

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ СИНТАКСИСУ В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ

Основные вопросы

Задачи обучения синтаксису:

Умения, формируемые в процессе обучения синтаксису

Вопросы и задания

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПУНКТУАцИИ В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ

Основные вопросы

Задачи обучения пунктуации:

Умения, формируемые в процессе обучения пунктуации

МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ

Основные вопросы

Обязательный минимум содержания обучения

Типы текста в русском языке.

Умения, формируемые в процессе развития речи в начальной школе

Упражнения по развитию речи

Методика работы над сочинением

Вопросы и задания

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

ФИЛИАЛ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ» В Г. ЖЕЛЕЗНОВОДСКЕ


М.А. МАЧУЛИНА, Н.Д. СУХОВЕЕВА, И.В. ИВАНЧЕНКО, Р.И. ПЕЛИПЕНКО
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ

В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ



Издательство


«РИА-КМВ»

Пятигорск, 2018


УДК 811.161

ББК 81.2. Рус-9 М54



Учебное пособие рассмотрено и рекомендовано к печатиназаседаниикафедрыисторико-филологическихдисциплин(протокол№9 от 19.04.2018г.)


М 54



М.А. Мачулина, Н.Д. Суховеева, И.В. Иванченко, Р.И. Пелипенко

Методика обучения русскому языку в начальной школе. Учеб- ное пособие по русскому языку для самостоятельной работы студентов Пятигорск: ООО «РИА-КМВ», 2018. 116 с.

ISBN 978-5-89314-867-1



Учебное пособие представляет собой один из возможных вариантов органи- зации самостоятельной работы студентов по предмету «Методика преподавания русского языка в начальной школе».

В пособии рассматриваются общие вопросы методики преподавания рус- ского языка в начальной школе, а также вопросы изучения в начальной шко- ле следующих разделов: лексика, орфография, словообразование, морфология, синтаксис, развитие речи учащихся. В конце каждой темы предложены вопросы и задания, позволяющие обобщить теоретический материал, список литературы по теме. Пособие поможет студентам самостоятельно подготовиться к экзаме- нам и к прохождению педагогической практики.

Данное пособие предназначено для студентов педагогических специальнос- тей, изучающих предмет «Методика обучения русскому языку в начальной шко- ле», преподавателей педагогических вузов, учителей и методистов.

УДК 811.161


ББК 81.2. Рус-9

ISBN 978-5-89314-867-1 © ООО «РИА-КМВ», 2018

© М.А. Мачулина, 2018

© Н.Д. Суховеева, 2018

© И.В. Иванченко, 2018

© Р.И. Пелипенко, 2018


СОДЕРЖАНИЕ



МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ

РУССКОГО ЯЗЫКА КАК НАУКА 4

РУССКИЙ ЯЗЫК КАК УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ

В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ 18

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ 35

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИю 48

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ОРФОГРАФИИ 64

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ЛЕКСИКЕ В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ 75

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ

СЛОВООБРАЗОВАНИю В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ 81

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ МОРФОЛОГИИ

В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ 86

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ СИНТАКСИСУ

В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ 92

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПУНКТУАцИИ

В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ 98

МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ 102

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК НАУКА




Основные вопросы


  1. �то такое методика преподавания русского языка в начальной школе:

  • объект и предмет методики преподавания русского языка в на- чальной школе;

  • задачи методики преподавания русского языка в начальной школе;

  • основные понятия методики преподавания русского языка в начальной школе.

  • Методы исследования в методике преподавания русского языка в начальной школе.

  • Принципы обучения.

  • Принципы методики преподавания русского языка в начальной школе.

  • Связь методики преподавания русского языка в начальной школе с другими науками.

  • Из истории
    методики преподавания русского языка в начальной школе.


    1. Методика преподавания русского языка в начальной школе это педагогическая наука, изучаемая в педагогическом вузе как учебный предмет, целью которого является формирование знаний и профессио- нальных умений в использовании методов, приемов и средств обучения, необходимых будущему учителю начальной школы.

    Методика преподавания русского языка стоит в ряду педагогических наук. Ее можно назвать прикладной наукой, поскольку она, опираясь на теорию, призвана решать практические задачи воспитания, обучения и развития учащихся. Это наука о содержании, принципах, методах и при- емах и обучения и условиях усвоения обучающимися знаний и навыков по русскому языку.

    Методика русского языка в начальной школе имеет объект и предмет.

    Объектом методики русского языка в начальной школе является язык во всем многообразии его функций.

    Предметом изучения является процесс овладения языком в услови- ях обучения (овладение речью, письмом, чтением, грамматикой, фоне- тикой и пр.). Методика русского языка призвана изучить закономернос-

    ти формирования умений и навыков в области языка, усвоения систем научных понятий по грамматике и по другим разделам науки о языке.

    Основной задачей методики русского языка в начальной школе как
    учебной дисциплины является рассмотрение теоретических понятий для овладения практическими умениями и навыками в области методи- ки преподавания русского языка в начальной школе, подготовка студен- тов к практической деятельности.

    По традиции, говоря о задачах методики как прикладной науки, на- зывают три ее задачи:

    Чему учить? Ответом на этот вопрос является разработка содержа- ния обучения программ по русскому языку, создание учебников и раз- личных учебных пособий для учащихся, их постоянное совершенство- вание, проверка доступности и эффективности.

    Какучить?В соответствии с этим вопросом разрабатываются мето- ды обучения, методические приемы, системы упражнений, рекомендации по применению тех или иных видов заданий, пособий, последовательных систем практических работ учащихся, уроков и их циклов и т. п.

    Почему так, а не иначе? Здесь подразумевается исследование срав- нительной эффективности методов, обоснование выбора методики, экс- периментальная проверка рекомендаций и т. д.

    Какконтролировать?

    Таким образом, задачи методики русского языка в начальной школе как науки – это необходимость дать ответ на поставленные выше воп- росы, причем учитывая тот заказ, который государство в тот или иной период его развития ставит перед школой:

    1. Выявление закономерностей эффективного изучения русского языка школьниками и формирования их коммуникативных уме- ний, обоснование принципов обучения русскому языку.

    2. Определение целей, задач, содержания и объема школьного кур- са русского языка, распределение его по этапам изучения и клас- сам.

    3. Составление программ и создание учебно-методического комп- лекса по обучению русскому языку.

    4. Разработка наиболее рациональных и эффективных методов и приемов обучения.