Файл: Образовательного учреждения высшего образования ставропольский государственный педагогический институт.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 826

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Издательство

Пятигорск, 2018

ББК 81.2. Рус-9 М54

СОДЕРЖАНИЕ

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК НАУКА

Основные вопросы

2. Методы исследования в методике преподавания русского языка в начальной школе

Принципы обучения

Из истории методики преподавания русского языка в начальной школе

Вопросы и задания

РУССКИЙ ЯЗЫК КАК УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Основные вопросы

Структура и содержание курса русского языка в начальной школе

Требования к современному уроку русского языка в начальной школе

На уроках русского языка формируются следующие УУД:

Цели:

Тип №1. Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Тип № 2. Урок рефлексии

Структура урока-рефлексии по ФГОС

Структура урока систематизации знаний

Тип №4. Урок развивающего контроля

Структура урока развивающего контроля

Виды уроков для каждого типа урока по ФГОС

Технологическая карта урока русского языка (ФГОС)

Вопросы и задания

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ

Основные вопросы

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ

Основные вопросы

Буквенный период

Умения, формируемые в процессе обучения грамоте

Письмо

Требования подготовки учащихся по программе «Обучение грамоте» к концу подготовительного периода

Уметь:

Письмо

2.1 Требования подготовки учащихся по программе «Обучение грамоте» к концу основного звукобуквенного периода

Уметь:

Письмо

Уметь:

Планируемые результаты (метапредметные, личностные)

Вопросы и задания

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИю

Основные вопросы

Компоненты навыка чтения

ФГОС

3. Работа по формированию навыка чтения

4. Схемы, используемые в процессе обучения чтению

Физкультминутка

Ф и з к у л ь т м и н у т к а

Вопросы и задания

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ОРФОГРАФИИ

Основные вопросы

Задачи обучения орфографии:

Орфографические упражнения

Вопросы и задания

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ЛЕКСИКЕ В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ

Основные вопросы

Задачи:

Умения, формируемые в процессе обучения лексике

Вопросы и задания

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ СЛОВООБРАЗОВАНИю В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ

Основные вопросы

Словообразовательные понятия, изучаемые в начальной школе

Упражнения по словообразованию

Порядок разбора слов по составу

Вопросы и задания

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ МОРФОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ

Задачи:

Теоретические понятия, изучаемые в начальной школе

Морфологические упражнения

Вопросы и задания

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ СИНТАКСИСУ В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ

Основные вопросы

Задачи обучения синтаксису:

Умения, формируемые в процессе обучения синтаксису

Вопросы и задания

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПУНКТУАцИИ В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ

Основные вопросы

Задачи обучения пунктуации:

Умения, формируемые в процессе обучения пунктуации

МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ

Основные вопросы

Обязательный минимум содержания обучения

Типы текста в русском языке.

Умения, формируемые в процессе развития речи в начальной школе

Упражнения по развитию речи

Методика работы над сочинением

Вопросы и задания

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

речи. Этот вид компетенции некоторые исследователи называют также социолингвистической, стремясь этим подчеркнуть присущее обладателю такой компетенции умение выбрать нужные лин- гвистическую форму и способ выражения в зависимости от условий речевого акта: ситуации, коммуникативных целей и намерения говоря- щего.

Культуроведческая компетенция предполагает усвоение родного языка как сокровищницы национальной культуры, отражающей истори- ческий опыт народа.

�тобы сформировать все виды компетенции, необходимо соедине- ние знаний учащихся о языковой системе и формирование речевого раз- вития, т.е. необходима реализация языкового материала через речевую деятельность обучающихся.

  • Проанализируйте содержание понятия «компетенция», сформу-лируйте,исходяизсделанныхвыводов,задачиобучениярусскомуязыкувначальнойшколе.



    1. 1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   52

Структура и содержание курса русского языка в начальной школе


Школьный предмет «Русский язык» не может быть копией научно- го курса русского языка, так как перед школой стоит задача вооружить школьников практическими умениями и навыками по родному языку, обеспечивающими теоретическую базу для усвоения орфографических, грамматических, орфоэпических умений и навыков учащихся. Содер- жание предмета «Русский язык» призвано обеспечить обучающихся оп- ределенной системой научно-теоретических знаний по родному языку, научить их правильно, точно и выразительно передавать собственные

мысли, познакомить с образцами художественного слова, сформировать культуру речи. Из этих задач обучения русскому языку вытекают сле- дующие направления содержания обучения, представленные в Учебных стандартах:

  1. Общие сведения о русском языке.

  2. Система языка.

  3. Речь.

  4. Правописание.

Все эти задачи в начальных классах решаются в комплексе в одном предмете «Русский язык». Конкретизирует данные задачи программа по русскому языку для начальных классов, являющаяся государственным документом, определяющим содержание и объем учебного предмета, а также основные требования к уровню знаний, умений и навыков по это- му предмету.

В программе определены основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по изучаемым темам. Содержание и виды занятий по русскому языку в начальных классах состоят:

а) в развитии устной и письменной речи учащихся в связи с чтени- ем, письмом, с

изучением грамматического материала, с наблюде- ниями, с общественной деятельностью учащихся;

б) в обучении детей, пришедших в 1 класс, грамоте, т. е. элементар- ному чтению и письму, и в дальнейшем совершенствовании этих умений, в превращении их в навыки;

в) в изучении литературной нормы – орфографически и пунктуаци- онно грамотного письма, орфоэпически правильного произноше- ния и в овладении выразительностью речи и элементами стилис- тики;

г) в изучении теоретического материала по грамматике, фонетике, лексике, в формировании систем научных понятий по языку;

д) в приобщении школьников к образцам художественной, научно- популярной и иной литературы через уроки чтения и грамматики, в овладении ими умением воспринимать литературное произве- дение.

    1. Программы по русскому языку для начальной школы


Содержание обучения по русскому языку в начальной школе пред- ставлено в программах. Программа является основным документом, определяющим содержание, объем знаний, умений и навыков обучаю- щихся по предмету, цели и задачи обучения. В ней указана также после- довательность расположения учебного материала по годам обучения.

В Российской Федерации используют традиционные и развиваю- щие системы обучения. К традиционным относят программы: «Школа России», «Начальная школа ХХ� века», «Школа 2000», «Школа 2100»,

«Гармония», «Перспективная начальная школа, «Классическая начальная школа», «Планета знаний», «Перспектива». К развивающим системам от-
носят две программы: Л.В. Занкова и Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова. Особенностью образовательных программ для начальной школы являет- ся то, что они включают в себя учебно-методические комплекты (УМК) по всем или нескольким предметам начального общего образования (например, русский язык, математика, литературное чтение и окружа- ющий мир и т.д.). Каждая программа или система обучения имеет свои цели, задачи, принципы и особенности, с которыми можно подробно ознакомиться в пояснительных записках. Информацию можно найти на официальных сайтах программ начальной школы или издательств, выпус- кающих тот или иной УМК. У каждой программы или системы обучения есть свой научный руководитель, а также коллектив авторов, работающий над созданием УМК. Учебно-методический комплект обычно включает в себя: учебники, рабочие тетради, наглядные и дидактические пособия, самостоятельные и контрольные работы, мультимедийные приложения, методические рекомендации и поурочные планы.

Традиционная программа «Школа России» существует десятки лет. Основная цель программы заключается в «развитии у ребенка интереса к познанию своей страны и ее духовного величия, ее значимости в миро- вых масштабах». Традиционная программа позволяет тщательно отра- батывать навыки учебной деятельности (чтение, письмо, счет), которые необходимы
для успешного обучения в средней школе.

Проанализируйте, как представлен в этой программе русскийязык.

  • Какиеучебникипредставляютэтотпредмет.

  • Определитецелиизадачиизучениярусскогоязыкаподаннойпро-грамме.Выявите достоинстваи недостатки.


Программа «Перспектива» создана на концептуальной основе, от- ражающей современные достижения в области психологии и педагогики, с сохранением при этом тесной связи с лучшими традициями классичес- кого школьного российского образования. «Перспектива» обеспечивает доступность знаний и качественное усвоение программного материала, всестороннее развитие личности младшего школьника с учетом его воз- растных особенностей, интересов и потребностей. Особое место уде- ляется формированию духовно-нравственных ценностей, знакомству

с культурно-историческим наследием мира и России, с традициями и обычаями народов, населяющих РФ.

  • Проанализируйте,какпредставленвэтойпрограммерусскийязык.

  • Какиеучебникипредставляютэтотпредмет.

  • Определитецелиизадачиизучениярусскогоязыкаподаннойпро-грамме.

  • Выявитедостоинстваинедостатки.


В программах «Школа 2100» в соответствии с деятельностным подходом реализуется задача формирования функционально грамотной личности. На разном предметном содержании школьник учится полу- чать новые знания, искать ответы на возникающие у него вопросы. Все