Файл: Образовательного учреждения высшего образования ставропольский государственный педагогический институт.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 838
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК НАУКА
2. Методы исследования в методике преподавания русского языка в начальной школе
Из истории методики преподавания русского языка в начальной школе
РУССКИЙ ЯЗЫК КАК УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
Структура и содержание курса русского языка в начальной школе
Требования к современному уроку русского языка в начальной школе
На уроках русского языка формируются следующие УУД:
Тип №1. Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков
Структура урока-рефлексии по ФГОС
Структура урока систематизации знаний
Тип №4. Урок развивающего контроля
Структура урока развивающего контроля
Виды уроков для каждого типа урока по ФГОС
Технологическая карта урока русского языка (ФГОС)
Умения, формируемые в процессе обучения грамоте
Требования подготовки учащихся по программе «Обучение грамоте» к концу подготовительного периода
Планируемые результаты (метапредметные, личностные)
3. Работа по формированию навыка чтения
4. Схемы, используемые в процессе обучения чтению
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ЛЕКСИКЕ В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ
Умения, формируемые в процессе обучения лексике
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ СЛОВООБРАЗОВАНИю В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ
Словообразовательные понятия, изучаемые в начальной школе
Упражнения по словообразованию
Порядок разбора слов по составу
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ МОРФОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ
Теоретические понятия, изучаемые в начальной школе
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ СИНТАКСИСУ В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ
Умения, формируемые в процессе обучения синтаксису
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПУНКТУАцИИ В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ
Умения, формируемые в процессе обучения пунктуации
МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ
Обязательный минимум содержания обучения
Умения, формируемые в процессе развития речи в начальной школе
2. Методы исследования в методике преподавания русского языка в начальной школе
В методике русского языка используются следующие методы иссле- дования:
-
Теоретическиеметоды
Метод | Область применения |
Изучение методологических основ того или иного явления (например, связи мышления и речи, если иссле- дователь поставил перед собой цель найти оптимальные пути развития речи учащихся), а также смежных наук | Применяется для обоснования выбора темы, для выдвижения и обоснования гипотезы, для опре- деления важнейших принципов обучения, основных направлений поиска и т. д. |
Изучение вопросов современного науковедения (эвристики, логики), методов исследования в смежных науках (психологии, лингвистике, социологии), опыта исследова- тельской работы крупных ученых | Применяется с целью выбора оптимальной методики исследова- ния или для создания новой, собс- твенной методики эксперимента и обработки материалов |
Анализ и обобщение материала, полученного эмпирическим путем | Применяется в результате наблю- дений, изучения опыта учителей, эксперимента, формулирование выводов и практических рекомен- даций; на этом этапе в современ- ных исследованиях применяются некоторые математические методы |
-
Эмпирическиеметоды
Метод | Область применения |
Изучение опыта учителей | Проводится, во-первых, с целью обнаружения, обобщения, оценки и распространения того; во-вто- рых, с целью определения того уровня работы учителей и уча- щихся, на который методическая наука должна ориентироваться |
Целенаправленные наблюдения над процессом учения | Как правило, такие наблюдения носят выборочный характер (в зависимости от темы и целей исследования), применяются при обобщении опыта учителей, в эксперименте и в других формах исследований |
Эксперимент | Констатирующий (проверка зна- ний, умений и навыков учащихся на определенном этапе обучения), обучающий (формирующий зна- ния, умения, навыки в процессе обучения по экспериментальной методике), контрольный (срез зна- ний по определенной теме – срав- нение результатов традиционного и экспериментального обучения) |
Рассмотрите таблицу. Используя данные таблицы, составьте связное высказывание об организации процесса исследования. Составьте план такого исследования.
- 1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 52
Принципы обучения
Основные принципы обучения, обязательные при обучении лю- бому предмету, называются дидактическими принципами. В обучении русскому языку следует руководствоваться следующими дидактически- ми принципами:
Принцип | Содержание |
Принцип научности | Предполагает достоверность излагаемых фактов, верное толкование сущности язы- ковых явлений в соответствии с лингвис- тической наукой |
Принцип сознательности | Предполагает осознанное усвоение язы- кового материала |
Принцип систематичности и последовательности | Все языковые явления в школьной практи- ке рассматриваются в целостной системе |
Принцип доступности | Предполагает отбор языкового материала с учетом возрастных особенностей обуча- ющихся |
Принцип наглядности | Наглядность помогает создавать пред- ставления об отдельных предметах и яв- лениях. Наглядным материалом является речь, язык, тексты, используемые для на- блюдения над языковым явлением |
Принцип связи теории с практикой | Происходит обучение использованию языковых единиц в речевой практике |
Принцип прочности усвоения учебного материала | Способность обучающихся свободно использовать изученный материал при выполнении практических заданий |
Принцип индивидуального подхода | Предполагает учет индивидуальных особенностей каждого при обучении русскому языку. Организация процесса обучения, при которой выбор способов, приемов, темпа обучения учитывает раз- личия обучающихся, уровень развития их способностей к учению. |
Мотивационный принцип | Предполагает сохранение желания учиться |
-
Принципы методики преподавания русского языка в начальной школе
Кроме общедидактических, принципов методика обучения русскому языку в начальных классах опирается на общеметодические принципы:
Принцип | Содержание |
Принцип взаимосвязи различных разделов изучаемого курса | Предполагает всестороннее рассмотрение факта или явления языка. |
Коммуникативно- деятельностный подход | Предполагает обучение русскому языку в процессе коммуникации (деятельности). |
Коммуникативный принцип | Основной дидактической единицей обуче- ния становится текст как продукт и про- цесс речевой деятельности человека |
Контекстный принцип | Анализ номинативных единиц языка (сло- во, словосочетание) в их синтаксических связях в связной речи (текст) |
Дудников А.В. выделил две группы собственно методических при- нципов:
-
Стратегическиепринципы
Принцип | Содержание |
Первый стратегический принцип | Связан с формированием грамматического мышления в процессе усвоения школьни- ками грамматических понятий, с развитием общих мыслительных способностей |
Второй стратегический принцип | Предусматривает систематическую работу по развитию речи |
Принцип раскрытия эстетической функции родного языка | Реализуется в процессе анализа изобрази- тельно-выразительных средств текста |
-
Тактическиепринципы
Принцип | Содержание |
Первый тактический принцип | Предпочтительное использование индукции как способа мышления в процессе изучения отдельных явлений и категорий языка |
Второй тактический принцип | Взаимосвязь отдельных уровней языка в процессе их изучения, при обязательном поз- нании внутренней системы единиц и законов языка |
Третий тактический принцип | Опора на единицы речи при изучении отде- льных уровней языка и на единицы языка – в работе над различными жанрами речи |
- Связь методики преподавания русского языка в начальной школе с другими науками
Методика русского языка в начальной школе как наука опирается на данные философии, психологии, дидактики, языкознания, психолин- гвистики.
Философия | Методика, как и педагогика в целом, принадле- жит к числу общественных наук. Она изучает определенные аспекты формирования личности: этим обусловлены ее связи с другими науками. Так, философия обеспечивает методологические основы методики, понимание целей и задач обу- чения языку. |
Психология | Методика тесно связана с психологией, опира- ется на нее в изучении процессов восприятия учебного материала по русскому языку, его за- поминания, воспроизведения, в развитии мыш- ления школьников и их речи. В методике разра- батываются такие проблемы, в основе которых- лежит психологический феномен: формирова |