Файл: Образовательного учреждения высшего образования ставропольский государственный педагогический институт.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 864

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Издательство

Пятигорск, 2018

ББК 81.2. Рус-9 М54

СОДЕРЖАНИЕ

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК НАУКА

Основные вопросы

2. Методы исследования в методике преподавания русского языка в начальной школе

Принципы обучения

Из истории методики преподавания русского языка в начальной школе

Вопросы и задания

РУССКИЙ ЯЗЫК КАК УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Основные вопросы

Структура и содержание курса русского языка в начальной школе

Требования к современному уроку русского языка в начальной школе

На уроках русского языка формируются следующие УУД:

Цели:

Тип №1. Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Тип № 2. Урок рефлексии

Структура урока-рефлексии по ФГОС

Структура урока систематизации знаний

Тип №4. Урок развивающего контроля

Структура урока развивающего контроля

Виды уроков для каждого типа урока по ФГОС

Технологическая карта урока русского языка (ФГОС)

Вопросы и задания

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ

Основные вопросы

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ

Основные вопросы

Буквенный период

Умения, формируемые в процессе обучения грамоте

Письмо

Требования подготовки учащихся по программе «Обучение грамоте» к концу подготовительного периода

Уметь:

Письмо

2.1 Требования подготовки учащихся по программе «Обучение грамоте» к концу основного звукобуквенного периода

Уметь:

Письмо

Уметь:

Планируемые результаты (метапредметные, личностные)

Вопросы и задания

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИю

Основные вопросы

Компоненты навыка чтения

ФГОС

3. Работа по формированию навыка чтения

4. Схемы, используемые в процессе обучения чтению

Физкультминутка

Ф и з к у л ь т м и н у т к а

Вопросы и задания

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ОРФОГРАФИИ

Основные вопросы

Задачи обучения орфографии:

Орфографические упражнения

Вопросы и задания

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ЛЕКСИКЕ В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ

Основные вопросы

Задачи:

Умения, формируемые в процессе обучения лексике

Вопросы и задания

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ СЛОВООБРАЗОВАНИю В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ

Основные вопросы

Словообразовательные понятия, изучаемые в начальной школе

Упражнения по словообразованию

Порядок разбора слов по составу

Вопросы и задания

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ МОРФОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ

Задачи:

Теоретические понятия, изучаемые в начальной школе

Морфологические упражнения

Вопросы и задания

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ СИНТАКСИСУ В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ

Основные вопросы

Задачи обучения синтаксису:

Умения, формируемые в процессе обучения синтаксису

Вопросы и задания

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПУНКТУАцИИ В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ

Основные вопросы

Задачи обучения пунктуации:

Умения, формируемые в процессе обучения пунктуации

МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ

Основные вопросы

Обязательный минимум содержания обучения

Типы текста в русском языке.

Умения, формируемые в процессе развития речи в начальной школе

Упражнения по развитию речи

Методика работы над сочинением

Вопросы и задания

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

упражнения, состоящие в анализе и объяснении написаний слов с целью наилучшего осознания и более про-

чного запоминания их школьниками.

Схема разбора:

а) найти в тексте орфограммы, выделить их;

б) сформулировать правила, привести примеры, назвать исключения и т.п.

Орфографический разбор необходимо производить систематически, но не стоит затрачивать на него более 10 минут на уроке.

Работа с орфографическим словарем. Подбор слов с определен- ной орфограммой, подбор родственных слов.

Словарно-орфографические упражнения, целью которых являет- ся помочь обучающимся усвоить правописание слов.

  • Подберите примеры упражнений из школьных учебников (по вы-бору)сиспользованиемразныхвидовсписывания.Прокомменти-руйте задания к этим упражнениям. Какие орфограммы отра-батываютсявпроцессевыполненияданныхупражнений.

  • Формированию какого умения служит упражнение на списыва-ние со вставкой пропущенных букв? Правильно ли, если это видупражненийпреобладаетвсистемеобучения.

  • Назовитевидыупражнений,направленныхнаобучениепримене-ниюправил. В чемих сущность?




Вопросы и задания


  1. Изучите принципы русской орфографии. Опираясь на принци- пы, попытайтесь обосновать трудности, с которыми встречаются школьники, изучающие правописание в начальной школе.

  2. Составьте перечень типов орфограмм, которые учащиеся IV клас- са могут проверить (укажите программу и учебники).

  3. Составьте текст контрольного словарного диктанта для 4 класса в конце года. В тексте диктанта подчеркните и прокомментируйте все орфограммы.

  4. Сконструируйте и представьте в виде макетов три наглядных по- собия по обучению орфографии в начальных классах.

  5. Проанализируйте, как связаны между собой понятия «орфогра- фические умения» и «орфографический навык»? В чем сущность и какова значимость каждого из орфографических умений?

  6. Прокомментируйте, какое содержание вкладывается в понятие

«орфографическая зоркость»? Определите условия ее формиро- вания у младших школьников?

  1. Выявите, какие требования предъявляются к методике знакомства с правилом и к работе над ним?

  2. Простое списывание довольно широкое применение находит на

первой ступени и используется оно с целью научить детей списы- вать предложенный текст без ошибок. Проанализируйте предло- женный алгоритм списывания:

    1. Прочитайпредложение,чтобыпонятьизапомнитьего.

    2. Повторипредложение,неглядявтекст,чтобыпроверить,запомниллиего.

    3. Выделиорфограммывсписываемомтексте.

    4. Прочитайпредложениетак,какононаписано(какбудешьсебедиктовать вовремяписьма).

    5. Повтори, не глядя в текст, предложение так, как будешь егописать.

    6. Пиши,диктуясебетак,какпроговаривалпоследниедвараза.

    7. Проверьнаписанное:


а)читайто,чтонаписал,отмечаядужкамислоги;б)подчеркниорфограммывнаписанном;

в)сверькаждуюорфограммусисходнымтекстом.

  1. Сделайте выводы о том, какие УУД формируются при списыва- нии.

  2. Сравните, как представлены материалы по орфографии в УМК для начальной школы. Заполните таблицу.




Рамзаева Т.Г.

«РИТМ. «Класси- ческая начальная школа».


Иванов С. В.

«Начальная школа 21 века»


�уракова Н.А.

«Перспективная начальная школ»


Соловейчик М.С.

«Гармония»


Канакина В.П.

«Школа России»
















  1. Докажите, что основными условиями успешного формирования орфографической зоркости являются:

а) знание детьми признаков основных орфограмм; б) развитое умение слышать звучащее слово;

в) систематическая направленная тренировка в нахождении ор- фограмм, т.е. в постановке орфографических задач.

  1. Письмо «с дырками» может быть двух видов:

а) пропуски делаются везде, где есть орфограммы, т.е. объектив- ных критериев;

б) пропуски делаются только там, где ученик сомневается в бук- ве, т.е. на основе субъективной оценки.

  1. Объясните, почему второй способ без отработки первого не принесет желаемых результатов.

  2. Объясните значимость этого приема, его преимущества перед традиционным заданием: запишите и подчеркните орфограммы (См. характеристику приема на с. 144–145 пособия 26).

  3. Влиять на развитие орфографической зоркости и орфографичес- кой памяти помогает СПИСЫВАНИЕ, проводимое по специаль- ной системе, разработанной П.С. Жедек (см. с. 145–150 пособия


26) и вычлените среди ее элементов те, которые способствуют развитию именно

а) орфографической зоркости б) орфографической памяти.

Докажите, что этот вариант списывания вбирает в себя два традици- онных приема: списывание и письмо по памяти, – но при этом является более обучающим.

Опробуйте предлагаемую систему, списав в соответствии с ней 2-3 предложения.

  1. Из предложенных вариантов работы при знакомстве с новым словарным словом выберите методически более целесообразные и на их основе разработайте 2–3 фрагмента уроков.

  1. Слово предъявляется:

а) записанным с выделенной буквой, б) записанным с пропущенной букой,

в) звучащим для самостоятельной записи детьми с «дыркой».

  1. После выяснения буквы слово записывается: а) под диктовку;

б) строго по правилам списывания (рассмотренным выше);

в) по заданию «правильно слышите» без дополнительных инс- трукций.

Литература


  1. Антонова Е.С., Боброва С.В. Методика преподавания русского языка (начальные классы). М.: «Академия», 2012.

  2. Воителева Т.М. Теория и методика обучения русскому языку. М.: Дрофа, 2006.

  3. Гордиенко, О.В. Современный средства оценивания результатов обучения [Текст]: практикум / О.В. Гордиенко. Ярославль: «Ли- тера», 2011. – 132 с.

  4. Граф Т.А. Взаимосвязанное использование диктантов и тестов в обучении русской орфографии [Текст] // Современная филология:

материалы IV
междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.). Уфа: Лето, 2015. – С. 32–35.

  1. Булохов В.Я. Поле орфограммы и его роль в формировании пра- вописной компетенции // Русский язык в школе. 2010; 8; С. 30

  2. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподава- ния русского языка в начальных классах. М.: «Академия», 2012.

  3. Шмелёв А.Д. Орфографические нормы и орфографические пра- вила // Русский язык в школе. 2009; № 9; С. 70.

  4. Шмелёв А.Д. Орфографические нормы и орфографические пра- вила // Русский язык в школе. 2009; № 9; С. 75.