Файл: Стратегия социальноэкономического развития воронежской области на период до 2035 года.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.02.2024

Просмотров: 1947

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

РАЗДЕЛ 1.

Воронежской области

В составе существенных возможностей развития Воронежской области

Типологизация интересов субъектов

Относительные конкурентные преимущества Воронежской области

Ключевые проблемы социально-экономического развития Воронежской области

РАЗДЕЛ 2.

РАЗДЕЛ 3.

Воронежской области. Особенные характеристики Стратегии развития Воронежской области на период до 2035 года

Консервативный сценарий отличается:

Базовый сценарий отличается:

РАЗДЕЛ 4.

Подраздел 4.1. Демографическое и миграционное развитие Воронежской области

Ключевые задачи:

Ожидаемые основные результаты:

Подраздел 4.2. Сохранение здоровья и продление активного долго-

Ключевые задачи:

Ожидаемые основные результаты:

Ключевые задачи:

Ожидаемые основные результаты:

сти Воронежской области:

Подраздел 4.3. Модернизация образования Воронежской области

Ключевые задачи:

Ожидаемые основные результаты.

Способы и направления деятельности органов государственной вла- сти Воронежской области:

Подраздел 4.4. Развитие культурной среды

Ожидаемые основные результаты:

Цель 1.15. Формирование единого культурного пространства, укре- пление нравственных ценностей.

Ключевые задачи:

Подраздел 4.5. Развитие физической культуры и спорта

Ключевые задачи:

Ожидаемые основные результаты:

Ключевые задачи:

Ожидаемые основные результаты:

Способы и направления деятельности органов государственной вла- сти Воронежской области:

Подраздел 4.7. Оптимизация рынка труда

Ключевые задачи:

Ожидаемые основные результаты:

Ключевые задачи:

Ожидаемые основные результаты:

Ключевые задачи:

Ключевые задачи:

Ожидаемые основные результаты:

Ключевые задачи:

Способы и направления деятельности органов государственной вла- сти Воронежской области:

Подраздел 4.8. Развитие некоммерческого сектора и межсекторного социального партнерства

Ключевые задачи:

Ожидаемые основные результаты:

Способы и направления деятельности органов государственной вла- сти Воронежской области:

Ключевые задачи:

Ожидаемые основные результаты:

Ключевые задачи:

Ожидаемые основные результаты:

Способы и направления деятельности органов государственной вла- сти Воронежской области:

РАЗДЕЛ 5.

Подраздел 5.1. Развитие высокотехнологичного промышленного

Ключевые задачи:

Ключевые задачи:

Ключевые задачи:

Ключевые задачи:

Ожидаемые основные результаты:

Способы реализации целей:

Подраздел 5.2. Развитие агропромышленного комплекса

Ключевые задачи:

Ключевые задачи:

Ключевые задачи:

Ожидаемые основные результаты:

Способы реализации целей:

Направления деятельности органов государственной власти Воро- нежской области:

Подраздел 5.4. Развитие транспортно-логистической инфраструктуры

Ключевые задачи:

Ожидаемые основные результаты.

Ключевые задачи:

Ожидаемые основные результаты.

Способы реализации целей:

Направления деятельности органов государственной власти Воро- нежской области:

Подраздел 5.5. Развитие строительного комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики

Ключевые задачи:

Ожидаемые основные результаты:

Ключевые задачи:

Ожидаемые основные результаты:

Способы реализации целей:

Направления деятельности органов государственной власти Воро- нежской области:

Подраздел 5.6. Развитие туризма

Ключевые задачи:

Ожидаемые основные результаты:

Способы и направления деятельности органов государственной вла- сти Воронежской области:

Подраздел 5.7. Развитие малого и среднего предпринимательства

Ключевые задачи:

Ожидаемые основные результаты.

Ключевые задачи:

Ожидаемые основные результаты.

Способы реализации целей:

Направления деятельности органов государственной власти Воро- нежской области:

Подраздел 5.8. Развитие межрегиональных и внешнеэкономических

Ключевые задачи:

Ожидаемые основные результаты:

Ключевые задачи:

Ожидаемые основные результаты:

Способы и направления деятельности органов государственной вла- сти Воронежской области:

РАЗДЕЛ 6.

Ключевые задачи:

Ожидаемые основные результаты.

Способы реализации целей и направления деятельности органов го- сударственной власти Воронежской области:

Ожидаемые основные результаты:

Способы реализации целей:

Направления деятельности органов государственной власти Воро- нежской области:

Приоритеты, цели, задачи и направления пространственного разви-

Основные ожидаемые результаты пространственного развития ре- гиона.

РАЗДЕЛ 9.

Оценка финансовых ресурсов, необходимых для реализации Стратегии.

Развитие публичной собственности.

Ожидаемые основные результаты:

Образование

Возможности развития социальной защиты региона:

Основные ограничения:

Неблагоприятные факторы развития социальной защиты региона:

Промышленность

Основные ограничения:

Агропромышленный комплекс

Строительный комплекс

Сдерживающие факторы:

Связь, информационные и коммуникационные технологии

Транспортно-логистическая инфраструктура

Возможности развития ТЛИС:

Основные ограничения в развитии ТЛИС:

Факторами, сдерживающими развитие ТЛИС региона, являются:

Жилищно-коммунальное хозяйство и энергетика

Торговля и потребительский рынок

Туризм

Основной ограничитель:

Внешнеэкономическая деятельность и экспорт.

Инновационная деятельность

Основные ограничения:

Неблагоприятные факторы:

Экология

Динамика целевых показателей социально-экономического развития Воронежской области по годам реализации Стратегии

Перечень ключевых проектов социально-экономического развития Воронежской области, обеспечивающих реализацию Стратегии

Проекты и программы развития муниципальных образований Воронежской области

Пространственная конфигурация кластеров АПК Воронежской области

Перечень нормативных правовых актов,

Приоритетные направления развития финансового потенциала реализации Стратегии социально-экономического развития Воронежской

Перечень документов и материалов,


Окончание табл. 8


1

2

3

7. Рост спроса на образовательные услуги воронежских ву-

зов со стороны зарубежных потребителей

3,57–3,87

3,43–3,85

8. Реализация федеральных проектов развития транспортной инфраструктуры (высокоскоростная магистраль Москва

Адлер, платные автодороги, аэропорт)


4,00–4,60


3,86–4,62

9. Реализация федеральных программ развития перспектив-

ных направлений импортозамещения

3,43–4,43

3,63–4,43

10. Реализация кластерных проектов в широком спектре от-

раслей экономики и социальной сферы

3,83–4,61

3,62–4,23

11. Принятие федеральными властями решений о создании территорий с льготными условиями осуществления эконо-

мической деятельности (ОЭЗ)


4,06–4,40


3,50–4,23

12. Использование незадействованных туристско-

рекреационных ресурсов территории

3,75 – 4,14

3,50 – 4,23

13. Вывод крупных компаний (или их подразделений) из

столицы в регионы

3,75 – 4,2

3,20 – 3,86

14. Рост транзитных потоков по транспортному коридору

"Север Юг", развитие «транзитной» экономики

3,87–4,40

3,43–4,00


В составе существенных угроз развитию Воронежской области установ- лены следующие:

  1. Усилениемежрегиональнойконкуренции.

Объектами межрегиональной конкуренции выступают, во-первых, наиболее
мобильная и высококвалифицированная часть трудовых ресурсов региона; во- вторых, традиционная продукция воронежских предприятий, имеющая товары- аналоги и товары-заменители широкой номенклатуры, производимые в других ре- гионах страны.

Прогнозируется обострение конкуренции и на национальном рынке образо- вательных услуг, вызванное активной рыночной трансформацией систем высшего образования в ряде регионов страны (Москва, Нижегородская, Ростовская, Са- марская, Свердловская и другие области).

  1. Уменьшение объема безвозмездных перечислений субъектам РФ из феде-рального бюджета.

В среднесрочной перспективе при сохранении, тем более, расширении эко- номических санкций против России, прогнозируется уменьшение объема транс- фертов регионам из федерального бюджета.

  1. Внешниеугрозы.

Действие экономических санкций, сказывается не только на ограничениях финансовых ресурсов, поступающих из федерального центра, но и существенно усложняет деятельность предприятий ряда отраслей экономики Воронежской об- ласти. Так, в агропромышленном комплексе наиболее импортозависимыми по оборудованию и запасным частям являются молочная, сахарная, мясная и конди- терская отрасли. Сохраняется импортозависимость по семенному материалу по отдельным сельскохозяйственным культурам (в посевах региона доля импортных семян подсолнечника, кукурузы, сахарной свеклы составляет от 50 до 90 %). По-

дорожание импортных сырья, наполнителей, упаковки, запасных частей приводит к росту цен на готовую продукцию агропромышленного комплекса, что ограни- чивает потребительский спрос.

Для уточнения и дополнения состава внешних угроз, оценки вероятности их реализации и последствий для развития Воронежской области был проведен опрос экспертов (состав групп респондентов назван выше).


Диапазон экспертных оценок с учетом всех групп респондентов представлен в таблице 9.
Таблица 9 Диапазон средних значений экспертных оценок угроз развитию Воронежской области


Угрозы развитию Воронежской области

Оценка возможностей

последствия

реализации

вероятность

реализации

1

2

3

1. Перераспределение финансовых потоков в пользу внешних

пользователей

3,71–4,54

3,49–4,08

2. Обострение межрегиональной конкуренции, предметом кото-

рой является мобильная и наиболее квалифицированная часть трудовых ресурсов региона


3,80–4,47


3,62–4,31

3. Обострение межрегиональной конкуренции, предметом кото- рой выступает традиционная продукция воронежских предпри-

ятий


3,46–4,07


3,54–4,43

4. Влияние внешних экономических санкций

3,77–4,29

3,73–4,43

5. Усиление глобальной конкуренции

3,71–4,62

3,54–4,43

6. Нарастание социальной напряженности: ухудшение положения работников бюджетной сферы, пенсионеров, увеличение диффе-

ренциации доходов населения


4,40–4,85


4,00–4,62

7. Продолжающееся ухудшение половозрастной структуры насе-

ления

3,95–4,57

3,90–4,50

8. Повышение напряженности на региональном рынке труда

4,07–4,86

3,67–4,57

9. Нарастание дисбаланса системы расселения населения, не обеспеченного рабочими местами, необходимыми объектами со-

циальной и инженерной инфраструктуры


3,75–4,71


3,74–4,29

10. Уменьшение объема безвозмездных перечислений субъектам

РФ из федерального бюджета

4,27–4,52

3,67–4,38

11. Рост курса рубля по отношению к основным валютам, веду-

щий к утрате конкурентоспособности продукции воронежских предприятий на мировом рынке


3,43–4,14


3,52–4,14

12. Уменьшение господдержки сельского хозяйства

4,29–4,6

3,87–4,31

13. Сокращение бюджетного финансирования науки и образова-

ния

4,31–4,77

4,11–4,46

14. "Утечка мозгов" за пределы страны

4,00–4,43

3,47–4,29

15. Ухудшение экологической обстановки, связанное с изменени-

ем климата

3,60–4,29

3,37–3,86


Типологизация интересов субъектов


стратегического развития Воронежской области

Полученные от представителей крупного, малого и среднего бизнеса, орга- нов государственной власти и местного самоуправления, институтов гражданско- го общества оценки основных возможностей и угроз, прогнозируемых во внешней среде Воронежской области, были использованы

для выявления и типологизации интересов субъектов стратегического раз- вития региона.

Анализ значений экспертных оценок возможностей развития Воронежской области представителей различных групп стейкхолдеров показал следующие ре- зультаты.

Представители региональных органов власти и управленияне выделили ни одной возможности, влияние которых на социально-экономическое развитие Во- ронежской области было бы сильным или близким к таковому.

В составе возможностей, имеющих силу влияния заметно выше умеренного, определены: расширение масштабов бюджетного финансирования развития воро- нежских предприятий оборонно-промышленного комплекса (4,26); расширение масштабов финансирования развития экономики Воронежской области, осущест- вляемого частными инвесторами (4,29); реализация кластерных проектов в широ- ком спектре отраслей экономики и социальной сферы (4,14).

Вместе с тем их оценки свидетельствуют о том, что ни одна из них не имеет высокой вероятности использования. Все вышеназванные возможности имеют среднюю вероятность использования (4,08).

Представители органов местного самоуправления не отнесли к возможно- стям, влияние которых на социально-экономическое развитие региона ближе к сильному (более 4,5), ни одной из указанных в анкете.

Органы местного самоуправления возлагают надежды на: востребованность