Файл: Стратегия социальноэкономического развития воронежской области на период до 2035 года.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.02.2024
Просмотров: 1947
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
В составе существенных возможностей развития Воронежской области
Типологизация интересов субъектов
Относительные конкурентные преимущества Воронежской области
Ключевые проблемы социально-экономического развития Воронежской области
Консервативный сценарий отличается:
Подраздел 4.1. Демографическое и миграционное развитие Воронежской области
Ожидаемые основные результаты:
Подраздел 4.2. Сохранение здоровья и продление активного долго-
Ожидаемые основные результаты:
Ожидаемые основные результаты:
Подраздел 4.3. Модернизация образования Воронежской области
Ожидаемые основные результаты.
Способы и направления деятельности органов государственной вла- сти Воронежской области:
Подраздел 4.4. Развитие культурной среды
Ожидаемые основные результаты:
Цель 1.15. Формирование единого культурного пространства, укре- пление нравственных ценностей.
Подраздел 4.5. Развитие физической культуры и спорта
Ожидаемые основные результаты:
Ожидаемые основные результаты:
Способы и направления деятельности органов государственной вла- сти Воронежской области:
Подраздел 4.7. Оптимизация рынка труда
Ожидаемые основные результаты:
Ожидаемые основные результаты:
Ожидаемые основные результаты:
Способы и направления деятельности органов государственной вла- сти Воронежской области:
Подраздел 4.8. Развитие некоммерческого сектора и межсекторного социального партнерства
Ожидаемые основные результаты:
Способы и направления деятельности органов государственной вла- сти Воронежской области:
Ожидаемые основные результаты:
Ожидаемые основные результаты:
Способы и направления деятельности органов государственной вла- сти Воронежской области:
Подраздел 5.1. Развитие высокотехнологичного промышленного
Ожидаемые основные результаты:
Подраздел 5.2. Развитие агропромышленного комплекса
Ожидаемые основные результаты:
Направления деятельности органов государственной власти Воро- нежской области:
Подраздел 5.4. Развитие транспортно-логистической инфраструктуры
Ожидаемые основные результаты.
Ожидаемые основные результаты.
Направления деятельности органов государственной власти Воро- нежской области:
Подраздел 5.5. Развитие строительного комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики
Ожидаемые основные результаты:
Ожидаемые основные результаты:
Направления деятельности органов государственной власти Воро- нежской области:
Подраздел 5.6. Развитие туризма
Ожидаемые основные результаты:
Способы и направления деятельности органов государственной вла- сти Воронежской области:
Подраздел 5.7. Развитие малого и среднего предпринимательства
Ожидаемые основные результаты.
Ожидаемые основные результаты.
Направления деятельности органов государственной власти Воро- нежской области:
Подраздел 5.8. Развитие межрегиональных и внешнеэкономических
Ожидаемые основные результаты:
Ожидаемые основные результаты:
Способы и направления деятельности органов государственной вла- сти Воронежской области:
Ожидаемые основные результаты.
Ожидаемые основные результаты:
Направления деятельности органов государственной власти Воро- нежской области:
Приоритеты, цели, задачи и направления пространственного разви-
Основные ожидаемые результаты пространственного развития ре- гиона.
Оценка финансовых ресурсов, необходимых для реализации Стратегии.
Развитие публичной собственности.
Ожидаемые основные результаты:
Возможности развития социальной защиты региона:
Неблагоприятные факторы развития социальной защиты региона:
Связь, информационные и коммуникационные технологии
Транспортно-логистическая инфраструктура
Основные ограничения в развитии ТЛИС:
Факторами, сдерживающими развитие ТЛИС региона, являются:
Жилищно-коммунальное хозяйство и энергетика
Торговля и потребительский рынок
Внешнеэкономическая деятельность и экспорт.
Проекты и программы развития муниципальных образований Воронежской области
Пространственная конфигурация кластеров АПК Воронежской области
Окончание табл. 8
1 | 2 | 3 |
7. Рост спроса на образовательные услуги воронежских ву- зов со стороны зарубежных потребителей | 3,57–3,87 | 3,43–3,85 |
8. Реализация федеральных проектов развития транспортной инфраструктуры (высокоскоростная магистраль Москва – Адлер, платные автодороги, аэропорт) | 4,00–4,60 | 3,86–4,62 |
9. Реализация федеральных программ развития перспектив- ных направлений импортозамещения | 3,43–4,43 | 3,63–4,43 |
10. Реализация кластерных проектов в широком спектре от- раслей экономики и социальной сферы | 3,83–4,61 | 3,62–4,23 |
11. Принятие федеральными властями решений о создании территорий с льготными условиями осуществления эконо- мической деятельности (ОЭЗ) | 4,06–4,40 | 3,50–4,23 |
12. Использование незадействованных туристско- рекреационных ресурсов территории | 3,75 – 4,14 | 3,50 – 4,23 |
13. Вывод крупных компаний (или их подразделений) из столицы в регионы | 3,75 – 4,2 | 3,20 – 3,86 |
14. Рост транзитных потоков по транспортному коридору "Север – Юг", развитие «транзитной» экономики | 3,87–4,40 | 3,43–4,00 |
В составе существенных угроз развитию Воронежской области установ- лены следующие:
-
Усилениемежрегиональнойконкуренции.
Объектами межрегиональной конкуренции выступают, во-первых, наиболее
мобильная и высококвалифицированная часть трудовых ресурсов региона; во- вторых, традиционная продукция воронежских предприятий, имеющая товары- аналоги и товары-заменители широкой номенклатуры, производимые в других ре- гионах страны.
Прогнозируется обострение конкуренции и на национальном рынке образо- вательных услуг, вызванное активной рыночной трансформацией систем высшего образования в ряде регионов страны (Москва, Нижегородская, Ростовская, Са- марская, Свердловская и другие области).
-
Уменьшение объема безвозмездных перечислений субъектам РФ из феде-рального бюджета.
В среднесрочной перспективе при сохранении, тем более, расширении эко- номических санкций против России, прогнозируется уменьшение объема транс- фертов регионам из федерального бюджета.
-
Внешниеугрозы.
Действие экономических санкций, сказывается не только на ограничениях финансовых ресурсов, поступающих из федерального центра, но и существенно усложняет деятельность предприятий ряда отраслей экономики Воронежской об- ласти. Так, в агропромышленном комплексе наиболее импортозависимыми по оборудованию и запасным частям являются молочная, сахарная, мясная и конди- терская отрасли. Сохраняется импортозависимость по семенному материалу по отдельным сельскохозяйственным культурам (в посевах региона доля импортных семян подсолнечника, кукурузы, сахарной свеклы составляет от 50 до 90 %). По-
дорожание импортных сырья, наполнителей, упаковки, запасных частей приводит к росту цен на готовую продукцию агропромышленного комплекса, что ограни- чивает потребительский спрос.
Для уточнения и дополнения состава внешних угроз, оценки вероятности их реализации и последствий для развития Воронежской области был проведен опрос экспертов (состав групп респондентов назван выше).
Диапазон экспертных оценок с учетом всех групп респондентов представлен в таблице 9.
Таблица 9 – Диапазон средних значений экспертных оценок угроз развитию Воронежской области
Угрозы развитию Воронежской области | Оценка возможностей | |
последствия реализации | вероятность реализации | |
1 | 2 | 3 |
1. Перераспределение финансовых потоков в пользу внешних пользователей | 3,71–4,54 | 3,49–4,08 |
2. Обострение межрегиональной конкуренции, предметом кото- рой является мобильная и наиболее квалифицированная часть трудовых ресурсов региона | 3,80–4,47 | 3,62–4,31 |
3. Обострение межрегиональной конкуренции, предметом кото- рой выступает традиционная продукция воронежских предпри- ятий | 3,46–4,07 | 3,54–4,43 |
4. Влияние внешних экономических санкций | 3,77–4,29 | 3,73–4,43 |
5. Усиление глобальной конкуренции | 3,71–4,62 | 3,54–4,43 |
6. Нарастание социальной напряженности: ухудшение положения работников бюджетной сферы, пенсионеров, увеличение диффе- ренциации доходов населения | 4,40–4,85 | 4,00–4,62 |
7. Продолжающееся ухудшение половозрастной структуры насе- ления | 3,95–4,57 | 3,90–4,50 |
8. Повышение напряженности на региональном рынке труда | 4,07–4,86 | 3,67–4,57 |
9. Нарастание дисбаланса системы расселения населения, не обеспеченного рабочими местами, необходимыми объектами со- циальной и инженерной инфраструктуры | 3,75–4,71 | 3,74–4,29 |
10. Уменьшение объема безвозмездных перечислений субъектам РФ из федерального бюджета | 4,27–4,52 | 3,67–4,38 |
11. Рост курса рубля по отношению к основным валютам, веду- щий к утрате конкурентоспособности продукции воронежских предприятий на мировом рынке | 3,43–4,14 | 3,52–4,14 |
12. Уменьшение господдержки сельского хозяйства | 4,29–4,6 | 3,87–4,31 |
13. Сокращение бюджетного финансирования науки и образова- ния | 4,31–4,77 | 4,11–4,46 |
14. "Утечка мозгов" за пределы страны | 4,00–4,43 | 3,47–4,29 |
15. Ухудшение экологической обстановки, связанное с изменени- ем климата | 3,60–4,29 | 3,37–3,86 |
Типологизация интересов субъектов
стратегического развития Воронежской области
Полученные от представителей крупного, малого и среднего бизнеса, орга- нов государственной власти и местного самоуправления, институтов гражданско- го общества оценки основных возможностей и угроз, прогнозируемых во внешней среде Воронежской области, были использованы
для выявления и типологизации интересов субъектов стратегического раз- вития региона.
Анализ значений экспертных оценок возможностей развития Воронежской области представителей различных групп стейкхолдеров показал следующие ре- зультаты.
Представители региональных органов власти и управленияне выделили ни одной возможности, влияние которых на социально-экономическое развитие Во- ронежской области было бы сильным или близким к таковому.
В составе возможностей, имеющих силу влияния заметно выше умеренного, определены: расширение масштабов бюджетного финансирования развития воро- нежских предприятий оборонно-промышленного комплекса (4,26); расширение масштабов финансирования развития экономики Воронежской области, осущест- вляемого частными инвесторами (4,29); реализация кластерных проектов в широ- ком спектре отраслей экономики и социальной сферы (4,14).
Вместе с тем их оценки свидетельствуют о том, что ни одна из них не имеет высокой вероятности использования. Все вышеназванные возможности имеют среднюю вероятность использования (4,08).
Представители органов местного самоуправления не отнесли к возможно- стям, влияние которых на социально-экономическое развитие региона ближе к сильному (более 4,5), ни одной из указанных в анкете.
Органы местного самоуправления возлагают надежды на: востребованность