Файл: Стратегия социальноэкономического развития воронежской области на период до 2035 года.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.02.2024

Просмотров: 1794

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

РАЗДЕЛ 1.

Воронежской области

В составе существенных возможностей развития Воронежской области

Типологизация интересов субъектов

Относительные конкурентные преимущества Воронежской области

Ключевые проблемы социально-экономического развития Воронежской области

РАЗДЕЛ 2.

РАЗДЕЛ 3.

Воронежской области. Особенные характеристики Стратегии развития Воронежской области на период до 2035 года

Консервативный сценарий отличается:

Базовый сценарий отличается:

РАЗДЕЛ 4.

Подраздел 4.1. Демографическое и миграционное развитие Воронежской области

Ключевые задачи:

Ожидаемые основные результаты:

Подраздел 4.2. Сохранение здоровья и продление активного долго-

Ключевые задачи:

Ожидаемые основные результаты:

Ключевые задачи:

Ожидаемые основные результаты:

сти Воронежской области:

Подраздел 4.3. Модернизация образования Воронежской области

Ключевые задачи:

Ожидаемые основные результаты.

Способы и направления деятельности органов государственной вла- сти Воронежской области:

Подраздел 4.4. Развитие культурной среды

Ожидаемые основные результаты:

Цель 1.15. Формирование единого культурного пространства, укре- пление нравственных ценностей.

Ключевые задачи:

Подраздел 4.5. Развитие физической культуры и спорта

Ключевые задачи:

Ожидаемые основные результаты:

Ключевые задачи:

Ожидаемые основные результаты:

Способы и направления деятельности органов государственной вла- сти Воронежской области:

Подраздел 4.7. Оптимизация рынка труда

Ключевые задачи:

Ожидаемые основные результаты:

Ключевые задачи:

Ожидаемые основные результаты:

Ключевые задачи:

Ключевые задачи:

Ожидаемые основные результаты:

Ключевые задачи:

Способы и направления деятельности органов государственной вла- сти Воронежской области:

Подраздел 4.8. Развитие некоммерческого сектора и межсекторного социального партнерства

Ключевые задачи:

Ожидаемые основные результаты:

Способы и направления деятельности органов государственной вла- сти Воронежской области:

Ключевые задачи:

Ожидаемые основные результаты:

Ключевые задачи:

Ожидаемые основные результаты:

Способы и направления деятельности органов государственной вла- сти Воронежской области:

РАЗДЕЛ 5.

Подраздел 5.1. Развитие высокотехнологичного промышленного

Ключевые задачи:

Ключевые задачи:

Ключевые задачи:

Ключевые задачи:

Ожидаемые основные результаты:

Способы реализации целей:

Подраздел 5.2. Развитие агропромышленного комплекса

Ключевые задачи:

Ключевые задачи:

Ключевые задачи:

Ожидаемые основные результаты:

Способы реализации целей:

Направления деятельности органов государственной власти Воро- нежской области:

Подраздел 5.4. Развитие транспортно-логистической инфраструктуры

Ключевые задачи:

Ожидаемые основные результаты.

Ключевые задачи:

Ожидаемые основные результаты.

Способы реализации целей:

Направления деятельности органов государственной власти Воро- нежской области:

Подраздел 5.5. Развитие строительного комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики

Ключевые задачи:

Ожидаемые основные результаты:

Ключевые задачи:

Ожидаемые основные результаты:

Способы реализации целей:

Направления деятельности органов государственной власти Воро- нежской области:

Подраздел 5.6. Развитие туризма

Ключевые задачи:

Ожидаемые основные результаты:

Способы и направления деятельности органов государственной вла- сти Воронежской области:

Подраздел 5.7. Развитие малого и среднего предпринимательства

Ключевые задачи:

Ожидаемые основные результаты.

Ключевые задачи:

Ожидаемые основные результаты.

Способы реализации целей:

Направления деятельности органов государственной власти Воро- нежской области:

Подраздел 5.8. Развитие межрегиональных и внешнеэкономических

Ключевые задачи:

Ожидаемые основные результаты:

Ключевые задачи:

Ожидаемые основные результаты:

Способы и направления деятельности органов государственной вла- сти Воронежской области:

РАЗДЕЛ 6.

Ключевые задачи:

Ожидаемые основные результаты.

Способы реализации целей и направления деятельности органов го- сударственной власти Воронежской области:

Ожидаемые основные результаты:

Способы реализации целей:

Направления деятельности органов государственной власти Воро- нежской области:

Приоритеты, цели, задачи и направления пространственного разви-

Основные ожидаемые результаты пространственного развития ре- гиона.

РАЗДЕЛ 9.

Оценка финансовых ресурсов, необходимых для реализации Стратегии.

Развитие публичной собственности.

Ожидаемые основные результаты:

Образование

Возможности развития социальной защиты региона:

Основные ограничения:

Неблагоприятные факторы развития социальной защиты региона:

Промышленность

Основные ограничения:

Агропромышленный комплекс

Строительный комплекс

Сдерживающие факторы:

Связь, информационные и коммуникационные технологии

Транспортно-логистическая инфраструктура

Возможности развития ТЛИС:

Основные ограничения в развитии ТЛИС:

Факторами, сдерживающими развитие ТЛИС региона, являются:

Жилищно-коммунальное хозяйство и энергетика

Торговля и потребительский рынок

Туризм

Основной ограничитель:

Внешнеэкономическая деятельность и экспорт.

Инновационная деятельность

Основные ограничения:

Неблагоприятные факторы:

Экология

Динамика целевых показателей социально-экономического развития Воронежской области по годам реализации Стратегии

Перечень ключевых проектов социально-экономического развития Воронежской области, обеспечивающих реализацию Стратегии

Проекты и программы развития муниципальных образований Воронежской области

Пространственная конфигурация кластеров АПК Воронежской области

Перечень нормативных правовых актов,

Приоритетные направления развития финансового потенциала реализации Стратегии социально-экономического развития Воронежской

Перечень документов и материалов,

В составе существенных возможностей развития Воронежской области


установлены следующие:

  1. Наличие на национальном и мировом рынках устойчивого спроса на нике-левыеруды.

В Воронежской области, наряду с традиционными, эксплуатируемыми на протяжении длительного времени, нерудными полезными ископаемыми (мел, граниты, глины, пески, цементное сырье) разведаны мощные рудные месторож- дения никеля, меди; попутными продуктами извлечения могут быть кобальт, се- ребро, теллур, платиноиды, золото. Обосновано, что область перспективна на вы- явление промышленных месторождений алмазов.

При освоении рудных месторождений вполне реально появление масштаб- ного спроса на продукцию разных отраслей экономики Воронежской области, прежде всего на продукцию предприятий машиностроения.

Не менее важна мультипликативная функция добывающей промышленно- сти с точки зрения активизации научно-исследовательских и опытно- конструкторских разработок, реализующих имеющийся креативный потенциал области, формирования целевого заказа на образовательные услуги.

  1. Расширение масштабов бюджетного финансирования развития воро-нежскихпредприятийоборонно-промышленногокомплекса.

Вхождение ряда воронежских предприятий ракетно-космической, радио- электронной промышленности, производства средств связи в интегрируемые биз- нес-структуры национального масштаба обусловливает значительный объем фи- нансирования из федерального бюджета.

  1. Расширение масштабов финансирования развития экономики Воронеж-скойобласти,осуществляемого частными внешними инвесторами.

Устойчивая динамика роста, усиление позиций на национальном рынке во- ронежских предприятий широкого спектра отраслей (сельское хозяйство, пище- вая, химическая промышленность, сельскохозяйственное машиностроение, само-
летостроение, информационные технологии и др.) стимулируют привлечение и расширение масштабов внешних, в том числе иностранных инвестиций.

  1. Реализацияфедеральныхпроектовразвитиятранспортнойинфра-структуры (высокоскоростная магистраль Москва – Адлер, платные автодоро-ги,аэропорт).

Воронежская область относится к перспективным регионам с точки зрения реализации федеральных проектов по развитию транспортно-логистической ин- фраструктуры, регионам.

В соответствии с «Долгосрочной концепцией развития транспортного ком- плекса Воронежской области на период до 2020 г.» главной задачей развития во- ронежского направления является возможность повышения технического уровня транспортной инфраструктуры с учетом формирования транспортного коридора

«СеверЮг» (Москва Ростов Новороссийск – выход к портам и здравницам Черного моря), и соответственно, развитие скоростного и высокоскоростного движения на направлении Москва Ростов.

  1. Реализация федеральных программ развития перспективных направленийимпортозамещения.

В настоящее время импортозависимость в Российской Федерации составля- ет по группам товаров: станкостроение 90 %; тяжелое машиностроение 60–80

%;легкая промышленность 70–90 %;медицинская промышленность 70–80

%;машиностроение для пищевой промышленности – 60–80 %.По оценке Мин- сельхоза России, в 2016 г. удельный вес молока и молокопродуктов отечествен- ного производства в общем объеме ресурсов внутреннего рынка пока отстает на 8,5 п.п. от порогового значения Доктрины продовольственной безопасности.

Воронежская область уже сейчас обеспечивает себя овощами на 110 %, ма-

каронными изделиями – на 138 %, картофелем – на 200 %; производство сахара превышает потребности воронежцев в 7,9 раза, растительного масла в 22,2 раза.

Значительные возможности развития импортозамещенияв индустриальном секторе экономики Воронежской области связаны с функционированием на тер- ритории области предприятий ОПК, перед которыми поставлена задача доведения выпуска продукции гражданского назначения до 50 % от общего объема произ- водства.

  1. Реализация инвестиционных проектов по строительству генерирующихмощностей на территории Воронежскойобласти.

АО «Концерн «Росэнергоатом» на площадке Нововоронежской АЭС (НВАЭС-2) осуществляет сооружение двух энергоблоков (№ 6 и № 7) нового по- коления. Это инновационный проект атомной отрасли, реализующий целый ряд принципиально новых технологий. Энергоблок № 6 (энергопуск состоялся в авгу- сте 2016 г.) является референтным для новых станций не только в России, но и за рубежом. Окончание сооружения блока 7 запланировано на 2019 г.

Филиалом ПАО «Квадра»–«Воронежская генерация» осуществляется строительство парогазового блока ПГУ мощностью 223 МВт Воронежской ТЭЦ-

  1. Планируемый срок ввода в эксплуатацию ΙV квартал 2018 г.

В результате ввода новых энергетических мощностей на Нововоронежской АЭС и ПАО «Квадра» прогнозируется увеличение производства электроэнергии на территории Воронежской области до 28 млрд кВт/ч. в 2020 г.

    1. Принятие федеральными властями решений о созданиитерриторий сльготными условиями осуществления экономической деятельности (особые эко-номическиезоны,территории опережающегоразвития).

Серьезным основанием для создания на территории области особой эконо- мической зоны федерального уровня является успешно действующий, значитель- но расширяющий свою
деятельность индустриальный парк «Масловский».

Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 24 марта 2017 г. № 539-р индустриальный парк «Масловский» вошел в перечень проектов по созданию индустриальных парков и технопарков, поддерживаемых Правитель- ством Российской Федерации.

В 2017-2019 гг. региону будут предоставлены субсидии из федерального бюджета в объеме 659,2 млн руб. на возмещение затрат на создание инфраструк- туры.

Ввод режима «территории опережающего развития» перспективен для ряда муниципальных образований Воронежской области, которые включены Минэко- номразвития России в реестр моногородов, претендующих на его использование (Елань-Коленовское городское поселение, городское поселение город Семилуки, городское поселение город Павловск).

    1. Рост транзитных потоков по транспортному коридору «Север – Юг»,развитие«транзитной»экономики.

Транзитные потоки через территорию области будут расти, особенно в на- правлении «Север – Юг». Это относится и к грузо- и к пассажиропотоку. Следует учитывать перспективы повышения грузооборота и пассажиропотока в связи с развитием транспортной инфраструктуры на направлениях Москва- Новороссийск, Центр – Крым.

Для оценки силы влияния выявленных возможностей на социально- экономическое развитие Воронежской области и вероятности их использования был проведен опрос экспертов. Для анкетирования были выбраны группы респондентов, являющихся представителями: исполнительных органов государственной власти Воронежской области; органов местного самоуправления; крупного, малого и среднего бизнеса; институтов гражданского общества; научного сообщества. Диапазон экспертных оценок возможностей развития Воронежской области с учетом всех групп респондентов представлен в
таблице 8.
Таблица 8 Диапазон средних значений экспертных оценок возможностей развития Воронежской области


Возможности развития Воронежской области

Оценка возможностей


сила влияния

вероятность

использова- ния

1

2

3

1. Наличие на национальном и мировом рынках спроса на

никелевые руды

3,22–3,92

3,47–3,81

2. Востребованность продукции воронежских предприятий для модернизации материально-технической базы экономи-

ки России


3,71–4,43


3,47–3,91

3. Расширение масштабов бюджетного финансирования раз- вития воронежских предприятий оборонно-промышленного

комплекса


4,19–4,61


3,86–4,62

3. Расширение масштабов бюджетного финансирования раз- вития воронежских предприятий оборонно-промышленного

комплекса


4,19–4,61


3,86–4,62

4. Расширение масштабов финансирования развития эконо- мики Воронежской области, осуществляемого частными ин-

весторами


4,00–4,53


3,53–4,15

5. Расширение участия бизнеса в решении социальных про- блем региона (посредством механизма ГЧП, развития соци-

ального предпринимательства)


3,68–4,57


3,49–4,46

6. Рост спроса на продукцию предприятий АПК Воронеж-

ской области на мировом рынке

4,07–4,53

3,67–4,45