Файл: Удк 372. 8 811. 161. 1 Ббк 74. 268. 1Рус К28 16.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 1162

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Урок 1. Русский язык как развивающееся явление

Повторение изученного в 5—6 классах

Урок 2. Синтаксис. Синтаксический разбор

Урок 3. Пунктуация. Пунктуационный разбор

Урок 4. Лексика и фразеология

Урок 5. Фонетика. Фонетический разбор слов

Урок 6. Орфография.

Урок 7. Словообразование и орфография.

Урок 8. Словообразование и орфография.

Урок 9. Морфологический разбор имён существительных и прилагательных.

Урок 10. Морфологический разбор имён числительных и местоимений.

Урок 11. Морфологический разбор глагола.

Урок 12. Сочинение по картине

Урок 13. Контрольный диктант

Тексты и стили

Урок 14. Текст

Урок 15. Диалог. Виды диалогов

Урок 16. Стили литературного языка

Урок 17. Публицистический стиль

Морфология и орфография.

Урок 18. Причастие как часть речи

Урок 19. Склонение причастий

Уроки 20—21. Причастный оборот

Уроки 22—23. Описание внешности человека

Урок 24. Действительные и страдательные причастия

Урок 25. Краткие и полные страдательные причастия

Урок 26. Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени

Урок 27. Действительные причастия прошедшего времени

Урок 28. Изложение от третьего лица

Урок 29. Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени

Урок 30. Страдательные причастия прошедшего времени

Урок 31. Гласные перед н в полных и кратких страдательных причастиях

Уроки 32—34. Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква н в отглагольных прилагательных

Уроки 35—36. Одна и две буквы н в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных

Уроки 37—38. Выборочное изложение

Урок 39. Морфологический разбор причастия

Урок 40. Контрольный диктант

Уроки 41—42. Слитное и раздельное написание

Уроки 43—44. Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени

Уроки 45—46. Сочинение «Успешный телеведущий»

Уроки 47—48. Обобщение по теме «Причастие»

Урок 49. Зачёт по теме «Причастие»

Урок 50. Контрольный диктант

Урок 51. Деепричастие как часть речи

Уроки 52—53. Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте

Урок 54. Раздельное написание не

Уроки 55—56. Деепричастия совершенного и несовершенного вида

Урок 57. Употребление в речи причастных

Урок 58. Морфологический разбор деепричастия

Урок 59. Обобщение изученного по теме

Урок 60. Зачёт по теме «Деепричастие»

Урок 61. Контрольный диктант

Урок 62. Наречие как часть речи

Уроки 63—64. Разряды наречий

Уроки 65—66. Пейзаж на картине И. Попова

Урок 67. Степени сравнения наречий

Урок 68. Морфологический разбор наречия

Уроки 69—70. Сочинение-рассуждение

Уроки 71—72. Слитное и раздельное написание

отрицательных наречий

Уроки 74—75. Одна и две буквы н

Урок 76. Контрольный диктант

Урок 77. Описание действий

Урок 78. Буквы о и е после шипящих на конце наречий

Уроки 79—80. Буквы о и а на конце наречий

Уроки 81—82. Сочинение по картине Е. Н. Широкова «Друзья»

Уроки 83—84. Дефис между частями слова в наречиях

Уроки 85—86. Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных

Урок 87. Мягкий знак после шипящих на конце наречий

Урок 88. Обобщение по теме «Наречие»

Урок 89. Зачёт по теме «Наречие»

Урок 90. Контрольный диктант

Урок 91. Учебно-научная речь

Урок 92. Учебный доклад

Урок 94. Морфологический разбор категории состояния

Уроки 95—96. Сочинение на лингвистическую тему

Урок 97. Самостоятельные и служебные части речи

Урок 98. Предлог как часть речи

Урок 99. Употребление предлогов

Уроки 100—101. Непроизводные и производные предлоги

Урок 102. Простые и составные предлоги

Урок 103. Морфологический разбор предлога

Уроки 104—105. Слитное и раздельное написание производных предлогов

Урок 106. Союз как часть речи

Урок 107. Простые и составные союзы

Уроки 108—109. Союзы сочинительные и подчинительные

Урок 110. Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении

Урок 111. Сочинительные союзы

Урок 112. Подчинительные союзы

Урок 113. Морфологический разбор союза

Урок 114. Сочинение-рассуждение

Урок 116. Обобщение сведений о предлогах и союзах

Урок 117. Контрольный диктант

Урок 118. Частица как часть речи

Урок 119. Разряды частиц. Формообразующие частицы

Уроки 120—121. Работа над вымышленными рассказами

Урок 122. Смысловые частицы

Урок 123. Раздельное и дефисное написание частиц

Урок 124. Морфологический разбор частицы

Урок 125. Отрицательные частицы не и ни

Урок 126. Различие частицы не и приставки не-

Урок 128. Подготовка к контрольному диктанту по темам «Союз» и «Частица»

Урок 129. Контрольный диктант

Урок 130. Междометие как часть речи. Знаки препинания при междометиях

Повторение и систематизация изученного в 5—7 классах

Урок 131. Разделы науки о русском языке.

Урок 132. Фонетика. Графика

Урок 133. Лексика и фразеология

Урок 134. Морфемика. Словообразование

Уроки 135—136. Морфология и орфография

Уроки 137—138. Синтаксис и пунктуация

Урок 139. Контрольный диктант

Урок 140. Урок творчества: от впечатления к слову

Литература

Содержание
























УДК 372.8:811.161.1 ББК 74.268.1Рус

К28

16+


Касатых Е. А.


К28 Русский язык. Поурочные разработки. 7 класс : пособие для учителей общеобразоват. организаций / Е. А. Касатых. М. : Просвещение, 2014. 176 с. — ISBN 978-5-09-027493-7.

Пособие включает в себя полноценно и качественно разрабо- танную систему уроков (с указанием целей, результатов обучения, универсальных учебных действий) к учебнику для 7 класса УМК М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Л. А. Тростенцовой и др. В книге много внимания уделено обобщению и совершенствованию орфографических навыков, становлению связной устной и пись- менной речи. Проблемные и игровые задания повышают уровень мотивации к обучению, тесты способствуют эффективному контро- лю знаний.

УДК 372.8:811.161.1 ББК 74.268.1Рус
ISBN 978-5-09-027493-7 © Издательство «Просвещение», 2014

© Художественное оформление.

Издательство Просвещение», 2014 Все права защищены




От автора

Предлагаемое пособие включает серию уроков к учеб- нику для 7 класса «Русский язык» авторов М. Т. Барано- ва, Т. А. Ладыженской и др. Разработки сопровождаются указанием целей, результатов обучения и универсальных учебных действий, что соответствует современному мето- дическому аппарату ФГОС.

Учебник дополняется разнообразными видами диктан- тов и работой с текстами (анализ содержания, нахожде- ние изучаемых языковых единиц, составление устных и письменных высказываний на основе прочитанного). Боль- шинство уроков с тестовыми заданиями. Предложенные материалы позволяют обеспечить эффективное изучение русского языка и качественную подготовку к ГИА и ЕГЭ соответственно в 9 и 11 классах.

Данное пособие помогает последовательно организовать работу над расширением словарного запаса (слова отмече- ны знаком *) и круга фоновых знаний семиклассников.

Особое внимание уделено обобщению и систематизации изученных сведений по орфографии. Приводится мате- риал, позволяющий научить разграничивать похожие и трудно усваиваемые семиклассниками лингвистические явления — прилагательные, отглагольные прилагатель- ные, причастия; краткие формы прилагательного и при- частия; причастный и деепричастный обороты; некоторые союзы и частицы. В книге также представлен ряд уроков- зачётов по основным темам, изучаемым в 7 классе.

Система уроков по развитию речи содержит аналити- ческие вопросы, ознакомительные образцы сочинений, а также опорные схемы (далее — ОС), как то: «Описание пейзажа, изображённого на картине», «Описание внешно- сти человека», «Описание действий», «Сочинение-рассуж- дение», состоящие из общего плана письменной работы, ключевых слов и выражений.

Работа с ОС проводится следующим образом. Каждый учащийся получает индивидуальную распечатку, знако- мится с её содержанием. В ходе сбора материала к пред- стоящему сочинению школьники обращаются к опорной лексике, представленной в ОС, составляют и записывают высказывания на основе ключевых выражений. Степень использования ОС в окончательном варианте письменной работы варьируется в зависимости от уровня подготовлен- ности и индивидуальных способностей

учащихся.

Предлагаемые ниже организационные формы работы способствуют оживлению уроков русского языка, обога- щению личностных ресурсов и активизации взаимодей- ствия между учащимися.

  1. Игра «Счётчик».

Учитель называет слова с одинаковым количеством букв. Дети мысленно представляют названные слова за- писанными в столбик. Учащиеся удерживают этот зри- тельный образ, а педагог просит назвать определённую по счёту букву во всех словах. Например, учитель произно- сит: «Аллея, гамма». Затем обращается к кому-то из уче- ников: «Вторая буква». Тот называет л, а. Учитель даёт следующее задание, например: «Четвёртая буква». Отве- чающий произносит е, м. Количество слов может быть от 2 до 4, букв в словах от 3 до 7.

Задание формирует умение мысленно видеть слова, за- поминать их образ, концентрировать внимание, удержи- вать в памяти буквенную структуру слова.

  1. Игра «Лингвистическая эстафета».

Каждый из учеников, выполнив свою часть упражне- ния (объяснив условия выбора орфограммы в слове, про- комментировав постановку знаков препинания в предло- жении), передаёт «эстафету» кому-то из одноклассников, называя его имя и фамилию. Учитель предупреждает, что каждый раз должен отвечать новый ученик.

Задание направлено на укрепление ученического кол- лектива, развитие навыков самоуправления, совершен- ствование внимания и скорости реакции.

  1. «Диалоги о русском языке».

Эта форма работы предлагается на этапе проверки до- машнего задания или освоения нового материала. Учи- тель выбирает сидящих за одной партой. Один из учени- ков задаёт вопрос (например, по теме «Слитное и раздель- ное написание производных предлогов» или «Дефис между частями слова в наречиях»), другой отвечает. Так может быть опрошено 3—5 пар учащихся.

Игра направлена на формирование осмысленного отно- шения к материалу урока, на развитие коммуникативных навыков, учит не только отвечать на вопросы, но и гра- мотно задавать их.

  1. Игра «Эксперт».

Её можно применять при проверке домашнего задания. Из хорошо успевающих учеников выбирается эксперт, ко- торый руководит процессом. На доске записаны вопросы, сформулированные учителем, исходя из содержания тек- ста упражнения, например:


— Назови слова с безударной непроверяемой гласной в корне.

  • Объясни написание н и нн в словах, где есть эта орфограмма.

  • Объясни постановку знаков препинания в предло- жениях 1, 3, 5.

  • Найди и прочитай предложения с однородными чле- нами.

Эксперт зачитывает вопрос и называет ученика, кото- рый должен ответить. Если нужно, эксперт дополняет, уточняет, исправляет ответ. Далее выбирается следующий ученик. По завершении игры класс оценивает работу экс- перта, причём не только его знания, но и то, насколько внятно был прочитан вопрос, в корректной ли форме было высказано замечание по поводу неверного ответа, дина- мично ли прошла игра.

Игра развивает способность чувствовать аудиторию, помогает формированию организаторских навыков.

Книга предполагает творческое использование. Объём и способы подачи материала варьируются с учётом уровня подготовленности класса.

Урок 1. Русский язык как развивающееся явление


Ц е л и: вспомнить единицы, уровни языка и разделы учебника, в которых они изучаются; формировать пред- ставление о русском языке как развивающемся явлении; наметить перспективы изучения русского языка в 7 классе. Личностные УУД. Воспитание интереса к русскому языку. Познавательные УУД. Восприятие информации на слух. Рассмотрение и решение отдельных вопросов лексики и фонетики. Коммуникативные УУД. Умение

вступать в диалог и вести беседу.

Ход урока


    1. Мотивационное начало урока. Учитель поздравляет учеников с началом учебного года. Подчёркивает, что учиться в 7 классе нужно очень серьёзно, так как про- грамма этого года обучения самая сложная во всём курсе русского языка.

    2. Знакомство с учебником. Рекомендуется обратить внимание учеников на фамилии авторов. Делается акцент и на «подсказках» на форзацах, в «Приложении». Уча- щиеся читают в содержании названия частей речи, с ко- торыми предстоит познакомиться.

    3. Освоение нового материала. Лекция с элементами беседы. Лекция дополняется наглядными материалами, проецируемыми на экран. В ходе объяснения учителя в тетради записываются названия уровней и единиц языка. Слово учител я. Чтобы говорить о языке как раз- вивающемся явлении, нужно вспомнить, что представляет собой язык как система. Любая система — это единый организм, элементы которого связаны друг с другом. Си- стема языка представляет собой несколько взаимосвязан- ных уровней. Самый верхний уровень языка — фонетиче-

ский. Он представлен различными звуками языка.