ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 1171
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Урок 1. Русский язык как развивающееся явление
Повторение изученного в 5—6 классах
Урок 2. Синтаксис. Синтаксический разбор
Урок 3. Пунктуация. Пунктуационный разбор
Урок 5. Фонетика. Фонетический разбор слов
Урок 7. Словообразование и орфография.
Урок 8. Словообразование и орфография.
Урок 9. Морфологический разбор имён существительных и прилагательных.
Урок 10. Морфологический разбор имён числительных и местоимений.
Урок 11. Морфологический разбор глагола.
Урок 15. Диалог. Виды диалогов
Урок 16. Стили литературного языка
Урок 17. Публицистический стиль
Урок 18. Причастие как часть речи
Уроки 20—21. Причастный оборот
Уроки 22—23. Описание внешности человека
Урок 24. Действительные и страдательные причастия
Урок 25. Краткие и полные страдательные причастия
Урок 27. Действительные причастия прошедшего времени
Урок 28. Изложение от третьего лица
Урок 30. Страдательные причастия прошедшего времени
Урок 31. Гласные перед н в полных и кратких страдательных причастиях
Уроки 37—38. Выборочное изложение
Урок 39. Морфологический разбор причастия
Уроки 41—42. Слитное и раздельное написание
Уроки 43—44. Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени
Уроки 45—46. Сочинение «Успешный телеведущий»
Уроки 47—48. Обобщение по теме «Причастие»
Урок 49. Зачёт по теме «Причастие»
Урок 51. Деепричастие как часть речи
Уроки 52—53. Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте
Урок 54. Раздельное написание не
Уроки 55—56. Деепричастия совершенного и несовершенного вида
Урок 57. Употребление в речи причастных
Урок 58. Морфологический разбор деепричастия
Урок 59. Обобщение изученного по теме
Урок 60. Зачёт по теме «Деепричастие»
Урок 62. Наречие как часть речи
Уроки 65—66. Пейзаж на картине И. Попова
Урок 67. Степени сравнения наречий
Урок 68. Морфологический разбор наречия
Уроки 69—70. Сочинение-рассуждение
Уроки 71—72. Слитное и раздельное написание
Уроки 74—75. Одна и две буквы н
Урок 78. Буквы о и е после шипящих на конце наречий
Уроки 79—80. Буквы о и а на конце наречий
Уроки 81—82. Сочинение по картине Е. Н. Широкова «Друзья»
Уроки 83—84. Дефис между частями слова в наречиях
Урок 87. Мягкий знак после шипящих на конце наречий
Урок 88. Обобщение по теме «Наречие»
Урок 89. Зачёт по теме «Наречие»
Урок 94. Морфологический разбор категории состояния
Уроки 95—96. Сочинение на лингвистическую тему
Урок 97. Самостоятельные и служебные части речи
Урок 98. Предлог как часть речи
Урок 99. Употребление предлогов
Уроки 100—101. Непроизводные и производные предлоги
Урок 102. Простые и составные предлоги
Урок 103. Морфологический разбор предлога
Уроки 104—105. Слитное и раздельное написание производных предлогов
Урок 107. Простые и составные союзы
Уроки 108—109. Союзы сочинительные и подчинительные
Урок 110. Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении
Урок 112. Подчинительные союзы
Урок 113. Морфологический разбор союза
Урок 114. Сочинение-рассуждение
Урок 116. Обобщение сведений о предлогах и союзах
Урок 118. Частица как часть речи
Урок 119. Разряды частиц. Формообразующие частицы
Уроки 120—121. Работа над вымышленными рассказами
Урок 123. Раздельное и дефисное написание частиц
Урок 124. Морфологический разбор частицы
Урок 125. Отрицательные частицы не и ни
Урок 126. Различие частицы не и приставки не-
Урок 128. Подготовка к контрольному диктанту по темам «Союз» и «Частица»
Урок 130. Междометие как часть речи. Знаки препинания при междометиях
Повторение и систематизация изученного в 5—7 классах
Урок 131. Разделы науки о русском языке.
Урок 133. Лексика и фразеология
Урок 134. Морфемика. Словообразование
Уроки 135—136. Морфология и орфография
Уроки 137—138. Синтаксис и пунктуация
Уроки 52—53. Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте
Ц е л и: дать представление о деепричастном обороте; познакомить с правилом постановки знаков препинания при деепричастном обороте; учить находить деепричаст- ный оборот в тексте; формировать умение оформлять дее- причастный оборот пунктуационно.
Личностные УУД. Личностное самоопределение. По- знавательные УУД. Структурирование знаний. Построе- ние речевого высказывания в устной форме. Коммуника- тивные УУД. Участие в коллективном обсуждении зада- ний.
Ход уроков
-
Проверка домашнего задания. Упр. 183 (отвечает один ученик). Рассказ о деепричастии как части речи (второй ученик). -
Лингвистическая разминка. Выборочно-распредели- тельный диктант. Выписывают в два столбика причастия и деепричастия.
Пёс, усевшийся на дороге, мешал движению транспор- та. Помните об ответственности, садясь за руль авто- мобиля. Выиграв соревнование, он решил серьёзно за- няться спортом. Приехавший на каникулы брат впе- чатлил меня своей выправкой. Опоздавшему места не нашлось. Выбирая профессию, прислушивайтесь к себе.
После проверки учитель открывает предложения, за- писанные на доске, просит учащихся проанализировать их и ответить на вопрос: для чего нужно уметь различать причастия и деепричастия? (Пунктуация при причастном и деепричастном оборотах различается.)
-
Освоение нового материала. Учащиеся читают ма- териал § 29. Беседа по вопросам:
-
Что называется деепричастным оборотом? -
От слов какой части речи задаются вопросы к дее- причастным оборотам? -
Каким членом предложения является деепричаст- ный оборот? -
Как оформляется деепричастный оборот при письме?
-
Активизация и закрепление изученного.
-
Работа с учебником. Упр. 184, 186. Комментирован- ное письмо. Упр. 190. Самостоятельно. Упр. 191. Диффе- ренцированное выполнение: для успевающих учеников — части 2, 4; для отстающих — 1, 3. -
Объяснительный диктант. Синтаксический разбор предложений по выбору учителя.
6 1) Лодка помчалась снова, бесшумно и легко вертясь среди судов. 2) И он, свободно вздохнув, оглянулся кругом.
3) Дул влажный холодный ветер, разнося по степи задумчивую мелодию плеска набегавшей на берег волны и шелеста при- брежных кустов. 4) Разрезав город, река течёт к юго-западу.
5) Море играло маленькими волнами, рождая их, украшая бах- ромой пены, сталкивая друг с другом и разбивая в мелкую пыль. 6) Под лёгким дуновением ветра море вздрагивало и, покрываясь мелкой рябью, ослепительно ярко отражавшей солнце, улыбалось голубому небу тысячами серебряных улы- бок. (Из книги «Тристо диктантов»)
-
Тестовые задани я.
-
Отметьте предложения, включающие деепричастные обороты.
а) Вскоре мы заметили пыльный вихрь, нёсшийся по степи нам навстречу.
б) Гимназист соскочил на твёрдую и гладкую осеннюю землю и, горбясь, быстро пошёл к тёмному шумящему саду.
в) Он собрал все свёртки свои, уложил их снова в ме- шок и, не взглянувши на него, ушёл за ширмы.
г) Пастух под тенью спал, надеяся на псов.
-
Отметьте предложения, включающие в себя причастные обо- роты.
а) Воздух, будто остуженный на зернистом снегу, дул в лицо запахом промёрзшей листвы.
б) По стене длинной комнаты, очень светлой от солнца и снега, сидят чинно на сундуках «разные» и дожидают- ся угощения.
в) Кое-где виднеются брошенные в яркую зелень чёр- ные зеркала воды.
г) Усталый от строгих дней, от ярких огней и звонов, я вглядываюсь за стёклышко.
-
Найдите предложение, в котором допущена ошибка при обо- соблении деепричастного оборота.
а) Увидев меня, он слабо махнул хвостом, торопливо куснул несколько раз зубами снег и опять погнал зайца.
б) Я сел на скамью, и перегнувшись через перила, по-
смотрел вниз.
в) Мы сели в дощаник и поплыли, всё время пересекая реку от одного берега к другому и вглядываясь в воду.
г) Бабушка, облокотясь о стол, упираясь кулаком в щёки, смотрела на нас и негромко смеялась.
-
Домашнее задание. Урок 52. § 29. Упр. 187. Урок 53. § 29. Упр. 188.
Урок 54. Раздельное написание не
с деепричастиями
Ц е л и: вспомнить написание не с разными частями речи; познакомить с правилом написания не с дееприча- стиями; вспомнить морфологический разбор глагола.
Личностные УУД. Воспитывать уважительное отноше- ние к окружающим. Познавательные УУД. Структуриро- вание информации. Анализ. Коммуникативные УУД. Умение вступать в диалог и вести беседу. Постановка во- просов.
Ход урока
-
Проверка домашнего задания. Упр. 188. Форма ра- боты — «Лингвистическая эстафета». Один ученик читает варианты первого предложения с причастием и дееприча- стием и называет имя следующего учащегося, который должен прочитать изменённое второе предложение, и т. д. -
Повторение сведений о написании не с другими частями речи.
1. Работа в распечатках. Раскрывают скобки, вставля- ют пропущенные буквы, вспоминают правила написания не с разными частями речи.
6 1) Для чего меня заст..вляют говорить (не)правду? (С. Аксаков) 2) (Не)уклюжая рыба тихо подв..галась вперёд. (А. Серафимович) 3) Легко, (не)слышно отворится дверь в зал. (А. Толстой) 4) В это время за окнами раздался (не)громкий крик, скрип снега, говор голосов. (А. Толстой) 5) Она отвечала, что дедушка теперь (не)здоров, что ему (не)до нас — а по- тому он и (не)ласков. (С. Аксаков) 6) С Линтваревыми он по- знакомился и встречался (не)сколько раз на станции. (И. Бу- нин) 7) (Не)скошенные луга так душисты, что с (не)привычки
туманится и тяжелеет голова. (К. Паустовский) 8) На всём ле- жал холодный покров (не)освещённой солнцем росы. (Л. Тол- стой)
-
Покров — 1. Верхний слой, покрывающий что-либо. 2. По- крывало.
-
Освоение нового материала. Читают правило из § 30. -
Активизация и закрепление изученного. Упр. 193. Комментированное письмо. Обращают внимание на пред- ложения 3 и 4, где два деепричастных оборота соединены союзом и. В предложении 5 два деепричастных оборота разделены запятыми. Упр. 194. Самостоятельное выпол- нение. Называют деепричастие негодуя, которое пишется с неслитно. -
Подведение итогов урока. «Диалоги на лингвисти- ческую тему». Работа в парах. Один ученик задаёт вопрос о написании не с разными частями речи, другой отвечает. Озвучивается несколько диалогов, класс помогает отве- чать затрудняющемуся ученику. -
Домашнее задание. § 30. Упр. 195.
Уроки 55—56. Деепричастия совершенного и несовершенного вида
Ц е л и: углубить знания о деепричастиях совершенного и несовершенного вида; учить их различать; совершен- ствовать навыки грамотного письма.
Личностные УУД. Личностное самоопределение. По- знавательные УУД. Анализ понятия. Коммуникативные УУД. Умение вступать в диалог и вести беседу. Постанов- ка вопросов.
Ход уроков
-
Синтаксическая пятиминутка. Ученики записывают предложения, расставляя знаки препинания, и выпол- няют их синтаксический разбор (по вариантам).
Вариант 1. Пре..чувствуя (не)приятную встречу ворча и огляд..ваясь Каштанка вошла в маленькую ком- нату и в страхе п..пятилась назад. (А. Чехов)
Вариант 2. Ск..льзнув к третьему этажу Маргари- та загл..нула в крайнее окно завеше..ное лёгонькой тём- ной шторкой. (М. Булгаков)
-
Проверка домашнего задания. Упр. 195. Форма ра- боты — «Диалоги на лингвистическую тему». Учащиеся задают вопросы о непонятном и сомнительном написании слов из текста упражнения. Отвечают одноклассники. -
Освоение нового материала. Наблюдение над линг- вистическим материалом. Школьники задают вопросы от глаголов к деепричастиям, по вопросу определяют вид дее- причастий. Устанавливают, какие суффиксы участвуют в образовании деепричастий совершенного и несовершенно- го вида. Записывают деепричастия, выделяют суффиксы.
1) Зеленоватые волны, взбегая на жёлтый песок, сбрасывали на него белую пену. 2) Высоко в горы вполз Уж и лёг там в сыром ущелье, свернувшисьв узел и гля- дя на море. 3) Артём стоит, прислоняськ дереву, закинув руки назад, голову вверх и закрыв глаза. (М. Горький)
-
Активизация и закрепление изученного.
-
Работа с учебником. Упр. 196. Устно. Упр. 201. Комментированное письмо. Упр. 199. Самостоятельное выполнение. Упр. 203. Разбор с последующей записью. -
Словарная работа. Выписывают слова в рамках из