ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 1303
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Урок 1. Русский язык как развивающееся явление
Повторение изученного в 5—6 классах
Урок 2. Синтаксис. Синтаксический разбор
Урок 3. Пунктуация. Пунктуационный разбор
Урок 5. Фонетика. Фонетический разбор слов
Урок 7. Словообразование и орфография.
Урок 8. Словообразование и орфография.
Урок 9. Морфологический разбор имён существительных и прилагательных.
Урок 10. Морфологический разбор имён числительных и местоимений.
Урок 11. Морфологический разбор глагола.
Урок 15. Диалог. Виды диалогов
Урок 16. Стили литературного языка
Урок 17. Публицистический стиль
Урок 18. Причастие как часть речи
Уроки 20—21. Причастный оборот
Уроки 22—23. Описание внешности человека
Урок 24. Действительные и страдательные причастия
Урок 25. Краткие и полные страдательные причастия
Урок 27. Действительные причастия прошедшего времени
Урок 28. Изложение от третьего лица
Урок 30. Страдательные причастия прошедшего времени
Урок 31. Гласные перед н в полных и кратких страдательных причастиях
Уроки 37—38. Выборочное изложение
Урок 39. Морфологический разбор причастия
Уроки 41—42. Слитное и раздельное написание
Уроки 43—44. Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени
Уроки 45—46. Сочинение «Успешный телеведущий»
Уроки 47—48. Обобщение по теме «Причастие»
Урок 49. Зачёт по теме «Причастие»
Урок 51. Деепричастие как часть речи
Уроки 52—53. Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте
Урок 54. Раздельное написание не
Уроки 55—56. Деепричастия совершенного и несовершенного вида
Урок 57. Употребление в речи причастных
Урок 58. Морфологический разбор деепричастия
Урок 59. Обобщение изученного по теме
Урок 60. Зачёт по теме «Деепричастие»
Урок 62. Наречие как часть речи
Уроки 65—66. Пейзаж на картине И. Попова
Урок 67. Степени сравнения наречий
Урок 68. Морфологический разбор наречия
Уроки 69—70. Сочинение-рассуждение
Уроки 71—72. Слитное и раздельное написание
Уроки 74—75. Одна и две буквы н
Урок 78. Буквы о и е после шипящих на конце наречий
Уроки 79—80. Буквы о и а на конце наречий
Уроки 81—82. Сочинение по картине Е. Н. Широкова «Друзья»
Уроки 83—84. Дефис между частями слова в наречиях
Урок 87. Мягкий знак после шипящих на конце наречий
Урок 88. Обобщение по теме «Наречие»
Урок 89. Зачёт по теме «Наречие»
Урок 94. Морфологический разбор категории состояния
Уроки 95—96. Сочинение на лингвистическую тему
Урок 97. Самостоятельные и служебные части речи
Урок 98. Предлог как часть речи
Урок 99. Употребление предлогов
Уроки 100—101. Непроизводные и производные предлоги
Урок 102. Простые и составные предлоги
Урок 103. Морфологический разбор предлога
Уроки 104—105. Слитное и раздельное написание производных предлогов
Урок 107. Простые и составные союзы
Уроки 108—109. Союзы сочинительные и подчинительные
Урок 110. Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении
Урок 112. Подчинительные союзы
Урок 113. Морфологический разбор союза
Урок 114. Сочинение-рассуждение
Урок 116. Обобщение сведений о предлогах и союзах
Урок 118. Частица как часть речи
Урок 119. Разряды частиц. Формообразующие частицы
Уроки 120—121. Работа над вымышленными рассказами
Урок 123. Раздельное и дефисное написание частиц
Урок 124. Морфологический разбор частицы
Урок 125. Отрицательные частицы не и ни
Урок 126. Различие частицы не и приставки не-
Урок 128. Подготовка к контрольному диктанту по темам «Союз» и «Частица»
Урок 130. Междометие как часть речи. Знаки препинания при междометиях
Повторение и систематизация изученного в 5—7 классах
Урок 131. Разделы науки о русском языке.
Урок 133. Лексика и фразеология
Урок 134. Морфемика. Словообразование
Уроки 135—136. Морфология и орфография
Уроки 137—138. Синтаксис и пунктуация
Урок 97. Самостоятельные и служебные части речи
Результаты обучения. Личностные. Понимание опре- деляющей роли родного языка в развитии интеллектуаль- ных, творческих способностей и нравственных качеств личности. Метапредметные. Адекватное понимание информации устного и письменного сообщения. Способ- ность извлекать информацию из различных источников. Овладение приёмами отбора и систематизации информа- ции на определённую тему. Коммуникативно-целесообраз- ное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения. Умение выступать перед аудиторией сверстников. Предметные. Осознание эстетической функции родного языка. Опознавание и анализ языковых единиц — предлогов и союзов. Проведение морфологиче- ского разбора предлогов и союзов. Выполнение синтакси- ческого разбора предложений.
Ц е л и: вспомнить различия между самостоятельными и служебными частями речи; совершенствовать навык опре- деления принадлежности слов к частям речи; развивать умение видеть синтаксическую структуру предложения.
Личностные УУД. Формирование осознанного отноше- ния к учебной деятельности. Познавательные УУД. Ана- лиз явлений. Коммуникативные УУД. Инициативное со- трудничество в решении учебной задачи.
Ход урока
-
Мотивационное начало урока. Ответы на вопрос учителя:
-
Для чего нужно знать, к какой части речи принад- лежит слово? (От принадлежности слова к той или иной части речи зависит и его написание. Например, ожог — существительное и ожёг — глагол; на конце наречий сплошь, вскачь пишется мягкий знак, а на конце при- лагательных хорош, пригожмягкий знак отсутствует.)
-
Освоение нового материала. Чтение и анализ § 51. Беседа по вопросам:
-
Каково главное отличие служебных частей речи от самостоятельных? (Служебные части речи не называют ни предметов, ни признаков, ни действий, ни количества. Они служат для связи слов и предложений или вносят в предложения дополнительные оттенки смысла.) -
Являются ли служебные части речи членами пред- ложения? (Нет.) -
Назовите служебные части речи, существующие в русском языке. (Предлоги, союзы, частицы.) -
Предлоги, союзы, частицы — изменяемые части речи? (Нет.)
Для формирования целостного представления о систе- ме частей речи в русском языке рекомендуется использо- вать таблицу «Части речи» из книги Л. А. Поникаровой
«Русский язык. Морфология в таблицах и заданиях» (М.: Про- свещение, 2007).
-
Активизация и закрепление изученного.
Учащиеся списывают текст, вставляя знаки препина- ния, определяют, какой частью речи являются слова в предложениях, объясняют условия выбора орфограмм. Выполнять задание рекомендуется не по порядку слов в предложении, а исходя из синтаксического строения, т. е. начиная с грамматической основы и далее задавая вопро- сы от подлежащего и сказуемого к другим словам.
6 В гнезде было трое (не)уклюжих совсем ещ.. (не)опе- ривш..хся грачат. Для них мир пока был ограниче..н стенками гнезда свитого из тонких прутьев травы и скреплё..ного гли..- ной. (В)верху над ними тихо шумел-позванивал густой шатёр зелёных в..твей старой берёзы. Грачата были очень прож..рли- вы. Едва заслышав знакомый шум они начинали кричать настойч..вее отчая..нее пискливее. Р..дители пр..носили им ж..рных ч..рвей и жучков добытых на ближних пашнях и ог..родах. (По П. Сурееву)
-
Задание на нахождение и исправление ошибок.
а) Морфология — это раздел науки о языке, который изучает слова.
б) Наречия, деепричастия, категория состояния, пред- логи, союзы, частицы являются неизменяемыми самосто- ятельными частями речи.
в) Имя прилагательное, имя числительное, местоиме- ние, имя глагол относятся к самостоятельным частям речи.
г) Слово осень — имя существительное, мой — имя прилагательное, пятница — имя числительное, читать — глагол, и — союз, по — предлог.
-
Домашнее задание. § 51. Упр. 325.
Предлог
Урок 98. Предлог как часть речи
Ц е л и: дать представление о предлоге как служебной части речи; познакомить со значениями предлогов; фор- мировать умение строить устное монологическое высказы- вание по данному плану.
Личностные УУД. Формирование эстетического вос- приятия мира. Воспитание уважительного отношения к сверстникам. Познавательные УУД. Извлечение инфор- мации. Анализ объектов. Коммуникативные УУД. Ини- циативное сотрудничество в процессе учебной деятель- ности.
Ход урока
-
Синтаксическая разминка. Записываются предложе- ния, выполняется их синтаксический разбор. Один уче- ник работает на доске.
Весна, весна! И всё ей радо. Как в з..бытьи каком стоиш..И слышиш.. свеж..й зап..хсада
И тёплый зап..х талых крыш... (И. Бунин)
-
Проверка домашнего задания.
-
Фронтальный опрос:
-
-
Какие части речи называются самостоятельными? Назовите известные вам самостоятельные части речи. (Которые называют различные явления окружающего мира — предметы, признаки, количество, действия и яв- ляются самостоятельными членами предложения.) -
Какие части речи называются служебными? Назо- вите их. (Которые не называют явлений окружающей дей- ствительности. Они служат для связи слов и предложений или вносят в предложения дополнительные оттенки смыс- ла. Они не являются самостоятельными членами предло- жения.)
-
Проверка упр. 325. На доске записаны задания. Из успевающих учеников выбирается эксперт. Он определя- ет, кто из одноклассников выполняет каждое следующее задание, проверяет правильность ответа, исправляет или дополняет его, если есть необходимость. Класс оценивает деятельность эксперта.
-
Прочитайте стихотворение со знаками препинания и прокомментируйте их постановку. Объясните написание слов с орфограммами. -
Назовите предлоги. -
Назовите союзы.
-
Освоение нового материала. Чтение и анализ § 52. -
Активизация и закрепление изученного. Упр. 327. Выполняют устно. Упр. 328. Комментированное письмо. -
Тестовые задани я.
-
Укажите словосочетания, в которых вявляется предлогом.
а) сказать (в)третьих в) (в)первых числах б) расти (в)высоту г) напиться (в)волю
-
Укажите словосочетания, в которых появляется предлогом.
а) договориться (по)хорошему в) сидеть (по)одному б) подходить (по)очереди г) говорить (по)русски
-
Укажите словосочетания, в которых наявляется предлогом.
а) запомнить (на)век в) (на)веку человека б) говорить (на)верняка г) (на)верное решение
-
Домашнее задание. § 52. Упр. 329.
Урок 99. Употребление предлогов
Ц е л и: познакомить с однозначными и многозначными предлогами; совершенствовать навык употребления в нуж- ном падеже существительных с предлогом; развивать культуру речи учащихся.
Личностные УУД. Воспитание уважительного отноше- ния к окружающим. Познавательные УУД. Извлечение информации. Коммуникативные УУД. Умение вступать в диалог и вести беседу.
Ход урока
-
Орфографическая разминка. Учащиеся записывают сочетания слов под диктовку, повторяют написание па- дежных окончаний существительных.
Прочитал в повести; о сложном предложении; подо- шёл к площади; на детской площадке; в серебристом инее; около дороги; изготавливают для армии; возле галереи;подумалобурожае;подъехалкдаче.
-
Проверка домашнего задания.
-
Упр. 329. Дети называют слова с пропущенными буквами, объясняют условия выбора орфограмм (по це- почке). Педагог обращает внимание на словарные слова, употреблённые в упражнении.
-
-
Резиденция — место постоянного пребывания правительства или главы государства, а также лиц, занимающих крупный административный пост.
-
Фронтальный опрос:
-
Какая часть речи называется предлогом? Назовите известные вам разряды предлогов по значению. (Времен- ные, причинные, пространственные, целевые.) -
Приведите пример словосочетаний с временными предлогами. (Уехать на неделю; забежать на часок; вер- нуться под вечер; закончить ксубботе.) -
Приведите примеры словосочетаний с простран- ственными предлогами. (Отправиться на Кавказ; уехать в отпуск; подойти к дому; выйти из комнаты;выгля- дывать из-задвери.) -
Может ли один и тот же предлог выражать разные значения? (Да.)
-
Освоение нового материала. Чтение и анализ § 53. -
Активизация и закрепление изученного.
-
Работа с учебником. Упр. 331. Устное выполнение. Упр. 332. Комментированное письмо. Дополнительное за- дание: придумать и записать три предложения с однород- ными членами, используя слова по окончании, по прибы- тии,повозвращении.Упр. 334. Комментированное письмо. -
Задание на нахождение грамматических ошибок. Дети исправляют ошибки, записывают правильный вари- ант.
1) Многие люди любят поговорить за жизнь. 2) Се- стра уже вернулась с магазина. 3) Водитель напомнил оплачивать за проезд. 4) Сегодня будет шесть уроков согласно расписания.
В качестве вывода учитель суммирует наблюдения. Глагол поговорить употребляется с предлогом о: погово- рить (о ч ё м?) о прошлом. Предлог из восходит к значе- нию слова изнутри. Поэтому следует говорить вернулась из магазина (из школы, из театра). Предлог с имеет бо- лее общее значение: вернулась с юга, приехали с Кав- каза. Говорится оплатить (ч т о?) проезд, но заплатить (з а ч т о?) за проезд. Слова благодаря, согласно, вопреки, навстречу, наперекор употребляются с существительны- ми и местоимениями в форме дательного падежа.
-
Подведение итогов урока. Беседа по вопросам:
-
С какой частью речи никогда не употребляются предлоги? (Предлоги никогда не употребляются с глагола- ми, они служат для уточнения отношений существитель- ных с другими частями речи: гость из Франции, учащий- сявшколе,читатьорастениях.) -
Для чего нужны предлоги в русском языке? (Они служат для связи слов в словосочетании и предложении; помогают передать разные по значению отношения между словами — временные, пространственные и т. д.)