Файл: Удк 372. 8 811. 161. 1 Ббк 74. 268. 1Рус К28 16.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 1221

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Урок 1. Русский язык как развивающееся явление

Повторение изученного в 5—6 классах

Урок 2. Синтаксис. Синтаксический разбор

Урок 3. Пунктуация. Пунктуационный разбор

Урок 4. Лексика и фразеология

Урок 5. Фонетика. Фонетический разбор слов

Урок 6. Орфография.

Урок 7. Словообразование и орфография.

Урок 8. Словообразование и орфография.

Урок 9. Морфологический разбор имён существительных и прилагательных.

Урок 10. Морфологический разбор имён числительных и местоимений.

Урок 11. Морфологический разбор глагола.

Урок 12. Сочинение по картине

Урок 13. Контрольный диктант

Тексты и стили

Урок 14. Текст

Урок 15. Диалог. Виды диалогов

Урок 16. Стили литературного языка

Урок 17. Публицистический стиль

Морфология и орфография.

Урок 18. Причастие как часть речи

Урок 19. Склонение причастий

Уроки 20—21. Причастный оборот

Уроки 22—23. Описание внешности человека

Урок 24. Действительные и страдательные причастия

Урок 25. Краткие и полные страдательные причастия

Урок 26. Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени

Урок 27. Действительные причастия прошедшего времени

Урок 28. Изложение от третьего лица

Урок 29. Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени

Урок 30. Страдательные причастия прошедшего времени

Урок 31. Гласные перед н в полных и кратких страдательных причастиях

Уроки 32—34. Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква н в отглагольных прилагательных

Уроки 35—36. Одна и две буквы н в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных

Уроки 37—38. Выборочное изложение

Урок 39. Морфологический разбор причастия

Урок 40. Контрольный диктант

Уроки 41—42. Слитное и раздельное написание

Уроки 43—44. Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени

Уроки 45—46. Сочинение «Успешный телеведущий»

Уроки 47—48. Обобщение по теме «Причастие»

Урок 49. Зачёт по теме «Причастие»

Урок 50. Контрольный диктант

Урок 51. Деепричастие как часть речи

Уроки 52—53. Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте

Урок 54. Раздельное написание не

Уроки 55—56. Деепричастия совершенного и несовершенного вида

Урок 57. Употребление в речи причастных

Урок 58. Морфологический разбор деепричастия

Урок 59. Обобщение изученного по теме

Урок 60. Зачёт по теме «Деепричастие»

Урок 61. Контрольный диктант

Урок 62. Наречие как часть речи

Уроки 63—64. Разряды наречий

Уроки 65—66. Пейзаж на картине И. Попова

Урок 67. Степени сравнения наречий

Урок 68. Морфологический разбор наречия

Уроки 69—70. Сочинение-рассуждение

Уроки 71—72. Слитное и раздельное написание

отрицательных наречий

Уроки 74—75. Одна и две буквы н

Урок 76. Контрольный диктант

Урок 77. Описание действий

Урок 78. Буквы о и е после шипящих на конце наречий

Уроки 79—80. Буквы о и а на конце наречий

Уроки 81—82. Сочинение по картине Е. Н. Широкова «Друзья»

Уроки 83—84. Дефис между частями слова в наречиях

Уроки 85—86. Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных

Урок 87. Мягкий знак после шипящих на конце наречий

Урок 88. Обобщение по теме «Наречие»

Урок 89. Зачёт по теме «Наречие»

Урок 90. Контрольный диктант

Урок 91. Учебно-научная речь

Урок 92. Учебный доклад

Урок 94. Морфологический разбор категории состояния

Уроки 95—96. Сочинение на лингвистическую тему

Урок 97. Самостоятельные и служебные части речи

Урок 98. Предлог как часть речи

Урок 99. Употребление предлогов

Уроки 100—101. Непроизводные и производные предлоги

Урок 102. Простые и составные предлоги

Урок 103. Морфологический разбор предлога

Уроки 104—105. Слитное и раздельное написание производных предлогов

Урок 106. Союз как часть речи

Урок 107. Простые и составные союзы

Уроки 108—109. Союзы сочинительные и подчинительные

Урок 110. Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении

Урок 111. Сочинительные союзы

Урок 112. Подчинительные союзы

Урок 113. Морфологический разбор союза

Урок 114. Сочинение-рассуждение

Урок 116. Обобщение сведений о предлогах и союзах

Урок 117. Контрольный диктант

Урок 118. Частица как часть речи

Урок 119. Разряды частиц. Формообразующие частицы

Уроки 120—121. Работа над вымышленными рассказами

Урок 122. Смысловые частицы

Урок 123. Раздельное и дефисное написание частиц

Урок 124. Морфологический разбор частицы

Урок 125. Отрицательные частицы не и ни

Урок 126. Различие частицы не и приставки не-

Урок 128. Подготовка к контрольному диктанту по темам «Союз» и «Частица»

Урок 129. Контрольный диктант

Урок 130. Междометие как часть речи. Знаки препинания при междометиях

Повторение и систематизация изученного в 5—7 классах

Урок 131. Разделы науки о русском языке.

Урок 132. Фонетика. Графика

Урок 133. Лексика и фразеология

Урок 134. Морфемика. Словообразование

Уроки 135—136. Морфология и орфография

Уроки 137—138. Синтаксис и пунктуация

Урок 139. Контрольный диктант

Урок 140. Урок творчества: от впечатления к слову

Литература

Содержание



    • Какой раздел языкознания изучает звуки? (Фонетика.) Соединяясь друг с другом, звуки образуют морфемы, или части слова (приставки, корни, суффиксы, оконча-

ния), которые функционируют на морфемном уровне.

    • Как называется раздел языкознания, изучающий морфемы, или части слова? (Морфемика.)

Складываясь друг с другом, морфемы, в свою очередь, образуют слова разных частей речи. Их совокупность об- разует третий уровень языка — морфологический.

    • Какой раздел лингвистики изучает части речи? (Морфология.)

У каждого слова, какой бы частью речи оно ни было, есть своё смысловое значение. Совокупность слов языка называют его лексикой, а соответствующий уровень язы- ка — лексическим.

Соединяясь друг с другом, слова образуют словосочета- ния, а те, в свою очередь, — предложения. Эти единицы языка работают на синтаксическом уровне.

  • Как называется раздел языкознания, изучающий словосочетания и предложения? (Синтаксис.)

Предложения, складываясь между собой, образуют тексты. Они изучаются в нескольких разделах языкозна- ния, в частности в стилистике.

  • Как вы думаете, система языка изменяется или остаётся постоянной?

  • Что изменяется в языке? (Изменения происходят на всех уровнях языка, но более очевидно — на лексическом уровне.)

  • Какие слова называются устаревшими, а какие — неологизмами?

Иногда устаревшие слова возвращаются в язык и вновь становятся актуальными: дума, градоначальник, губерна- тор и т. п. Порой слова меняют своё значение. Так, сло- во негодяй перестаёт обозначать «человек, непригодный для воинской службы», а получает значение «негодный, подлый, низкий человек, внушающий негодование».

Значительные изменения в языке определяются заим- ствованиями.

  • Чем обусловлены заимствования? (В культуре по- являются новые предметы и явления, требующие называ- ния; развитые межкультурные связи способствуют заим- ствованию слов; заимствования часто обусловлены модой, мировым престижем народа и языка, из которого заим- ствуются слова.)

  • На каких уроках, с вашей точки зрения, употребля- ется наибольшее количество неологизмов? (Экономика, информатика.)


Важно отметить, что изменения в языке происходят не только на лексическом уровне. Так, из фонетического строя русского языка ушли редуцированные звуки ь (ерь) и ъ (ер), имевшие место, например, в словах сон, день. Сейчас это слова с беглыми гласными. Наоборот, появил- ся звук [ф], которого не было в русском языке. В диа- лектах (местных говорах) он не везде прижился, и поэто- му вместо фартук звучит хвартук. Изменились ударения в словах музЫка, паспОрт и др. Есть изменения и в морфологии. Например, слова зала, рояля, георгина, ле- бедь поменяли род. У существительных утратились формы двойственного числа и звательного падежа. Вспомним, как у А. С. Пушкина звучит обращение к старику: «Чего тебе надобно, старче?»

Особый интерес представляют изменения, происшед- шие в русской письменности. Современный русский алфа- вит восходит к кириллице (древнему славянскому алфа- виту), созданной болгарскими монахами Кириллом и Мефодием в 863 г. Их азбука состояла из 43 букв. Первая

реформа письма была проведена Петром I. В 1710 г. была утверждена новая гражданская азбука. Число букв в рус- ском алфавите сократилось до 38, а начертание их упро- стилось. Вторая реформа проведена в 1917—1918 гг. В результате появился современный алфавит.

При подведении итога беседы учащиеся списывают предложения с последующим объяснением условий выбо- ра орфограмм и знаков препинания.

1) Языкизменчивкакизменч..васамажизнь.(С. Я. Мар- шак) 2) Величайш..ебогатствонародаегоязык!Тысяч..- летиями накапливают..ся в слове (не)сметные сокрови- ща человеческой мысл.. и опыта. (М. А. Шолохов)
    1. Активизация и закрепление изученного.


  1. Наблюдение над лингвистическим материалом. Уче- ники находят в пословицах устаревшие слова; дают им толкование; определяют, какими частями речи они явля- ются. При необходимости обращаются к словарям уста- ревших слов.

Испокон века книга растит человека. В пашне огре-хи, а на кафтане прорехи. Хорошая одежда — украше- ние для тела, хороший товарищ — отрада для души. Не проси у богатого, проси у тороватого. Всё минется, одна правда

останется.(Пословицы и поговорки)

  1. Работа с учебником. Упр. 3. Устное выполнение.

    1. Подведение итогов урока. В форме ответов на во- просы:

    • Как вы считаете, нужно ли оберегать и сохранять устаревшие и диалектные слова? Как это можно сделать? (История языка является частью истории народа. Нужно создавать словари, в которых сохранены слова, вышедшие из обихода сами по себе, и слова, прекратившие существо- вание вместе с обозначаемыми предметами и явлениями.)

    1. Домашнее задание. Упр. 4, 6.

Повторение изученного в 5—6 классах


Результаты обучения. Личностные: восприятие рус- ского языка как одной из основных национально-культур- ных ценностей русского народа; уважительное отношение к русскому языку; увеличение словарного запаса. Мета- предметные: способность понимать информацию при чтении текста и восприятии его на слух; умение воспро- изводить прослушанный и прочитанный текст; умение создавать устные тексты и письменные; владение диало- гом в процессе учебной деятельности; умение выступать перед аудиторией сверстников. Предметные: актуализа- ция в памяти знаний по русскому языку, полученных в 5—6 классах; опознавание и анализ языковых единиц, изученных в 5—6 классах; овладение стилистическими ресурсами русского языка; освоение жанра убеждения; умение анализировать текст публицистического стиля.

Урок 2. Синтаксис. Синтаксический разбор


Ц е л и: повторить основные синтаксические понятия (словосочетание, предложение, грамматическая основа, главные и второстепенные члены предложения); вспом- нить порядок синтаксического разбора.

Личностные УУД. Личностное самоопределение. По- знавательные УУД. Синтез знаний. Анализ явлений. Коммуникативные УУД. Умение вступать в диалог и ве- сти беседу.

Ход урока


  1. Проверка домашнего задания. Фронтальный опрос:

  • На какие группы делятся славянские языки?

  • К какой группе относится русский язык?

  • Какие ещё языки являются восточнославянскими?

  • Какие уровни языка вам известны?

  • Что изучает фонетика?

  • Как называется раздел, изучающий состав слова?

  • Что изучает морфология? Упр. 4, 6 (устные ответы).


  1. Орфографическая разминка. По цепочке ученики выходят к доске, каждый записывает по 2—3 словосоче- тания.

6 Благородный человек, нужная профессия, лиловая сал- фетка, багряные листья, румяный малыш, пышная сирень, та- лантливый писатель, искусство общения, искусный мастер, био- графия автора, великолепный рассказ, преодолеть препятствие, прийти на спектакль, подзаголовок текста, серьёзное исследо- вание, присутствовать на собрании, уважительная причина.
  1. Повторение сведений о синтаксисе.


  1. Наблюдение над лингвистическим материалом. Ученики записывают предложение под диктовку; на-

ходят и выписывают из него словосочетания; выполняют синтаксический разбор. Учитель напоминает детям, что словосочетание состоит из главного и зависимого слов, что подлежащее и сказуемое не являются словосочетанием, а смысловая связь устанавливается по вопросу, который ставится от главного слова к зависимому.

Сверху над водой светило солнце, проходили облака, играл ветер, а в глубине шла таинственная и неведомая жизнь. (И. Соколов-Микитов)

  1. Беседа по вопросам и заданиям:

  • Как называется раздел науки о языке, изучающий словосочетания и предложения? (Синтаксис.)

  • Что такое словосочетание? (Словосочетание соче- тание двух или нескольких самостоятельных слов, связан- ных друг с другом по смыслу и грамматически.)

  • Какую синтаксическую единицу мы называем пред- ложением? (Предложение — основная синтаксическая

единица, которая характеризуется наличием грамматиче- ской основы, смысловой и интонационной законченностью.)

    • Что такое грамматическая основа предложения?

    • Дайте определение главным членам предложения.

    • Какой член предложения мы называем определе- нием? Как оно подчёркивается?

    • Что такое обстоятельство? Как оно подчёркивается?

    • Какие члены предложения называются однородными?