ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 1254
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Урок 1. Русский язык как развивающееся явление
Повторение изученного в 5—6 классах
Урок 2. Синтаксис. Синтаксический разбор
Урок 3. Пунктуация. Пунктуационный разбор
Урок 5. Фонетика. Фонетический разбор слов
Урок 7. Словообразование и орфография.
Урок 8. Словообразование и орфография.
Урок 9. Морфологический разбор имён существительных и прилагательных.
Урок 10. Морфологический разбор имён числительных и местоимений.
Урок 11. Морфологический разбор глагола.
Урок 15. Диалог. Виды диалогов
Урок 16. Стили литературного языка
Урок 17. Публицистический стиль
Урок 18. Причастие как часть речи
Уроки 20—21. Причастный оборот
Уроки 22—23. Описание внешности человека
Урок 24. Действительные и страдательные причастия
Урок 25. Краткие и полные страдательные причастия
Урок 27. Действительные причастия прошедшего времени
Урок 28. Изложение от третьего лица
Урок 30. Страдательные причастия прошедшего времени
Урок 31. Гласные перед н в полных и кратких страдательных причастиях
Уроки 37—38. Выборочное изложение
Урок 39. Морфологический разбор причастия
Уроки 41—42. Слитное и раздельное написание
Уроки 43—44. Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени
Уроки 45—46. Сочинение «Успешный телеведущий»
Уроки 47—48. Обобщение по теме «Причастие»
Урок 49. Зачёт по теме «Причастие»
Урок 51. Деепричастие как часть речи
Уроки 52—53. Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте
Урок 54. Раздельное написание не
Уроки 55—56. Деепричастия совершенного и несовершенного вида
Урок 57. Употребление в речи причастных
Урок 58. Морфологический разбор деепричастия
Урок 59. Обобщение изученного по теме
Урок 60. Зачёт по теме «Деепричастие»
Урок 62. Наречие как часть речи
Уроки 65—66. Пейзаж на картине И. Попова
Урок 67. Степени сравнения наречий
Урок 68. Морфологический разбор наречия
Уроки 69—70. Сочинение-рассуждение
Уроки 71—72. Слитное и раздельное написание
Уроки 74—75. Одна и две буквы н
Урок 78. Буквы о и е после шипящих на конце наречий
Уроки 79—80. Буквы о и а на конце наречий
Уроки 81—82. Сочинение по картине Е. Н. Широкова «Друзья»
Уроки 83—84. Дефис между частями слова в наречиях
Урок 87. Мягкий знак после шипящих на конце наречий
Урок 88. Обобщение по теме «Наречие»
Урок 89. Зачёт по теме «Наречие»
Урок 94. Морфологический разбор категории состояния
Уроки 95—96. Сочинение на лингвистическую тему
Урок 97. Самостоятельные и служебные части речи
Урок 98. Предлог как часть речи
Урок 99. Употребление предлогов
Уроки 100—101. Непроизводные и производные предлоги
Урок 102. Простые и составные предлоги
Урок 103. Морфологический разбор предлога
Уроки 104—105. Слитное и раздельное написание производных предлогов
Урок 107. Простые и составные союзы
Уроки 108—109. Союзы сочинительные и подчинительные
Урок 110. Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении
Урок 112. Подчинительные союзы
Урок 113. Морфологический разбор союза
Урок 114. Сочинение-рассуждение
Урок 116. Обобщение сведений о предлогах и союзах
Урок 118. Частица как часть речи
Урок 119. Разряды частиц. Формообразующие частицы
Уроки 120—121. Работа над вымышленными рассказами
Урок 123. Раздельное и дефисное написание частиц
Урок 124. Морфологический разбор частицы
Урок 125. Отрицательные частицы не и ни
Урок 126. Различие частицы не и приставки не-
Урок 128. Подготовка к контрольному диктанту по темам «Союз» и «Частица»
Урок 130. Междометие как часть речи. Знаки препинания при междометиях
Повторение и систематизация изученного в 5—7 классах
Урок 131. Разделы науки о русском языке.
Урок 133. Лексика и фразеология
Урок 134. Морфемика. Словообразование
Уроки 135—136. Морфология и орфография
Уроки 137—138. Синтаксис и пунктуация
На первом плане находится… Обращает на себя внимание… Вдалеке виднеется… …расположены на фоне… Изображение (название объекта) занимает значительную (большую, незна- чительную) часть полотна… Вверху (внизу) находится… (деревья, здания…) как бы обрамляют… Общему настроению пейзажа отвечает… В пейзаже не оставляет равнодушным… Особенно привлекает в изображенииприроды…
6 Опорная лексика. Изображён, расположен, показан, виднеет- ся, виден, находится, просматривается, является фоном, предстаёт, открывается вид, тянется, поднимается, дополняет, обрамляет, воз- вышается над, пересекается с, лежит на, расположено рядом с, под-
нимается, заслоняет, пронизывает, примыкает, покрыто.
6 Описание некоторых часто встречающихся объектов.
Дорога. Широкая, узкая, едва заметная? Прямая, ровная ли? На-
ходится в тени или ярко освещена? Есть ли на ней ещё что-то (снег, лужи, следы, листья, скамейки…)?
Деревья. Каковы стволы, листья, кроны, ветви? Сколько деревьев изображено (несколько, ряд, одиночные)? Высокие или низкорослые? Где растут по отношению к другим объектам (дороге, зданиям, ска- мейке)? Где расположены (на первом плане, уходят вдаль, справа, слева, по обе стороны)? Изображены полностью или частично? Вы- ходят ли верхушки за пределы полотна? Есть ли другие растения?
Небо. Какого цвета? Пасмурное, низкое или ясное? Сколько ме- ста занимает на полотне? Является ли фоном? Какие облака? Как изображение неба связано с основной мыслью, общим настроением? Здания, постройки. Где находятся? Из чего построены? Каков размер и цвет? Какая крыша, крыльцо, окна, лестница? Присутствуют
ли в них люди? Для чего художник изобразил здания?
-
В чём художественный смысл полотна?
Опорная схема 2
Описание внешности человека
-
Вступление. О ком сочинение? Чем занят персонаж на картине, фотографии? Попытайтесь выразить, почему изобра- жённый человек вам симпатичен.
Мне очень нравится… Я хочу рассказать о…
На картине изображён(а)…
Передо мной фотография…
…привлекает меня своей… Симпатичен мне, потому что…
-
Особенности фигуры. Какая осанка? рост? плечи? руки? Отметить, если можно, как сфера занятий повлияла на фигуру (занятия спортом, борьбой, танцами). Каково положение челове- ка в пространстве? Почему оно именно такое?
6 Лексика для описания особенностей фигуры. Стройная, спортивная, подтянутая, худая, миниатюрная, изящная, статная; ров- ная спина, красивая осанка, тонкая талия, широкие плечи, крепкие руки, натренированные мускулы.
6 Лексика для описания движений. Раскованные, уверенные, сдержанные, ловкие, быстрые + наречия от этих слов.
-
Черты и выражение лица.
6 Мимика — движение мышц лица, отражающее внутреннее душевное состояние.
6 Эмоция — чувство, переживания человека.
— Каково выражение лица? Что особенно привлекает к себе внимание? Что в лице особенно приятного? Как эмоции отража- ются на лице?
По лицу видно, что… В лице читается… Лицо можноназвать…
Выражение лица говорит (свидетельствует)о…
Я обратил внимание, что… Особенно выразительным яв- ляется…
По… взгляду видно, что... Взгляд выражает…
6 Лексика для описания черт лица.
Лицо — небольшое, симпатичное, приятное, располагающее, от-
крытое.
Выражение лица — мужественное, серьёзное, доброе, умное, грустное, вдумчивое.
Мимика — богатая, сдержанная, выразительная, артистическая.
Глаза — кареглазый, голубоглазый, … , ясные, светлые.
Взгляд — умный, весёлый, добрый, заинтересованный, друже- любный, сосредоточенный, устремлённый в (на)…
Улыбка — приятная, открытая, милая, полуулыбка.
Детали — симпатичные веснушки, смешной курносый нос, ямоч- ки на щеках, родинка около рта, морщинка на лбу, выразительные брови.
-
Одежда. Причёска.
— Во что одет человек? Как убраны волосы? Каково впечат- ление от внешнего вида? Можно ли по манере одеваться судить о характере и внутреннем мире человека?
6 Лексика для описания одежды и причёски. Персонаж одет — со вкусом, опрятно, скромно, необычно.
Волосы — тёмные, светлые, русые, красивые, густые, забранные в причёску, вьющиеся, волнистые, прямые, пышные, рассыпанные по плечам.
-
Своеобразие личности (этот пункт может являться частью вывода).
— Как внешность соотносится с характером? Каковы заня- тия и интересы человека? Какие черты характера особенно за- метны и ценны?
Как никто, умеет… Нет лучшего (футболиста, рассказчи- ка, выдумщика), чем… Ухитряется справляться со множе- ством дел… Вникает во все подробности дела… Трудится на совесть… Многие отзываются о нём с… Многие считают, что… В этом человекеценно…
6 Лексика для описания занятий человека.
Может, умеет, занят, увлекается, занимается, любит, увлечён,
склонен.
6 Лексика для описания черт характера.
Дружелюбный, приветливый, общительный, активный, сдержан-
ный, неравнодушный, любознательный, увлечённый (чем-то, каким- либо делом), дисциплинированный, ответственный, отзывчивый, ис- кренний, озорной.
-
Выво д.
-
Какое впечатление производит человек? Почему о нём было бы интересно узнать другим людям?
Глядя на…, мне хочется… Вспоминая (кого?), думаешь…
…(кто?) запомнился мне (каким?)… Можно предположить, что… Глядя на фотографию, я думаю… Изображение позволяет передать…
-
Вступление.
Опорная схема 3
Описание действий
-
Какое действие будет описано в сочинении? Кто произво- дит это действие? Подумайте, почему вы решили описать имен- но это действие. Для чего выполняется действие? Каков ожида- емый результат? Надевает ли исполнитель форму (фартук, ха- лат, робу, защитный костюм, головнойубор)?
Я решил сделать… Мне нравится наблюдать… Удивляет мастерство… Часто приходится видеть…
-
Описание последовательности действий.
-
Как называются инструменты мастера? Как оборудовано его рабочее место? Что в процессе трудовых действий было сде- лано сначала, что потом? Что особенно привлекает к себе вни- мание в работе мастера?
Я (или указать имя мастера либо профессию) сделал, вы-полнил… Мне (мастеру, представителю профессии) понадоби- лось, нужно было, пришлось… После этого сделано… Затем нужно было выполнить…
Ключевая лексика сочинения — глаголы, деепричастия и на- речия.
Работая, в черновике полезно расписать порядок действий: 1)… 2)… 3)…
-
Заключение.
-
Впечатляет ли результат труда? Радует ли он людей? Ка- ковы, по-вашему, мысли и переживания того, кто трудился? Можно ли сказать о таком человеке, что «дело мастера боится»?
6 Наречия для описания последовательности действий: сна- чала, сперва, тотчас, немедленно, потом, затем, после, несколько (раз), по очереди, наконец, ещё.
6 Наречия для описания характера действий: быстро, ровно, ловко, крепко, сильно, слегка, чуть-чуть, мастерски, умело.
6 Наречия для описания отношения мастера к своему делу:
старательно, внимательно, вдумчиво, аккуратно, бережно, настойчи-
во, осторожно, уверенно, увлечённо, спокойно, профессионально, тщательно.
Литература
-
Богданова Г. А. Уроки русского языка в 7 классе / Г. А. Богданова. — М.: Просвещение, 2012. -
Дидактические материалы по русскому языку: 7 кл.: кн. для учителя. — М.: Просвещение, 2008. -
ЕгороваН.В.Поурочные разработки по русскому язы- ку: 7 кл. / Н. В. Егорова. — М.: ВАКО, 2011. -
Ефремова Т. Ф. Современный словарь русского языка: Орфографический. Словообразовательный. Морфем- ный / Т. Ф. Ефремова. — М.: Астрель: АСТ, 2010. -
Королькова А. В. Словарь афоризмов русских писате- лей / А. В Королькова, А. Г. Ломов, А. Н. Тихонов; под рук. д-ра филол. наук, проф. А. Н. Тихонова. — М.: Русский язык — Медиа, 2004. -
Мазнева О. А. Экзаменационные вопросы и ответы. Русский язык. 9 и 11 классы / О. А. Мазнева. — М.: АСТ-Пресс, 1999. -
Петрова Т. С. Анализ художественного текста и творче- ские работы в школе: материалы для учителя. 7 кл. / Т. С. Петрова. — М.: Московский лицей, 2004. -
Словарь русского языка. В 4 т. / под ред. А. П. Евге- ньевой.— М.: Русский язык, 1984. -
Соболева А. Е., Пишу без ошибок. Русский язык с ней- ропсихологом / А. Е. Соболева, Е. Н. Емельянова. — СПб.: Питер, 2009. -
Соловьёва Н. Н. Русский язык. Диктанты и изложе- ния. 7 кл. / Н. Н. Соловьёва. — М.: Просвещение, 2011. -
Ткаченко Н. Г. Триста диктантов для поступающих в вузы / Н. Г. Ткаченко. — М.: Айрис-Пресс, 2010.
Содержание
Отавтора. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Урок 1. Русский язык как развивающееся явле-
ние . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .