Файл: Удк 372. 8 811. 161. 1 Ббк 74. 268. 1Рус К28 16.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 1245

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Урок 1. Русский язык как развивающееся явление

Повторение изученного в 5—6 классах

Урок 2. Синтаксис. Синтаксический разбор

Урок 3. Пунктуация. Пунктуационный разбор

Урок 4. Лексика и фразеология

Урок 5. Фонетика. Фонетический разбор слов

Урок 6. Орфография.

Урок 7. Словообразование и орфография.

Урок 8. Словообразование и орфография.

Урок 9. Морфологический разбор имён существительных и прилагательных.

Урок 10. Морфологический разбор имён числительных и местоимений.

Урок 11. Морфологический разбор глагола.

Урок 12. Сочинение по картине

Урок 13. Контрольный диктант

Тексты и стили

Урок 14. Текст

Урок 15. Диалог. Виды диалогов

Урок 16. Стили литературного языка

Урок 17. Публицистический стиль

Морфология и орфография.

Урок 18. Причастие как часть речи

Урок 19. Склонение причастий

Уроки 20—21. Причастный оборот

Уроки 22—23. Описание внешности человека

Урок 24. Действительные и страдательные причастия

Урок 25. Краткие и полные страдательные причастия

Урок 26. Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени

Урок 27. Действительные причастия прошедшего времени

Урок 28. Изложение от третьего лица

Урок 29. Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени

Урок 30. Страдательные причастия прошедшего времени

Урок 31. Гласные перед н в полных и кратких страдательных причастиях

Уроки 32—34. Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква н в отглагольных прилагательных

Уроки 35—36. Одна и две буквы н в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных

Уроки 37—38. Выборочное изложение

Урок 39. Морфологический разбор причастия

Урок 40. Контрольный диктант

Уроки 41—42. Слитное и раздельное написание

Уроки 43—44. Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени

Уроки 45—46. Сочинение «Успешный телеведущий»

Уроки 47—48. Обобщение по теме «Причастие»

Урок 49. Зачёт по теме «Причастие»

Урок 50. Контрольный диктант

Урок 51. Деепричастие как часть речи

Уроки 52—53. Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте

Урок 54. Раздельное написание не

Уроки 55—56. Деепричастия совершенного и несовершенного вида

Урок 57. Употребление в речи причастных

Урок 58. Морфологический разбор деепричастия

Урок 59. Обобщение изученного по теме

Урок 60. Зачёт по теме «Деепричастие»

Урок 61. Контрольный диктант

Урок 62. Наречие как часть речи

Уроки 63—64. Разряды наречий

Уроки 65—66. Пейзаж на картине И. Попова

Урок 67. Степени сравнения наречий

Урок 68. Морфологический разбор наречия

Уроки 69—70. Сочинение-рассуждение

Уроки 71—72. Слитное и раздельное написание

отрицательных наречий

Уроки 74—75. Одна и две буквы н

Урок 76. Контрольный диктант

Урок 77. Описание действий

Урок 78. Буквы о и е после шипящих на конце наречий

Уроки 79—80. Буквы о и а на конце наречий

Уроки 81—82. Сочинение по картине Е. Н. Широкова «Друзья»

Уроки 83—84. Дефис между частями слова в наречиях

Уроки 85—86. Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных

Урок 87. Мягкий знак после шипящих на конце наречий

Урок 88. Обобщение по теме «Наречие»

Урок 89. Зачёт по теме «Наречие»

Урок 90. Контрольный диктант

Урок 91. Учебно-научная речь

Урок 92. Учебный доклад

Урок 94. Морфологический разбор категории состояния

Уроки 95—96. Сочинение на лингвистическую тему

Урок 97. Самостоятельные и служебные части речи

Урок 98. Предлог как часть речи

Урок 99. Употребление предлогов

Уроки 100—101. Непроизводные и производные предлоги

Урок 102. Простые и составные предлоги

Урок 103. Морфологический разбор предлога

Уроки 104—105. Слитное и раздельное написание производных предлогов

Урок 106. Союз как часть речи

Урок 107. Простые и составные союзы

Уроки 108—109. Союзы сочинительные и подчинительные

Урок 110. Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении

Урок 111. Сочинительные союзы

Урок 112. Подчинительные союзы

Урок 113. Морфологический разбор союза

Урок 114. Сочинение-рассуждение

Урок 116. Обобщение сведений о предлогах и союзах

Урок 117. Контрольный диктант

Урок 118. Частица как часть речи

Урок 119. Разряды частиц. Формообразующие частицы

Уроки 120—121. Работа над вымышленными рассказами

Урок 122. Смысловые частицы

Урок 123. Раздельное и дефисное написание частиц

Урок 124. Морфологический разбор частицы

Урок 125. Отрицательные частицы не и ни

Урок 126. Различие частицы не и приставки не-

Урок 128. Подготовка к контрольному диктанту по темам «Союз» и «Частица»

Урок 129. Контрольный диктант

Урок 130. Междометие как часть речи. Знаки препинания при междометиях

Повторение и систематизация изученного в 5—7 классах

Урок 131. Разделы науки о русском языке.

Урок 132. Фонетика. Графика

Урок 133. Лексика и фразеология

Урок 134. Морфемика. Словообразование

Уроки 135—136. Морфология и орфография

Уроки 137—138. Синтаксис и пунктуация

Урок 139. Контрольный диктант

Урок 140. Урок творчества: от впечатления к слову

Литература

Содержание

и барсучонка. (М. Пришвин) 3) Сани тихо бежали в чащах, опу- шённых, как белым мехом, инеем. (И. Бунин) 4) В тени он [лёд] синий, свинц..вый. (И. Шмелёв) 5) Потом издалека гну- саво запел рож..к. (И. Бунин) 6) Долго и напряжённо глядела Дашка на бегущие вагоны. (И. Бунин) 7) Стояли здесь когда-то снаряжённые в далёкий путь «лыцари». (И. Бунин) 8) Был один из тихих, ясных зимних дней, когда при безветрии мороз об-

жигающе крепок. (Б. Полевой) 9) Одна из волн игриво вскаты- вается на берег и, вызывающе шумя, ползёт к голове Рагима. (М. Горький)
  1. Тестовые задани я.


  1. В каком ряду во всех словах пишется буква о?

а) горяч.., хорош.., общ.., ещ..

б) ш..в, ш..рох, ж..лудь, крыж..вник

в) прыж..к, собач..нка, свеж.., плеч..

г) боч..нок, ч..тный, каблуч..к, овц..й

  1. В каком ряду во всех словах пишется буква е/ё?

а) угрожающ.., зловещ.., ни при ч..м, свеж..

б) ч..ткий, ч..тки, освежающ.., умоляющ..

в) обж..ра, дириж..р, ухаж..р, заискивающ..

г) жж..т, ш..ссе, запрещ..н, манящ..

IV. Домашнее задание. § 42. Упр. 267.

Уроки 79—80. Буквы о и а на конце наречий


Ц е л и: познакомить с правилом написания ои ана конце наречий; учить писать такие наречия; совершен- ствовать умение излагать текст по памяти.

Личностные УУД. Укрепление нравственных основа- ний личности. Познавательные УУД. Выделение необхо- димой информации. Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении творческой проблемы. Комму-

никативные УУД. Умение с достаточной полнотой и точ- ностью выражать свои мысли.

Ход уроков


    1. Синтаксическая разминка. Ученики записывают под диктовку предложения и выполняют синтаксический раз- бор. Два ученика по очереди работают у доски.

1) Учёными доказано, что взрослые попугаи, общаясь со своими птенцами, используют некоторые постоян- ные сочетания звуков. 2) Птицы, приученные пернаты- ми родителями, неизменно откликаются на такой ана- лог
имени.

    1. Проверка домашнего задания. Упр. 267 (проверяет- ся по цепочке).

    2. Освоение нового материала. Чтение и анализ § 43.

    3. Активизация и закрепление изученного. Упр. 269. Комментированное письмо. Упр. 270. Выполняют самосто- ятельно с последующей проверкой. Упр. 272. Готовятся к написанию изложения; читают текст; обращают внимание на эпитеты, выражающие отношение автора к происходя- щему. Собака (яростно лаяла); котёнок (маленький, взъерошенный, жалобно мяукал); женщина (выбежала поспешно; сердитокрикнула).
    4. Написание изложения с творческим заданием.


    5. Домашнее задание. § 43. Упр. 271.

Уроки 81—82. Сочинение по картине Е. Н. Широкова «Друзья»


Ц е л и: совершенствовать навык выражения мыслей в письменной форме; развивать умение соотносить живо- писный и словесный образы; учить выполнять задания на основе прочитанного текста; совершенствовать орфографи- ческие и пунктуационные навыки.

Личностные УУД. Укрепление нравственных основ личности. Умение работать самостоятельно. Познаватель- ные УУД. Построение высказываний в устной и письмен- ной форме. Коммуникативные УУД. Умение точно и ясно излагать свои мысли. Умение вступать в диалог и вести беседу.

Ход уроков


  1. Мотивационное начало урока. Слово учител я. Беседа о домашних питомцах, об их любви и привязан- ности к своим хозяевам. Приводим примеры верности до- машних питомцев; вспоминаем, что в г. Тольятти есть памятник овчарке по кличке Костик (Константин — по- стоянный, верный), которая несколько лет ожидала на обочине шоссе своих хозяев, погибших в автомобильной аварии.
  2. Беседа по вопросам к упр. 273:


  • Почему Е. Н. Широков назвал свою картину «Дру- зья»? (На картине Широкова изображены мальчик и его собака. Любой домашний питомец — друг. Но собаки осо- бенно эмоциональны, они чувствуют своего хозяина, и хозяева понимают их без слов. Собака — это животное, которое является образцом верности, преданности. Если хозяин заботится о собаке, внимателен к ней, то и она отвечает ему взаимностью.)

  • В каком настроении оба персонажа? Какие жесты, выражение лица, поза мальчика говорят о том, что он огорчён? (Картина проникнута настроением грусти, за- думчивости, погружённости в переживание. Глаза маль- чика опущены — он чем-то огорчён. Собака тоскует так же, как хозяин. Её взгляд серьёзный и умный. Она спо- койно лежит, но одно ухо поднято, то есть внешне спо- койная, она чутко улавливает происходящее вокруг и пре- жде всего настроение своего хозяина. Мальчик положил руку на спину собаки — это жест ласкового хозяина и жест, передающий сходство внутреннего состояния персо- нажей. Фигуры мальчика и собаки образуют треугольник, являющийся композиционным центром картины. Цвета глубокие, сдержанные, преобладают тёмные оттенки: тёмно-синий, тёмно-красный, чёрная спина собаки, серая стена. Угловатые линии (перспектива угла комнаты, пле- чи мальчика, его сандалии, жёсткие складки одежды и подстилки) и бордовый цвет коврика передают остроту переживаний, создают тревожное настроение.)

  • Что могло произойти до того момента, который изо- бражён на картине? (Может быть, собака заболела, или мальчик поссорился с кем-то, или произошло что-то груст- ное в его семье.)

  • Каков художественный смысл картины? Для чего художник её написал? Какой важной мыслью он делится со зрителем? (Средствами живописи Широков утверждает мысль о красоте истинной дружбы, о том, что верными друзьями бывают не только люди, но и животные. Они сопереживают человеку, понимают и поддерживают его. А человек отвечает четвероногому другу тем же. Настоя- щая дружба — большая редкость. Чутких и преданных друзей надо беречь как особый дар.)


  1. Работа с текстом «Друг человека». Читают текст; определяют тему и основную мысль. Отвечают на вопросы:

— Как перекликается содержание текста с картиной? (И на картине, и в тексте переданы привязанность и по- нимание между человеком и собакой; утверждается мысль о том, что собаки способны переживать «человеческое чувство». Оба художника — художник слова и художник кисти — обращают внимание на собачьи глаза, «как буд- то освещённые настоящим светом разума».)

  • Какие слова и выражения в тексте М. Пришвина свидетельствуют о том, что собака способна переживать человеческие чувства?

Друг человека

6 (1) Бывает, собака-щенок, играя с бумажкой, привязан- ной на ниточку, вдруг что-то заметит, может быть, даже раз- гадает секрет игры и глазами, как будто освещёнными насто- ящим светом разума, заглянет в глаза самому человеку.

  1. Я понимаю, если собака моя ложится на пол и прижи- мается непременно к моей ноге, это для того, чтобы во время её сна я не ушёл. (3) Понимаю её, как собаку. (4) Но вот но- чью, когда идти некуда, она проснулась, ей стало не по себе почему-то, и она, взяв зубами своими свой тюфячок, подта- щила к моей кровати на другой стороне комнаты и уснула, и была довольна, что спала не с печкой, а рядом с человеком.

  1. Это у неё человеческое чувство одиночества и жажда бли- зости, и это от человека у неё.

  2. Я иногда думаю предложить эту догадку, что природа вся со всеми своими обитателями знает гораздо больше, чем мы думаем, но они не только не могут записать за собой, но даже лишены возможности вымолвить слово.

  3. — Лада, милая моя собачка, что ты скажешь? (8) Ну, собирайся, друг, шепни одно только человеческое слово — и мы с тобой победим весь мир зла!

(9) Так я не раз говорю своей Ладе, когда она положит мне голову на плечо и страстным хрипом пытается высказать свою признательность и любовь.

  1. Тестовые задания (на основе прочитанного текста).


  1. Какая микротема отсутствует в тексте?

а) Свет разума в собачьих глазах.

б) Собаки могут испытывать чувство одиночества. в) Почему животные не умеют говорить?

г) Животные знают гораздо больше, чем мы можем себе представить.

  1. Подберите синоним к слову вымолвить из предложения 6. Запишите этот синоним. Сказать, произнести.

  2. Из предложений 2, 4, 5, 8 выберите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.

  3. Укажите слово с безударной непроверяемой гласной в корне.

а) разгадает в) обитателями б) предложить г) секрет

  1. Из предложений 1—3 выпишите слова, написание которых со- ответствует правилу: «Две буквы нпишутся в суффиксах полных

страдательных причастий прошедшего времени, образованных от глаголов совершенного вида». Привязанный, освещёнными.

  1. Среди предложений 2—5 найдите предложение с деепричаст- ным оборотом. Напишите номер этого предложения. 4.

  2. Среди предложений 7—9 найдите предложения с обращением. Напишите номера этих предложений. 7, 8.

  1. Домашнее задание. Упр. 273.