ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 1217
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Урок 1. Русский язык как развивающееся явление
Повторение изученного в 5—6 классах
Урок 2. Синтаксис. Синтаксический разбор
Урок 3. Пунктуация. Пунктуационный разбор
Урок 5. Фонетика. Фонетический разбор слов
Урок 7. Словообразование и орфография.
Урок 8. Словообразование и орфография.
Урок 9. Морфологический разбор имён существительных и прилагательных.
Урок 10. Морфологический разбор имён числительных и местоимений.
Урок 11. Морфологический разбор глагола.
Урок 15. Диалог. Виды диалогов
Урок 16. Стили литературного языка
Урок 17. Публицистический стиль
Урок 18. Причастие как часть речи
Уроки 20—21. Причастный оборот
Уроки 22—23. Описание внешности человека
Урок 24. Действительные и страдательные причастия
Урок 25. Краткие и полные страдательные причастия
Урок 27. Действительные причастия прошедшего времени
Урок 28. Изложение от третьего лица
Урок 30. Страдательные причастия прошедшего времени
Урок 31. Гласные перед н в полных и кратких страдательных причастиях
Уроки 37—38. Выборочное изложение
Урок 39. Морфологический разбор причастия
Уроки 41—42. Слитное и раздельное написание
Уроки 43—44. Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени
Уроки 45—46. Сочинение «Успешный телеведущий»
Уроки 47—48. Обобщение по теме «Причастие»
Урок 49. Зачёт по теме «Причастие»
Урок 51. Деепричастие как часть речи
Уроки 52—53. Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте
Урок 54. Раздельное написание не
Уроки 55—56. Деепричастия совершенного и несовершенного вида
Урок 57. Употребление в речи причастных
Урок 58. Морфологический разбор деепричастия
Урок 59. Обобщение изученного по теме
Урок 60. Зачёт по теме «Деепричастие»
Урок 62. Наречие как часть речи
Уроки 65—66. Пейзаж на картине И. Попова
Урок 67. Степени сравнения наречий
Урок 68. Морфологический разбор наречия
Уроки 69—70. Сочинение-рассуждение
Уроки 71—72. Слитное и раздельное написание
Уроки 74—75. Одна и две буквы н
Урок 78. Буквы о и е после шипящих на конце наречий
Уроки 79—80. Буквы о и а на конце наречий
Уроки 81—82. Сочинение по картине Е. Н. Широкова «Друзья»
Уроки 83—84. Дефис между частями слова в наречиях
Урок 87. Мягкий знак после шипящих на конце наречий
Урок 88. Обобщение по теме «Наречие»
Урок 89. Зачёт по теме «Наречие»
Урок 94. Морфологический разбор категории состояния
Уроки 95—96. Сочинение на лингвистическую тему
Урок 97. Самостоятельные и служебные части речи
Урок 98. Предлог как часть речи
Урок 99. Употребление предлогов
Уроки 100—101. Непроизводные и производные предлоги
Урок 102. Простые и составные предлоги
Урок 103. Морфологический разбор предлога
Уроки 104—105. Слитное и раздельное написание производных предлогов
Урок 107. Простые и составные союзы
Уроки 108—109. Союзы сочинительные и подчинительные
Урок 110. Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении
Урок 112. Подчинительные союзы
Урок 113. Морфологический разбор союза
Урок 114. Сочинение-рассуждение
Урок 116. Обобщение сведений о предлогах и союзах
Урок 118. Частица как часть речи
Урок 119. Разряды частиц. Формообразующие частицы
Уроки 120—121. Работа над вымышленными рассказами
Урок 123. Раздельное и дефисное написание частиц
Урок 124. Морфологический разбор частицы
Урок 125. Отрицательные частицы не и ни
Урок 126. Различие частицы не и приставки не-
Урок 128. Подготовка к контрольному диктанту по темам «Союз» и «Частица»
Урок 130. Междометие как часть речи. Знаки препинания при междометиях
Повторение и систематизация изученного в 5—7 классах
Урок 131. Разделы науки о русском языке.
Урок 133. Лексика и фразеология
Урок 134. Морфемика. Словообразование
Уроки 135—136. Морфология и орфография
Уроки 137—138. Синтаксис и пунктуация
Урок 87. Мягкий знак после шипящих на конце наречий
Ц е л и: познакомиться с правилом о написании мягко- го знака после шипящих на конце наречий; учить писать наречия, оканчивающиеся на шипящие; вспомнить прави- ла написания мягкого знака после шипящих в других ча- стях речи.
Личностные УУД. Формирование нравственных осно- ваний личности. Познавательные УУД. Анализ явлений. Синтез знаний. Коммуникативные УУД. Умение эффек- тивно взаимодействовать в процессе учебной деятельности.
Ход урока
-
Словарный диктант. Ученики пишут под диктовку словарные слова. -
Проверка домашнего задания. Упр. 283 (по цепочке). -
Освоение нового материала.
-
Наблюдения над лингвистическим материалом. Дети читают предложения; устно объясняют наличие или от- сутствие ь после шипящих на конце слов разных частей речи. Ученики могут выполнять задание, опираясь на та- блицу «Мягкий знак после шипящих ж, ч, ш, щ» в кни- ге Л. А. Поникаровой «Русский язык. Фонетика, словообразо- вание, орфография в таблицах и заданиях» (М.: Просвещение, 2009).
6 1) По воде побежала дрожь, а прибрежный камыш бес- покойно зашуршал. 2) Белый гусь, поднявшийся на меня с ши- пением, был могуч, а ещё, по-видимому, вспыльчив и горяч.
-
«Легкомысленная ты птица! А ещё папаша. Нечего сказать, воспитываешь поколение!» — переругивался я с крылатым ворчуном. 4) Но ему приходилось защищать, беречь и стеречь гусят, оставшихся без матери. 5) Я едва успел набросить на себя плащ, как из-за туч прорвался холодный косой ливень.
6) Казалось, в туче образовалась брешь, как в распоротом мешке. 7) Если вовремя не укроешься, то градины иссекут беспощадно. 8) Расправив сильные крылья, отчаянно спасаешь пернатую молодёжь. Честь тебе и хвала, папаша! (По Е. Носову)
-
Упр. 288. Ученики читают в учебнике правило о на- писании мягкого знака после шипящих на конце наре- чий, затем выполняют задание устно.
-
Активизация и закрепление изученного.
-
Работа с учебником. Упр. 287. Комментированное письмо. -
Объяснительный диктант. По ходу учитель напоми- нает о необходимости разграничивать наречия и краткие прилагательные, заканчивающиеся на шипящие. Право- писание слов этих частей речи различается.
6 1) Лошадь, убранная в праздничную яркую упряжь, не- слась вскачь по арене, а казачонок Петя встал в седло и за- плясал. 2) Мальчишка был охоч до отчаянного лихачества.
-
Он вдруг скользнул вниз, тонко вскрикнул и упал в седле навзничь. 4) Публика понимала, что циркач отыгрывает номер, но что-то уж очень долго. 5) Мальчик мгновенно подтянулся и, на скаку сделав сальто, умчался прочь. (По В. Великанову)
-
Подведение итогов урока. Беседа по вопросам:
-
Как пишутся существительные, заканчивающиеся на шипящие? -
Какие формы глаголов могут заканчиваться на ши- пящие? Пишется ли ьв этих словах?-
Как различить наречия и краткие прилагательные, заканчивающиеся на шипящие? -
Как пишутся наречия, заканчивающиеся на шипя- щие? Назовите слова-исключения.
-
-
Домашнее задание. § 46. Упр. 290. Заполнить та- блицу примерами из упр. 289.
Урок 88. Обобщение по теме «Наречие»
Ц е л и: обобщить и систематизировать знания о наре- чии как части речи; закрепить орфографические умения, полученные при изучении темы; организовать подготовку к зачёту и контрольному диктанту.
Личностные УУД. Личностное самоопределение. По- знавательные УУД. Анализ явлений. Синтез знаний. Коммуникативные УУД. Умение вступать в диалог и ве- сти беседу. Умение точно и ясно выражать свои мысли.
Ход урока
-
Проверка домашнего задания. Фронтальный опрос. Зачитываются примеры из таблицы упр. 290, соответству- ющие каждому озвученному правилу.
-
Расскажите правило написания мягкого знака по- сле шипящих на конце существительных. -
Как пишутся краткие прилагательные, заканчиваю- щиеся на шипящие? -
Расскажите о написании мягкого знака после ши- пящих в глаголах. -
Расскажите правило написания мягкого знака по- сле шипящих на конце наречий.
-
Синтаксическая разминка. Записывается предложе- ние под диктовку, выполняется синтаксический разбор. Ученик работает у доски.
Разбились облака. Алмазы дождевые, Сверкая, капают то тише, то быстрей
С благоухающих, взволнованных ветвей. (В. Набоков)
-
Закрепление изученного по теме «Наречие».
-
Фронтальный опрос. Для обобщения знаний о на- речии как части речи рекомендуется использовать табли- цу из книги Л. А. Поникаровой «Русский язык. Морфология в таблицах и заданиях» (М.: Просвещение, 2007).
-
Что обозначает наречие? -
Каковы разряды наречий по значению? Приведите примеры. -
Что общего между наречиями и прилагательными? -
Как различить в предложении прилагательные и наречия в сравнительной степени? -
Какова синтаксическая роль наречий?
-
Работа с учебником. Упр. 294. Устный разбор. Упр. 295. Самостоятельное выполнение; один ученик ра-
ботает у доски. Упр. 296. Самостоятельная работа. Упр. 293. Свободный диктант.
-
Подведение итогов урока. Экспресс-опрос.
-
Не слитно или раздельно? Неуклюже, нечисто, со- всем неинтересно. -
Одна или две буквы н? Мужественно, взвешенно, бешено,искусно. -
Суффиксы -о или -а? Издавна, изредка, досуха, сно- ва, затемно,начисто. -
Не или ни? Никак, нисколечко, несколько, ничуть, неоткуда.
-
Домашнее задание. Упр. 291.
Урок 89. Зачёт по теме «Наречие»
Ц е л и: проконтролировать уровень знаний учащихся по теме «Наречие»; оценить степень овладения орфогра- фическими навыками по изученному разделу; активизи- ровать самостоятельную работу учеников.
Организация и проведение зачёта. Каждый ученик по- лучает один из текстов, переписывает, вставляя пропу- щенные буквы и знаки препинания. Тестовые задания вы- полняются по вариантам. В процессе работы индивидуаль- но для каждого учащегося проводится устный опрос по контрольным вопросам и заданиям к разделу «Наречие» в учебнике. В зависимости от уровня подготовленности класса учитель может заранее вывесить в классе все семь текстов (их автор М. Гончарова). В течение 1—2 недель в случае затруднений ученики получают у учителя консуль- тации по правописанию.
6 Текст 1. Потом п..шли ливни, бешеные, почти тр..пиче- ские. Только (по)осеннему х..лодные. И двое совят перем..на- ясь и т..лкаясь св..лились (с)края ниши. Со второго этажа они кувыркнулись (в)низ. К счастью упав в траву пт..нцы н..чего себе (не)повредили (не)сломали. Сообразительная мама-сова (по)одному перев..локла их в лапах (на)верх. Зап..хнуть пт..нцов обратно в нишу (не)было н..какой в..зможности. З..ботливо и испуган.. сова ус..дила их на подоко..ник. Да так, что, если бы кто(то) ..ткрыл окно, не настеж.., а хотя бы (чуть)
чуть, они бы шлёпнулись (в)низ снов.. .
6 Текст 2. Пт..нцы испуга..но сидели на подоко..нике, ли- цом к нам, мокрые, встрёпа..ные, с (полу)открытыми гл..зами. Изредк.. совята устал.. з..вали. Вы видели когда(нибудь) как з..вают совята? Точь(в)точь как мал..нькие дети, когда хотят спать. Только (по)ребячьи кул..чками глаза (не)трут. Сова Ксю- ша то подл..тала к ним то устр..млялась проч.., под крышу, к сидевш..м там совятам-тючкам. При этом она взволнова..но
отчая..но кричала. От этого крика мы все извелись (до)нельзя. Нужно было зап..хнуть двоих совят (на)зад в нишу. Но как?
6 Текст 3. Через каких(нибудь) дес..ть м..нут после мами- ного звонка во двор школы торжествен..о в..ехала алая маши- на. А дождь (не)прекло..но усил..вался. Папа наш бежал без зонт..ка, ну просто как(то) вскач.., перед этим огромным крас- ным танком п..казывая дорогу. А потом сп..сатель, наш с..сед Сашка, доехал на лес..нице до окна спортзала. (Его было (не) отл..чить от были..ного бог..тыря, разве только (по)пожарному костюму.) Закреплё..ный спец..альным поясом он добрался до ниши и а..куратно усадил совят поглубж.. . Заодно по..пихнул
(в)нутрь и всех остальных чтобы не свалились и благ..получно спустился (в)низ.
6 Текст 4. Через н..делю наши совята (по)настоящему от- крыли глаза и научились летать. (Не)часто но вс..гда с уд..- вольствием, мы пр..ходим к наш..му папе в спортзал и н..блю- даем как Ксюша и наши тючки увере..но планируют под лет- ним дождём. Для нас это выгл..дит волнующ.. . Иногда они бок(о)бок присаживаются к Боре на подоко..ник и пр..нимают уг..щение. Сначал.. нужно прик..снуться куском сосиски к гол..- ве совёнка а затем к уголку рта. И только тогда он с..ест пред- ложе..ный кусоч..к как(то) очень а..петитно пр..щёлкивая клю-
вом. Полак..мившись сови..ная семья улетает проч.., в своё жилищ.. под крышу.
6 Текст 5. Лошадь Марыся (по)настоящ..му, (по)человеч..- ски дружит с Жуком. Это маленькая ч..рная собачка. Лошадь бежит и (не)преме..но бок(о)бок с ней трусит Жук переб..рая короткими лапками. Как(то) лошадь заболела и её забрали в ветл..чебницу делать уколы внутриве..но. Стоит она там в к..нюшне (со)всем одна. Жук топчется у л..чебницы и не убе- гает н..куда ни днём ни ночью. Изредк.. он пр..носит Марысе найде..ную где(то) корку или какую(нибудь) засохшую косточ- ку. Марыся (не)сказанно рада и фыркает пихая Жука в бок.
6 Текст 6. Когда(то) давным(давно) к нам пр..шла кошка и мы построили для неё дом. Потом (не)ожида..но Кошка ок..зался котом но имя пр..жилось. (В)скоре в дом Кошки въехала н..кто Личко-в-кучку имевшая строгий вид и чер..па- ховый ..крас. И (не)редко мы вид..ли как из уютного кошки- ного дома блаже..но выгляд..вают две усатые мордочки а (по)середине торчит (ярко)ж..лтый клюв. Да, да, вместе с ними в доме пос..лилась маленькая ж..лтая курочка. Она с уд..воль- ствием и досыт.. ела «Вискас» из кошачьей миски. Дружба?
А как же ещ.. назвать?
6 Текст 7. Мой сын Даня всю зиму как(то) воспит..вал двух жуков. Они от пост..янного тепла или от изумлен..я (по) весеннему бодро в..зились в своей банке увлечё..но что(то)
закапывая и пр..прятывая. Жуки вели себя совсем (не)сонно и умудрились дать п..томство. Даня (не)утомимо забот..лся о них как будто это были лучшие жуки когда(либо) живущие на пл..нете. В мае он р..спахнул око..ную раму настеж.. и выпу- стил под..печных на волю в н..сколько большем к..личестве, чем было (в)начале. А потом нежда..но-негада..но пр..нёс до- мой белых крыс которых (не)ласково и р..шительно выселили из дома его