ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 1202
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Урок 1. Русский язык как развивающееся явление
Повторение изученного в 5—6 классах
Урок 2. Синтаксис. Синтаксический разбор
Урок 3. Пунктуация. Пунктуационный разбор
Урок 5. Фонетика. Фонетический разбор слов
Урок 7. Словообразование и орфография.
Урок 8. Словообразование и орфография.
Урок 9. Морфологический разбор имён существительных и прилагательных.
Урок 10. Морфологический разбор имён числительных и местоимений.
Урок 11. Морфологический разбор глагола.
Урок 15. Диалог. Виды диалогов
Урок 16. Стили литературного языка
Урок 17. Публицистический стиль
Урок 18. Причастие как часть речи
Уроки 20—21. Причастный оборот
Уроки 22—23. Описание внешности человека
Урок 24. Действительные и страдательные причастия
Урок 25. Краткие и полные страдательные причастия
Урок 27. Действительные причастия прошедшего времени
Урок 28. Изложение от третьего лица
Урок 30. Страдательные причастия прошедшего времени
Урок 31. Гласные перед н в полных и кратких страдательных причастиях
Уроки 37—38. Выборочное изложение
Урок 39. Морфологический разбор причастия
Уроки 41—42. Слитное и раздельное написание
Уроки 43—44. Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени
Уроки 45—46. Сочинение «Успешный телеведущий»
Уроки 47—48. Обобщение по теме «Причастие»
Урок 49. Зачёт по теме «Причастие»
Урок 51. Деепричастие как часть речи
Уроки 52—53. Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте
Урок 54. Раздельное написание не
Уроки 55—56. Деепричастия совершенного и несовершенного вида
Урок 57. Употребление в речи причастных
Урок 58. Морфологический разбор деепричастия
Урок 59. Обобщение изученного по теме
Урок 60. Зачёт по теме «Деепричастие»
Урок 62. Наречие как часть речи
Уроки 65—66. Пейзаж на картине И. Попова
Урок 67. Степени сравнения наречий
Урок 68. Морфологический разбор наречия
Уроки 69—70. Сочинение-рассуждение
Уроки 71—72. Слитное и раздельное написание
Уроки 74—75. Одна и две буквы н
Урок 78. Буквы о и е после шипящих на конце наречий
Уроки 79—80. Буквы о и а на конце наречий
Уроки 81—82. Сочинение по картине Е. Н. Широкова «Друзья»
Уроки 83—84. Дефис между частями слова в наречиях
Урок 87. Мягкий знак после шипящих на конце наречий
Урок 88. Обобщение по теме «Наречие»
Урок 89. Зачёт по теме «Наречие»
Урок 94. Морфологический разбор категории состояния
Уроки 95—96. Сочинение на лингвистическую тему
Урок 97. Самостоятельные и служебные части речи
Урок 98. Предлог как часть речи
Урок 99. Употребление предлогов
Уроки 100—101. Непроизводные и производные предлоги
Урок 102. Простые и составные предлоги
Урок 103. Морфологический разбор предлога
Уроки 104—105. Слитное и раздельное написание производных предлогов
Урок 107. Простые и составные союзы
Уроки 108—109. Союзы сочинительные и подчинительные
Урок 110. Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении
Урок 112. Подчинительные союзы
Урок 113. Морфологический разбор союза
Урок 114. Сочинение-рассуждение
Урок 116. Обобщение сведений о предлогах и союзах
Урок 118. Частица как часть речи
Урок 119. Разряды частиц. Формообразующие частицы
Уроки 120—121. Работа над вымышленными рассказами
Урок 123. Раздельное и дефисное написание частиц
Урок 124. Морфологический разбор частицы
Урок 125. Отрицательные частицы не и ни
Урок 126. Различие частицы не и приставки не-
Урок 128. Подготовка к контрольному диктанту по темам «Союз» и «Частица»
Урок 130. Междометие как часть речи. Знаки препинания при междометиях
Повторение и систематизация изученного в 5—7 классах
Урок 131. Разделы науки о русском языке.
Урок 133. Лексика и фразеология
Урок 134. Морфемика. Словообразование
Уроки 135—136. Морфология и орфография
Уроки 137—138. Синтаксис и пунктуация
Личностные УУД. Умение самостоятельно работать и распределять время. Познавательные УУД. Применение полученных знаний. Коммуникативные УУД. Соблюдение дисциплины как проявление уважения к сверстникам.
Организация и проведение зачёта. Работа выполняется письменно.
Вариант 1.
Задание 1. Дополните предложения.
Деепричастие — это…
Деепричастия несовершенного вида отвечают на во- прос … и образуются с помощью суффиксов…
Деепричастный оборот в предложении является…
Задание 2. Спишите. Вставьте пропущенные буквы и пунктуа- ционные знаки. Выполните синтаксический разбор указанного предложения.
6 Св..ркая ёлочные бусы вдруг посыпались на зелене..щую траву в моей игруш..чной коробочке где разгул..вали бл..стящ..е коровки лошадки и овцы. Держа близко к глазам какую(то) книгу Маруся читала её забыв всё окружа..щ..е и уносясь в волш..бство строк. А с рождественской ёлки на мгновен..е вспыхнув упал синий шар!4 Его лё..кая ск..рлупка с..яющая голубым блеском распалась на куски с..ребристым каскадом. Раздался наш горес..ный крик и голоса старших кинувш..хся нас ..ттащить от осколков. (По А. Цветаевой)
Задание 3. От какого глагола нельзя образовать форму деепри- частия?
а) печь б) страдать в) умолкнуть г) сидеть д) греть
Задание 4. Укажите ряд(ы), в котором все деепричастия совер- шенного вида.
а) выскочив из-за угла; удивив изобретательностью; испачкавшись тестом; успокоившийся ребёнок
б) прочтя объявление; принеся в дом; глядя в глаза; сразу не заметив
в) проиграв пари; заигравшись с собакой; игравший мальчик; заиграв на скрипке
г) устроив столпотворение; утроив усилия; прищурясь от солнца; отдавши долг
Задание 5. Укажите предложение с речевой ошибкой. Запишите исправленный вариант предложения.
а) Разместившись поудобнее у костра, мы начали рас- сказывать друг другу страшные истории.
б) Забежав ко мне и увидев, что я смотрю футбольный матч, у друзей возникло желание посмотреть его вместе со мной.
в) Торопливо заканчивая чертёж, я сломал карандаш. г) Открыв окно, я залюбовался видом цветущего
сада.
Вариант 2.
Задание 1. Дополните предложения.
Деепричастный оборот — это…
Деепричастия совершенного вида отвечают на вопрос… и образуются с помощью суффиксов…
Не с деепричастием пишется…
Задание 2. Спишите. Вставьте пропущенные буквы и пунктуа- ционные знаки. Выполните синтаксический разбор указанного предложения.
6 Я мечтательно см..трела куда(то) вверх. На в..той золо- той нитке качнувшись от лё..кого ветерка в..села маленькая танцовщица в пышной юбочк.. .4 В догоравш..м костре праз..- ничной ночи бл..стела искра малинового шара отражая огонь последн..й свечи. Засыпая мы с Марусей пре..вкушали бл..- женство проснуться в первый день Рождества! В..ликой радо- стью было смотреть на ёлку утре..ними глазами обходить её всю пролезая сзади и нюхая её ветки. Она встр..чала нас за- литая золотыми солнечными лучами. (По А. Цветаевой)
Задание 3. От какого глагола нельзя образовать форму деепри- частия?
а) ворковать б) беречь в) строить г) взлететь д) се- деть
Задание 4. Укажите ряд(ы), в котором(ых) все деепричастия несовершенного вида.
а) покатываясь со смеху; не желая знать; узнавая но- вое; зная толк в игре
б) заглядывая в комнату; возвращаясь в класс; прочтя объявление; услышав мелодию
в) плача от счастья; медленно уходя; уйдя в мона- стырь; двигаясь в направлении шоссе
г) решая задачу; преодолевая препятствия; занимаясь алгеброй; занимая должность
Задание 5. Укажите предложения с речевой ошибкой. Запишите исправленный вариант предложения.
а) Брат, приехав на каникулы, сразу затеял в кварти- ре ремонт и перестановку мебели.
б) Выехав за город, машина у соседа заглохла.
в) Нажав на тормоз изо всех сил, машина всё же вре- залась в фонарный столб.
г) Дети прибежали с улицы, громко крича и размахи- вая руками.
Урок 61. Контрольный диктант
Не играй «для Прохора»
6 Воспитывая своих детей, Лев Николаевич Толстой стре- мился развить в них качество, называемое простотой. Он хо- тел избавить своих детей от мук тщеславия, отравляющих су- ществование человека. Толстой, распознавая тревожные сим- птомы, лечил их метким писательским словом.
В воспоминаниях Ильи Львовича Толстого сохранились све- дения об одном таком чудесном исцелении. В детстве его учи- ли играть на фортепьяно, а он, изо всех сил ленившийся, играл кое-как, торопясь отбарабанить свой час и убежать. Отец был недоволен таким положением дел. Но однажды Лев Николаевич услышал, что из залы раздаются бодрые, оживлённые звуки. Отец вошёл в комнату и увидел расстаравшегося до румянца сына и плотника Прохора, вставлявшего зимние рамы.
Причина старательной игры была объяснена. Маленький Илья трудился «для Прохора», заслужив гневное недовольство отца. И много раз потом Толстой, желая вырастить порядоч- ного человека, напоминал своему сыну о «Прохоре». (Из книги
«Русская литература в вопросах и ответах») (129 сл.)
Наречие
Урок 62. Наречие как часть речи
Результаты обучения. Личностные. Осознание роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и нравственных качеств личности. Расшире- ние словарного запаса. Метапредметные. Понимание информации устного и письменного сообщения. Овладение приёмами отбора и систематизации материала на опреде- лённую тему. Способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме. Применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни (ведение дневника). Предметные. Опознавание и анализ наречий. Осознание роли наречий в тексте. Употреб- ление наречий в речи. Знакомство
с жанрами дневниковой записи, отзыва, доклада и создание сочинений в этом жан- ре.
Ц е л и: дать представление о наречии как части речи; учить отличать наречия от других частей речи; пронаблю- дать роль наречий в тексте.
Личностные УУД. Укрепление нравственных и эстети- ческих основ личности. Познавательные УУД. Извлече- ние информации. Анализ явлений. Коммуникативные УУД. Умение вступать в диалог и вести беседу.
Ход урока
-
Освоение нового материала. Чтение и анализ § 34. -
Активизация и закрепление изученного.
-
Наблюдение над лингвистическим материалом. Уча- щиеся читают текст, называют наречия, отвечают на во- прос:
-
-
В каких ситуациях речи уместно употребление на- речий? (Указание направления, расположения в простран- стве; временных отрезков; обозначение степени явления; характеристика действия и признака.)
6 Кабинет в ялтинском доме Чехова был небольшой, скромный. Напротив входной двери было большое квадратное окно. Слева располагался письменный стол, а за ним малень- кая ниша, освещённая сверху, из-под потолка, крошечным оконцем. В нише — турецкий диван. Коричневый кафельный камин находился у стены справа. Наверху, в его облицовке, оставлено небольшое, не заделанное плиткой местечко, и в нём небрежно, но мило написано красками вечернее поле с уходя- щими вдаль стогами — это работа Левитана. (А. Куприн)
-
Работа с учебником. Упр. 219. Комментированное письмо. Упр. 222. Разбирают устно; выписывают слово- сочетания с наречиями; вспоминают пунктуационное оформление предложений с прямой речью.
-
Подведение итогов урока. Беседа по вопросам и за- даниям:
-
Дайте определение наречия как части речи. -
Какие неизменяемые самостоятельные части речи, кроме наречий, вам известны? -
А. С. Пушкин писал о том, что наречия «живопи- суют глагол». Объясните, как вы понимаете это высказы- вание.
-
Домашнее задание. § 34. Упр. 221.