ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 1302
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Урок 1. Русский язык как развивающееся явление
Повторение изученного в 5—6 классах
Урок 2. Синтаксис. Синтаксический разбор
Урок 3. Пунктуация. Пунктуационный разбор
Урок 5. Фонетика. Фонетический разбор слов
Урок 7. Словообразование и орфография.
Урок 8. Словообразование и орфография.
Урок 9. Морфологический разбор имён существительных и прилагательных.
Урок 10. Морфологический разбор имён числительных и местоимений.
Урок 11. Морфологический разбор глагола.
Урок 15. Диалог. Виды диалогов
Урок 16. Стили литературного языка
Урок 17. Публицистический стиль
Урок 18. Причастие как часть речи
Уроки 20—21. Причастный оборот
Уроки 22—23. Описание внешности человека
Урок 24. Действительные и страдательные причастия
Урок 25. Краткие и полные страдательные причастия
Урок 27. Действительные причастия прошедшего времени
Урок 28. Изложение от третьего лица
Урок 30. Страдательные причастия прошедшего времени
Урок 31. Гласные перед н в полных и кратких страдательных причастиях
Уроки 37—38. Выборочное изложение
Урок 39. Морфологический разбор причастия
Уроки 41—42. Слитное и раздельное написание
Уроки 43—44. Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени
Уроки 45—46. Сочинение «Успешный телеведущий»
Уроки 47—48. Обобщение по теме «Причастие»
Урок 49. Зачёт по теме «Причастие»
Урок 51. Деепричастие как часть речи
Уроки 52—53. Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте
Урок 54. Раздельное написание не
Уроки 55—56. Деепричастия совершенного и несовершенного вида
Урок 57. Употребление в речи причастных
Урок 58. Морфологический разбор деепричастия
Урок 59. Обобщение изученного по теме
Урок 60. Зачёт по теме «Деепричастие»
Урок 62. Наречие как часть речи
Уроки 65—66. Пейзаж на картине И. Попова
Урок 67. Степени сравнения наречий
Урок 68. Морфологический разбор наречия
Уроки 69—70. Сочинение-рассуждение
Уроки 71—72. Слитное и раздельное написание
Уроки 74—75. Одна и две буквы н
Урок 78. Буквы о и е после шипящих на конце наречий
Уроки 79—80. Буквы о и а на конце наречий
Уроки 81—82. Сочинение по картине Е. Н. Широкова «Друзья»
Уроки 83—84. Дефис между частями слова в наречиях
Урок 87. Мягкий знак после шипящих на конце наречий
Урок 88. Обобщение по теме «Наречие»
Урок 89. Зачёт по теме «Наречие»
Урок 94. Морфологический разбор категории состояния
Уроки 95—96. Сочинение на лингвистическую тему
Урок 97. Самостоятельные и служебные части речи
Урок 98. Предлог как часть речи
Урок 99. Употребление предлогов
Уроки 100—101. Непроизводные и производные предлоги
Урок 102. Простые и составные предлоги
Урок 103. Морфологический разбор предлога
Уроки 104—105. Слитное и раздельное написание производных предлогов
Урок 107. Простые и составные союзы
Уроки 108—109. Союзы сочинительные и подчинительные
Урок 110. Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении
Урок 112. Подчинительные союзы
Урок 113. Морфологический разбор союза
Урок 114. Сочинение-рассуждение
Урок 116. Обобщение сведений о предлогах и союзах
Урок 118. Частица как часть речи
Урок 119. Разряды частиц. Формообразующие частицы
Уроки 120—121. Работа над вымышленными рассказами
Урок 123. Раздельное и дефисное написание частиц
Урок 124. Морфологический разбор частицы
Урок 125. Отрицательные частицы не и ни
Урок 126. Различие частицы не и приставки не-
Урок 128. Подготовка к контрольному диктанту по темам «Союз» и «Частица»
Урок 130. Междометие как часть речи. Знаки препинания при междометиях
Повторение и систематизация изученного в 5—7 классах
Урок 131. Разделы науки о русском языке.
Урок 133. Лексика и фразеология
Урок 134. Морфемика. Словообразование
Уроки 135—136. Морфология и орфография
Уроки 137—138. Синтаксис и пунктуация
Урок 16. Стили литературного языка
Ц е л и: вспомнить разновидности стилей языка; совер- шенствовать навыки анализа текста; развивать устную монологическую речь; оттачивать орфографические и пун- ктуационные навыки.
Личностные УУД. Умение принимать и отстаивать свою точку зрения. Познавательные УУД. Обсуждение прочитанного. Восстановление целостной картины знаний по фрагментам. Коммуникативные УУД. Умение зада- вать вопросы.
Ход урока
-
Проверка домашнего задания. Ученики зачитывают составленные диалоги.
-
Является ли диалог текстом? Докажите. -
В чём различие постановки знаков препинания при диалоге и прямой речи?
-
Повторение сведений о стилях литературного языка. Учитель зачитывает приметы стиля, учащиеся определя- ют, к какому стилю относится эта характеристика. В сла- бом классе раздаются распечатки-подсказки, где содер- жатся сведения о стилях литературного языка.
1) Целью этого стиля является установление правовых отношений между государством и гражданами; управление, воздействие на эмоции и поступки читателей. 2) В этом стиле активно используются стандартные обороты типа стороны пришли к соглашению, права и обязанности сторон, справка выдана… в том, что. 3) Большую роль в текстах играют производные предлоги вследствие, в за- ключение, в течение, в связи с, за неимением. 4) Употреб- ляются специальные слова, термины, называющие основ- ные понятия какой-либо науки. 5) Отвлечённый, абстракт- ный характер этого стиля приводит к тому, что в текстах много существительных на -ость, -ение, -ание. 6) Логич- ность, доказательность, отсутствие эмоциональных оце- нок. 7) Характерно употребление эмоциональной лексики, слов и словосочетаний в переносном значении (нефть — чёрное золото), восклицательных, вопросительных и не- полных предложений. 8) Вбирает в себя черты всех сти- лей.
-
Работа с учебником. Упр. 61 (устно), упр. 62 (уст- ный анализ текстов). -
Дополнительное задание. Ученики списывают текст, далее следует взаимопроверка с использованием об- разца. Учащиеся задают вопросы, если написание какого- либо слова или постановка знака им непонятны. На во- прос отвечает учитель или кто-то из учащихся. Для от- вета на вопросы можно также выбрать одного из учащихся, эксперта по данному тексту.
6 Греция зан..ма..т южную часть Балканского (полу)остро- ва. Сама пр..рода р..зделила Грецию на четыр.. части: север- ную западную восточную и южную. Это ориг..нальное р..зде- ление Греции всегда пр..влекало к ней взоры всей культурной части насел..ния з..много шара.
В Греции жил особе..ный народ — греки. Говорили они на мёртвом языке* и зан..мались соч..нением мифов о богах и героях. (По О. Мазневой)
* Мёртвый язык — язык, не существующий в живом употребле- нии и, как правило, известный лишь по письменным памят- никам.
Ученики отвечают на дополнительный вопрос:
— Является ли данный текст образцом научного стиля? (На первый взгляд текст похож на научный: есть деление рассматриваемого явления на составляющие, повтор слов как средство связи, стандартные выражения — так на- зываемые греки. В то же время, например, подразделение явления на составляющие либо не нужно, так как любую страну можно разделить на четыре части соответственно сторонам света, либо необъективно (говорили на мёртвом языке и занимались сочинением мифов о богах и героях). Таким образом, этот текст по форме соответствует науч- ному стилю, а по содержанию нет. Значит, перед нами пародия — подражание, комическое подобие.)
-
Домашнее задание. 1) К § 10 «Закончите начатые высказывания» (устно). 2) Выбрать из газет, журналов пу- блицистический текст и найти в нём приметы стиля (от- метить прямо в тексте).
Урок 17. Публицистический стиль
Ц е л и: закрепить представление о публицистическом стиле как о функциональной разновидности языка; уяс- нить черты текста-убеждения; совершенствовать орфогра- фические и пунктуационные навыки.
Личностные УУД. Формирование нравственно-патрио- тических оснований личности. Познавательные УУД. По- иск и выделение необходимой информации. Структуриро- вание знаний. Построение устного речевого высказыва- ния. Коммуникативные УУД. Умение вступать в диалог и вести беседу.
Ход урока
-
Проверка домашнего задания. Работа с принесённы- ми текстами. Примерные вопросы и задания для беседы:
-
О чём тексты? (Учитель спрашивает нескольких учеников, отвечают кратко.) -
В каких жанрах работали авторы текстов? Приве- дите примеры разговорной и торжественной, книжной
лексики. Приведите примеры риторических вопросов и восклицаний.
-
Как автор воздействует на эмоциональную сферу читателей? -
Почему вы выбрали именно этот текст? Чем он инте- ресен? Насколько ярко проявились в нём стилевые черты?
-
Работа с учебником. Упр. 66. Обсуждение текста. Учитель обращает внимание учеников на особенности жанра публичного обращения: сообщение слушателям цели собрания (мы пришли сюда, чтобы обсудить), на обозначение важности вопроса (вопрос имеет величайшее значение), на чёткое определение своей точки зрения (я утверждаю, что), убеждающая оценочная лексика (справедливый и выгодный мирный договор). При выпол- нении упр. 67 учащиеся усваивают этикетные черты уст- ного выступления — уважительное обращение к аудито- рии, высказывание благодарности слушателям. -
Анализ текста. Ученики прослушивают текст, крат- ко пересказывают, формулируют основную мысль. Затем текст проецируется на экран, дети выписывают из него ключевые фразы (русский язык; самый трудный и самый сложный; россиянин; хорошо знать; русская кровь; лю- блюнарод,страну;живувРоссии). Отвечают на вопрос:
-
Является данная лексика нейтральной или стили- стически окрашенной? (Слова принадлежат книжной, об- щественно-политической сфере; придают высказыванию серьёзный, официальный, убедительный характер.)
6 Для меня русский язык — самый трудный*, самый слож- ный** в мире! Иностранцам, наверное, тоже очень трудно его учить. Но я ведь россиянин и поэтому считаю, что все жители России должны знать свой язык очень хорошо. Я думаю, что это плохо, когда в нашей стране некоторые с большим жела- нием учат иностранные языки. И ещё хуже, когда делают это для того, чтобы уехать из России навсегда.
Мне кажется, что, если человек родился и вырос в России, живёт здесь, он должен знать родной язык назубок. Я — рус- ский, во мне течёт русская кровь. Я люблю свой народ, свою страну всем сердцем и понимаю, что мне стыдно не знать русского языка. Ведь я живу в России. (И. Качанов)
* Трудный (нар. трудно) — требующий больших усилий, на- пряжения.
** Сложный (нар. сложно) — состоящий из нескольких частей, многообразный.
-
Составление и запись плана текста-убеждения. Предлагается создать текст-убеждение на тему «Цените и уважайте русский язык!».
Примерный план с опорными фразами.
-
Обращение к классу. -
Сообщение цели. (Я хочу сказать… Я буду гово- рить о том,что…) -
Привлечение внимания к проблеме. (Думаем ли мы о…? Часто ли обращаем внимание...? Осознаём ли уни- кальность русскогоязыка?..) -
Важность проблемы. (Язык — это прошлое и насто- ящее, это мысли и переживания народа; по речи можно многое сказать о человеке, вспомним «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях»: «Вмиг по речи те спознали, что царевну принимали».) -
Чёткое высказывание своей точки зрения. (Я ду- маю… Я уверен… Я знаю… Стараться грамотно говорить и писать, правильно ставить ударения; формулировать мысль просто и ясно; быть внимательным к слову.) -
Убеждающая оценочная лексика (богатейший, слож- ный, уникальное явление; язык межкультурной коммуни- кации; язык-посредник для многихнародов). -
Что нужно сделать для укрепления престижа рус- ского языка? (Давайте уважать; быть внимательными; ценить и удивляться;изучать.)
-
Домашнее задание. Упр. 69.